- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за резким обострением противостояния в высшем эшелоне власти ИРИ

На иранском политическом поле ситуация продолжает накаляться. В очередной раз в центре скандалов оказался министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. Недавно в СМИ появилась информация о том, что глава МИД Ирана хотел подать в отставку из-за действий Корпуса стражей исламской революции (КСИР) за рубежом, создающих сложности для деятельности дипломатов. На сей раз министр привлек внимание прессы своими скандальными высказываниями.

Во время своего интервью агентству Aftab news, Мохаммад Джавад Зариф отметил, что ряд законопроектов по борьбе с отмыванием денег и предложения FATF (The Financial Action Task Force)  не были одобрены парламентом, т.к. они охватывали такие сферы, что некоторые лица лишились бы экономической выгоды в десятки миллиардов туманов. По его словам, в Иране люди, объем одной сделки которых составляет около 30 трлн туманов, обладают такими финансовыми возможностями, которые могут играть решающую роль даже по сравнению с бюджетом Министерства иностранных дел. В своем интервью М.Дж.Зариф отметил, что общий бюджет МИД составляет 1100 млрд туманов, что меньше бюджета некоторых культурных учреждений и организаций, которые связаны с могущественными органами страны, и его ведомство не можем противостоять им. Глава МИД признал, что отмывание денег является в Иране фактом, не отмечая конкретные факты или имена, и именно они препятствуют принятию законов о борьбе с отмыванием денег.

Ответил на заявления министра иностранных дел глава Судебной власти ИРИ Садег Лариджани. Он назвал высказывания Зарифа о распространенном отмывании денег «ножом в сердце системы» и призвал чиновников не употреблять двусмысленные слова, которые могут быть использованы врагами. С.Лариджани добавил, что если в стране существует масштабное отмывание денег, то почему об этом не доложили Судебной власти, и привел пример с импортом автомобилей, когда лишь спустя несколько месяцев Судебной власти стало об этом известно. Он отметил, что «в условиях, когда США заявляют, что если Европа будет три дня сотрудничать с ними, то Исламская Республика рухнет, все должны двигаться в одном направлении под руководством верховного лидера, чтобы избавить страну от проблем».

Официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми в свою очередь прокомментировал сведения о том, что Судебная власть дала министру десять дней на предоставление фактов отмывания денег, сказав, что министерство не получало официального письма от главы Судебной власти.

Примечательно, что последние недели сам С.Лариджани и его братья находятся в центре внимания СМИ в связи с их финансовыми возможностями. В иранской прессе все чаще можно встретить упоминание о так называемом «Кольце Нармак». По данным известного своими разоблачениями сайта amadnews.org, это структура, возникшая в результате заговора ряда политических и судебных деятелей, целью которой в конечном итоге является привести нынешнего руководителя судебной системы Садега Лариджани  на пост верховного лидера новой системы Исламской Республики.

В ноябре на сайте независимого информационного агентства bayanmedia.net вышла серия интервью британского журналиста Бижана Фархади с известным в Иране и проживающим в Париже журналистом Рухоллой Замом, главным редактором вышеназванного оппозиционного агентства amadnews, о «Кольце Нармак», в которой он раскрывает ряд сенсационных подробностей о «мафии семьи Лариджани», их связи с бывшим мэром Тегерана Мохаммадом Галибафом и КСИР, и какую роль в этом играет сам Али Хаменеи.

«Кольцо Нармак» — это название подпольной структуры, которая сформировалась под руководствлм Асгара Хеджази – «теневого лидера» Исламской Республики. Сайед Али Асгар Хеджази был одним из старших руководителей в офисе верховного лидера Али Хаменеи (Beit-e Rahbari — Дом лидерства). Его называли ближайшим к лидеру клириком и советником. Пока дети верховного лидера росли, А.Хеджази был очень близок к рахбару, но после того, как сыновья выросли, в частности Моджтаба и Масуд Хаменеи, то роль А.Хеджази стала маргинализироваться.

