- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иракский Курдистан и федеральный центр: курс от конфронтации на нормализацию отношений на экономической основе

27 ноября источники, близкие к руководству Демократической партии Курдистана, распространили информацию о том, что партия выбрала новый курс в отношениях с федеральным центром. Отныне, начинается «новый этап, которому будет в ближайшее время дан старт в виде бессрочных переговоров, целью которых является «урегулирование всех разногласий и, прежде всего, вопросов, касающихся бюджета региона, нефтяного экспорта и таможенной деятельности».

Эти тенденции были также озвучены в интервью, данному порталу «Ас-Сабах аль-Джадид», Имадом Баджалани, функционером ДПК, рассказавшем о начале «целого раунда консультаций с центром, сориентированных на этих важных темах, в соответствии с указаниями лидера партии, М.Барзани, сделанными им после его недавнего визита в Багдад».

«Первым направлением является политическое, — разъяснил И.Баджалани, — которое будет реализовываться путем укрепления отношений, преодоления разночтений, укрепления доверия между сторонами, что послужит интересам всего Ирака».

Также, активно обсуждается экономический аспект, бюджетная составляющая, причитающаяся региону в будущем финансовом году, выплату жалования пешмерга, а также отмену таможенных пошлин между регионом и соседними провинциями. Дополнительно, будет обсуждаться проблема так называемых «спорных территорий».

«Мы отдам себе отчет в том, что в одночасье такие вопросы не решить, — добавил И. Баджалани. — Все это требует времени и усилий. Речь идет, скорее, о формировании временного процесса, в ходе которого будут найдены решения для всех проблем».

По его мнению, «у политиков в Багдаде есть понимание необходимости присутствия курдского политического фактора, как необходимого и важного элемента, сыгравшего основную роль при формировании иракского государства в 2003 году». С нашей точки зрения, «основная роль» курдов в уничтожении иракского государства в 2003 году действительно существовала и свелась к массовому предательству курдами всего, что было связано с этим самым государством, когда курды наводили ВВС коалиции на военные объекты, служили проводниками и разведчиками и, фактически, оголили весь северный участок обороны Ирака.

«В настоящее время, — продолжил политик, — курды заняты поисками путей реализации своих прав в полном объеме, будь то политические, выражающиеся в их представлении на должностях, или экономические, сводящиеся к получению причитающихся им долей бюджета. И готовы к урегулированию спорных моментов в полном соответствии с конституцией страны».

Успехом своего назначения правительство Аделя Абдель Махди обязано, в том числе, и позиции курдов. «Мы поддерживаем его во всем, для того чтобы страна могла выйти из тех кризисов, от которых она страдает», —  заключает И.Баджалани, подчеркнув, что «позиция нового премьер-министра, пользующегося репутацией конформиста, исключает проекцию на него давления со стороны тех, или иных политических блоков и партий».

Мнение коллеги поддерживает Ширван Мирза, член ДПК, считающий, что «все положительные маркеры стали заметны сразу после избрания Аделя Абдель Махди на пост главы правительства и последовавшего вслед за этим визита М. Барзани в Багдад. «Мы рассчитываем, что часть проблем будет решена в ближайшее время, например, вопрос доли региона в бюджете, которая должна быть скорректирована в соответствии с его конституциональным удельным весом» — заявил он.

Таким образом, можно сделать вывод о наметившейся тенденции нормализации, а вернее, сказать, «монетизации» или «коммерциализации» диалога между Багдадом и Эрбилем.  Тон в нем, похоже, будут задавать «финансово ориентированные» чиновники и политики, вполне способные реализовать многочисленные возможности, предоставляемые статусом региона и особенностями ведения в нем хозяйственной деятельности. Трудно сказать, насколько выиграет от этого федеральный бюджет, но стабильность в Ираке повысится за счет снижения градуса курдского сепаратизма. В самом деле, ну чего ломать копья, какой флаг висит перед муниципалитетом, если вопросы распределения бюджета решены? Никаких шансов на повторение и удачное решение вопроса с референдумом нет, военного решения, связанного с выходом из состава Ирака также нет, — пешмерга оказалась бессильна перед относительно слабым нажимом федеральных силовиков, возвращавших Киркук под власть Багдада. Все политические преференции со стороны международного сообщества сохранились, реноме курдов, как народа «пострадавшего от диктатора и террористов» поддерживается на должном уровне, осталось, по сути, договорится с федеральным центром о таможенных платежах и сборах. Вон, даже нефть из Киркука вновь начали прокачивать через регион.

Фактически, возвращение ДПК к товарно-денежному диалогу с Багдадом окончательно закрывает на ближайшую перспективу, лет на пять, по крайней мере, шансы реализации проекта государства Курдистан на территории Ирака. Что означает невозможность ее реализации и в любом другом варианте, поскольку без Иракского Курдистана, никакого Курдистана не получится.

Теоретически, объедини ДПК, ПСК и РПК свои усилия года два тому назад, их главной задачей стало бы тогда не создание Курдистана, тот формировался, буквально, на глазах, а обеспечение выхода к Средиземному морю, но, видимо идею государственности надо взрастить в себе и выстрадать. Если народ вообще ее заслуживает. Вся история курдов, увы, свидетельствует об обратном.

Пока ДПК «монетезирует» диалог с Багдадом, ПСК укрепляет свои позиции в регионе, подтвердив свою приверженность намерению занять посты спикера парламента и заместителя главы правительства, в качестве условия участия представителей этой партии в новом составе регионального правительства.

Об этом свидетельствует текст коммюнике Политбюро ПСК, распространенного накануне: «На 3-м, очередном, заседании Политбюро, проходившем под руководством Касрата Расула Али, заместителя генерального секретаря ПСК, в присутствии Бархама Салеха, второго заместителя генерального секретаря (и по совместительству, президента Ирака), подчеркивается важность диалога между ПСК и ДПК в условиях нового этапа жизни страны и участия ПСК в новом составе правительства «на условиях реального партнерства», на благо всех граждан Курдистана». ПСК не соглашается с инициативой ДПК о выделении должности заместителя председателя правительства представителю движения «За перемены» («Горран» — авт.). Шансы последнего, растерявшего в ходе выборов в парламент региона большинство своих мест, минимальны, а вот ПСК вполне способна настоять на своих требованиях, ее лоббисты в Багдаде достаточно сильны и влиятельны, что бы испортить ДПК намечающееся взаимовыгодное сосуществование с федеральным центром. Деньги, как известно, любят тишину, и как знать, не разразится ли в самый неподходящий момент скандал, инициированный каким нибудь парламентским запросом. Затем пришлют ревизоров, а оно нужно?