- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сможет ли назначение нового посла США выправить ситуацию в отношениях с Саудовской Аравией?

13 ноября в СМИ появилось сообщение, что  президент США Д.Трамп номинировал на должность  посла в КСА,  которая оставалась вакантной с января 2017 г., отставного генерала Джона Филиппа Абизаида (1951 г.р.). Послужной список будущего  посла весьма примечателен.  Как видно из фамилии он имеет   арабские корни – его предки ливанские христиане-католики, эмигрировавшие в  США  конце  XIX в. В 1973 г. Дж.Абизаид закончил престижную академию Вест-Пойнт,  за 34 года военной службы ему удалось сделать блестящую военную карьеру. Он принимал участие в проведении  военных действий  в 27 странах мира. В 2003-2007 гг. генерал Дж.Абизаид  возглавил Центральное командование вооруженных сил США (USCENTCOM) , и руководил военными антитеррористическими операциями в Ираке и Афганистане. Дослужившись до звания четырехзвездного генерала, в 2007 г. он ушел в отставку.  Необходимо отметить, что помимо военной карьеры Дж.Абизаид активно занимался и теоретическими исследованиями, получив в 1980 г. ученую степень  при  Центре научных исследований стран Ближнего Востока Гарвардского университета. Его диссертация, посвященная оборонной стратегии КСА, до  сих пор считается образцовым научным трудом с высоким индексом цитирования.  Кроме того,  он проходил стажировку в Иорданском университете в Аммане, где совершенствовался в арабском языке, которым владеет свободно. Также Дж.Абизаид являлся  научным сотрудником Гуверовского института при Стэнфордском университете и принимал участие в работе экспертного совета  Центра стратегических и международных исследований (CSIS).  В  сентябре 2016 года он был назначен старшим советником министра обороны Украины С.Полторака, по официальной версии, с целью реформирования и модернизации вооруженных сил в рамках американо-украинского соглашения  в оборонной сфере  — «Концепция развития партнерства между Минобороны Украины и Минобороны США на пятилетний период».

По данным «Вашингтон пост» кандидатуру Дж.Абизаида поддерживает большинство чиновников администрации Д.Трампа, его считают самыми опытным генералом, который реально разбирается в ближневосточной проблематике. Хотя перед официальным вступлением в  должность Дж.Абизаиду потребуется утверждение Сената,  но нет сомнений, что оно будет получено без особых проволочек, и   это в большей степени явится формальной процедурой в ближайшем будущем. Заметим, что несколько кандидатур на должности послов в ряд стран,  ранее предложенных Д.Трампом, были заблокированы. Но в данном случае, Сенат, оставшийся под контролем республиканцев после ноябрьских выборов, не будет чинить препятствий Дж.Абизаиду и предоставит двухпартийную поддержку как со стороны республиканцев, так и демократов. Такой подход,  связан еще и с его  профессиональными и деловыми качествами, т.к.  за все время своей военной карьеры Дж.Абизаид неоднократно подтверждал репутацию профессионального командира, готового к решительным действиям, поэтому от него ждут прорывов и на дипломатическом фронте. Хотя некоторые считают его «ястребом», который неоднократно демонстрировал свою приверженность антииранскому курсу нынешней администрации. Но с другой сторон он призывал   находить «умеренные центры власти» на Ближнем Востоке и активно контактировать с ними для продвижения американских  интересов.  Как уже говорилось, не последнюю роль в его назначении сыграли его арабские корни и свободное владение языком, что позволит  новому послу общаться с членами королевской семьи и высшим руководством КСА без посредников по самым деликатным вопросам. В целом американские эксперты по  Ближнему Востоку оценили назначение Дж.Абизаида «как одно из лучших, которое сделал Трамп» (Т. Липпман). Глубокое понимание  всего региона сделало Дж.Абизаида «нашей версией Лоуренса Аравийского», так однажды охарактеризовал его Джон П.Ханна, советник вице-президента Р.Чейни по нацбезопасности. Поэтому назначение человека, который до этого не входил в «ближний круг» Д.Трампа на такое «архиважное направление», как Саудовская Аравия,  расценили как    «аварийное». Главная цель  — срочное спасение ситуации, а также придание нового импульса в  двусторонних отношениях.