Во время домашнего ареста бывшего президента ИРИ Махмуда Ахмадинежада в 2011 году, А.Хеджази активно выступал против экс-президента и тогдашнего министра разведки и национальной безопасности Хейдара Мослехи. Его действия привели к конфликту между верховным лидером и Х.Мослехи. Также А.Хеджази внес разлад в отношениях М.Ахмадинежада с «Хизбаллой», и передал СМИ личное письмо А.Хаменеи М.Ахмадинежаду по поводу его заместителя Рахима Машаи. После конфликта между А.Хеджази и  Х.Мослехи, сыновья верховного лидера, особенно Моджтаба Хаменеи, посчитал А.Хеджази препятствием в делах офиса рахбара и принятии крупномасштабных решений. В результате Асгар Хеджази был снят со своего поста. Его место занял Вахид Хакканиан, известный как «сардар Вахид», и за короткий срок смог стать заместителем по особым вопросом в Доме лидерства, а А.Хеджази принял решение «уйти в тень».

Сам Асгар Хеджази всегда считал себя «лидером в тени», как он называл себя в частных беседах с высокопоставленными членами режима, такими как Садег Лариджани, с которым он имеет очень близкие отношения. Благодаря этой дружбе Мохаммад Джавад Лариджани предложил верховному лидеру кандидатуру своего брата Садега Лариджани на пост главы Судебной власти ИРИ и рахбар одобрил эту кандидатуру в 2009 году. Говорят, что отношения А.Хеджази и С.Лариджани настолько близки, что в личных беседах они называют друг друга насмешливыми словами, которые употребляют в СМИ и в народе.

То, как А.Хаменеи с легкостью избавился от бывшего соратника, заставили А.Хеджази задуматься о своем политическом будущем. Он считает, что когда верховного лидера не станет, то именно он будет первым человеком, от которого преемники А.Хаменеи (если это будут его дети) захотят избавиться. Эти мысли и его разочарование в деятельности рахбара привели к тому, что он отдалился от А.Хаменеи и еще больше сблизился с С.Лариджани.

Пиком дружбы А.Хеджази и С.Лариджани стал 2013 год, когда и было сформировано «Кольцо Нармак», которое проводила свои первые собрания в главной мечети Нармака (район на северо-востоке Тегерана). Однако, имя мечети связано и с именем М.Ахмадинежада, т.к. именно здесь он неоднократно выступал и продолжает выступать. Братья Лариджани же связаны были  с правительством М.Ахмадинежада. В связи с этим было принято решение проводить собрание в другом месте, а «клуб» получил название «Кольцо Нармак».

У братьев Лариджани не доставало надлежащего статуса и финансовых возможностей, чтобы дойти до абсолютной власти в стране. Но они смогли заключить успешные браки, что рано или поздно позволило им добиться высоких постов. В начале 1990-х Али Лариджани начал приобретать высокую степень авторитета в системе власти ИРИ. После отставки Мохаммада Хатами из правительства А.А.Хашеми Рафсанджани, именно Али Лариджани занял его место на посту главы Министерства культуры и исламской ориентации. Таким образом, началось продвижение братьев Лариджани при помощи нынешнего председателя Меджлиса Али Лариджани.

Для того, чтобы быстрее достичь цели, возникла необходимость в крупном капитале, чтобы иметь влияние на различные учреждения. Бывший глава Центрального банка, а до того глава «Садерат банк» (Промышленный банк) Валиулла Сеиф обеспечил необходимую финансовую основу. Хищение в размере 123 млрд туманов было первым крупномасштабным в Исламской Республике, которое В.Сеиф организовал в период своего президентства в «Садерат банк». Это хищение было документально оформлено В.Сеифом, и проведено Фазилем Ходададом – финансовым аналитиком семьи Лариджани, при сговоре с рядом сотрудников банка в 1996 году. Ф.Ходадад также являлся доверенным лицом власти, и ему была доверена закупка военной техники из Германии и Франции. После обнаружения хищения Ф.Ходадад находился в бегах, но по возвращении в Иран в 1997 году был арестован и проговорен к смертной казни. В.Сеиф в свою очередь обвинялся еще и в организации серии убийств, однако при посредничестве верховного лидера с него были сняты обвинения, т.к. он являлся также офицером службы безопасности, и, по сути, не должен был заниматься банковским делом. Так, помимо дружбы с Садегом Лариджани он сблизился и с рахбаром, но его особая преданность семье Лариджани стала причиной недоверия со стороны Дома лидерства и долгое время ему не доверяли крупные государственные финансовые операции. Известно, что он намеревался заниматься нефтяным бизнесом, но по распоряжению Садега Лариджани вошел в банковский бизнес.

Кульминация карьеры Валиулла Сеифа пришлась на 2013 года, когда Хоссейн Ферейдун, брат президента Хасана Роухани, которого также обвиняют в коррупции, лоббировал интересы семьи Лариджани. Во избежание уголовного преследования за хищения финансовых средств, без согласования с президентом, путем махинации и подделывания подписи Х.Роухани, как пишет amadnews, В.Сеиф был назначен на пост главы ЦБ ИРИ. Его назначение приветствовалось в аппарате верховного лидера, т.к. В.Сеиф сблизился с Моджтабой Хаменеи. Ряд депутатов и других экспертов считали его неспособным управлять ЦБ и экономикой страны, и свидетельствовали против его назначения, но А.Хаменеи поддержал его кандидатуру.

Существует версия, что когда в 2013 году усилились разногласия между Домом лидерства и М.Ахмадинежадом, сын верховного лидера Моджтаба Хаменеи инициировал арест его приближенных лиц, и дал распоряжение В.Сеифу снизить курс доллара для того, чтобы показать бывшему президенту, что можно лучше управлять страной и показать, кто настоящий «лидер».

На сегодняшний день братья Лариджани, в частности Садег Лариджани входят в число богатейших людей Ирана. Одно ранчо С.Лариджани в Мельбурне, Австралии, оценивается в 300 млн долларов, где содержатся 88 дорогих лошадей. После инцидента с сыном посла ИРИ в Австралии на данной ферме, когда его обвинили в изнасиловании, стало очевидным, что иранский посол Абдулхоссейн Вахиджи, был осведомлен об имуществе главы Судебной власти. Лошадиные фермы С.Лариджани имеет и в Иране, его лошади участвуют в скачках. Как известно, Моджтаба Хаменеи также имеет несколько лошадиных ферм и увлекается скачками. Лошадей из Ирана экспортировать запрещено. С.Лариджани также является владельцем ряда других предприятий на территории Ирана.

Еще одним сенсационным заявлением Рухоллы Зама в интервью стало утверждение о том, что в «Кольцо Нармак» входит и командующий элитным подразделением «Аль-Кудс» КСИР генерал Касем Сулеймани, который возглавляет боевые операции Вооруженных сил ИРИ за пределами Ирана. По его данным, К.Сулеймани последние полгода неоднократно встречался с представителями США в Ираке – в консульстве в Басре и посольстве в Багдаде, где вел с переговоры по поводу захвата власти в Иране. Журналист утверждает, что темой переговоров являются варианты свержения Хасана Роухани либо путем покушения, либо импичмента, а его место должен занять сам К.Сулеймани. Возможно, что генерал готов дождаться и завершения срока президентства Х.Роухани. Напомним, что К.Сулеймани несколько лет назад заявлял о своем желании войти в политику и даже баллотироваться на пост президента. В социальных сетях уже начали распространять видеоролики, агитирующие за Касеми Сулеймани, в которых его представляют спасителем страны. Р.Зам предполагает, что недавние воинствующие заявления генерала в адрес США в Мешхеде обусловлены тем, что у него уже есть с ними договоренности, и он уверен в отсутствии последствий своих слов.

На сегодняшний день иранская общественность все чаще обсуждает состояние здоровья верховного лидера. В социальных сетях появляется информация о том, что его лечат израильские врачи. Также есть мнение, что у А.Хаменеи начались проблемы с памятью, т.к. последнее время он выступает только с письменным текстом в руках. О том, что рахбар болен, известно уже давно. В этом контексте, все происходящие в Иране в последнее время события следует рассматривать сквозь призму конфликта не министра М.Дж.Зарифа с главой Судебной власти, а противостояния консерваторов с реформистами. Заявлением М.Дж.Зарифа об отмывании денег можно констатировать как начало борьбы за высшую власть в Исламской Республике. Представители обеих лагерей пытаются дискредитировать друг друга в глазах общества. И хотя политики, находящиеся у власти на протяжении долгих лет, уже не пользуются поддержкой и доверием народа, они обладают широкими ресурсами, о которых говорил глава МИД ИРИ. Приоритетной задачей М.Дж.Зарифа может стать предупреждение враждебных действий со стороны консервативного лагеря, т.к. от этого зависит не только успех действующего правительства, но и шансы единого лидера реформаторов – Х.Роуахни, на занятие поста верховного лидера.