Тем не менее, перед новым послом стоит  непростая задача. Как считает Б.Ридель (Брукингский институт, бывший сотрудник ЦРУ и один из ведущих американских специалистов по Саудовской Аравии), новый американский посол столкнется с «беспрецедентной проблемой, связанной с наследным принцем, чья репутация  разорвана в клочья, и вероятно, непоправимо». Хотя в Госдепе надеются, что назначение Дж.Абизаида позволит вернуть некоторые свои функции, которые были «узурпированы» администрацией Белого дома в лице Дж.Кушнера.  В свое время это вызвало недовольство  бывшего госсекретаря  Р.Тиллерсона, обвинявшего  советника президента, что он   фактически отказался от традиционных методов дипломатии, сведя все к личным контактам и кулуарным переговорам с наследным принцем КСА Мухаммедом бен Сальманом (МБС), время проведения и содержание которых зачастую оставались неизвестными для дипломатов. О том, что это не может долго продолжаться, заявляли и другие сотрудники американского внешнеполитического ведомства.  «Вы там не можете иметь дело  с самыми высокими уровнями власти на местах без посла….. и того, кто постоянно «пробивает»  американские интересы», — заявлял бывший американский посол в КСА  Р.Джордан (2001-2003 гг.), назвав при этом Дж.Кушнера «неопытным фрилансером». Вполне возможно,  администрация президента и Совет национальной безопасности также уяснили себе, что «канал Кушнер – МБС» недостаточен для полного контроля двусторонних отношений.  Тем более, старые профессионалы американской дипломатии и спецслужб в свое время неоднократно предупреждали Дж.Кушнера о том,  структура и  традиции политической власти в КСА таковы, что нельзя «складывать все яйца в одну корзину», и делать ставку только на МБС, но их рекомендации были проигнорированы. Поэтому на Дж.Абизаида  возлагаются надежды, что он позволит вернуть реальный дипломатический контроль  в отношениях между США и КСА после двухлетнего перерыва.

По некоторым прогнозам в этом случае следует учитывать и личностный фактор, «бешеный араб» (такое прозвище закрепилось за ним еще в Ираке) не согласится на  дублирование своих полномочий и какие-либо закулисные переговоры без его участия.  «Он вряд ли потерпит канал связи Кушнера», — считает Марк Линч (профессор политологии и международных отношений, Университет Джорджа Вашингтона). На этой должности, на которую по некоторым источникам он не сразу дал свое согласие,  Дж.Абизаиду потребуется не только его богатый опыт, но и особое  мастерство политической эквилибристики  и лавирования между интересами Белого дома, Пентагона, ОПК, Конгресса и Госдепа. Кроме того, новому послу предстоит еще одна важная задача – возможное посредничество в нормализации отношений  с Дохой, к чему Вашингтон на протяжении последних месяцев настойчиво подталкивает Эр-Рияд, и некоторые признаки такого развития событий уже наметились. Другой задачей, даже при  сохранении канала «Кушнер-МБС»,  может стать налаживание контактов с другими кланами королевской семьи. Тем более, их  политическая активность стала все чаще фиксироваться в аналитических отчетах по внутренней ситуации в КСА. Напомним, что недавно агентство «Рейтер» со ссылкой на инсайдерские источники сообщало о появлении среди членов семьи Аль Сауд некой «оппозиционная группа», поставившей  перед собой цель не допустить наследования МБС трона королевства, и продвижение в качестве приемника брата короля – принца Ахмеда в качестве компромиссной фигуры.  Согласно этой информации, он имеет поддержку многих принцев, силовых структур, а также влиятельных кругов  некоторых стран Запада, в том числе и в США. МБС рассматривает такой расклад сил, как серьезную проблему для своего политического будущего, поэтому вынужден предпринимать особые меры. Например, 24 ноября саудовские пользователи социальных сетей активно обсуждали информацию о приказе наследного принца, на время его зарубежного турне, переместить дополнительные воинские части,  в том числе подразделения Национальной гвардии, из Джидды и Даммама в Эр-Рияд, которые были дислоцированы вокруг Королевской канцелярии и других важных объектов и органов власти. По мнению блоггеров такими  мерами наследный принц пытался предотвратить переворот, который якобы планировался. Но в любом случае, опять же согласно инсайдерам, МБС уверен в поддержке Белого дома, который будет отстаивать его кандидатуру до конца. При этом отметим, что информационная война против МБС в СМИ некоторых стран переходит и в социальные сети, где время от времени появляются «жареные факты», часто имеющие сомнительную достоверность. Пока имеется информация, что  МБС и принц Ахмед пришли к некому соглашению о дальнейшем взаимодействии, детали которого пока неизвестны. Речь, возможно, шла о новых назначениях и распределении государственных постов, в том числе и дипломатических.

Таким образом,  перед новым послом США в КСА поставлен целый комплекс важных задач. Прежде всего, вывести из-под удара МБС  с наименьшими потерями для политического имиджа Белого дома, но при этом ему  будет необходимо учитывать позицию Конгресса и общественного мнения. Хотя, одной из причин выбора президентом Д.Трампом  именно Дж.Абизаида (человека «не из своей команды») — доказать  внутренней оппозиции, в том числе и в Республиканской партии, что он движим прежде всего национальными интересами, а заодно опровергнуть обвинения, что отношения с «ценным союзником», отданы на откуп Дж.Кушенру для реализации клановых бизнес-проектов. Однако  насколько Дж.Абизаид может  быть самостоятельным на этом посту и в каких рамках определен диапазон его полномочий в реальности, покажет будущее.