- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов формирования «Арабского НАТО». Часть 2

Анализ публикаций в китайских специализированных военно-политических изданиях позволяет выделить несколько проблемных моментов формирования «Арабского НАТО»:

Во-первых, наблюдается серьезное осложнение в межгосударственных отношениях КСА и АРЕ; КСА, ОАЭ, Бахрейна и Катара. Как известно, одним из постоянных поводов к разногласиям в отношениях между Саудовкой Аравией и Египтом  являются территориальные споры. А ухудшение отношений между государствами Аравийского полуострова вызвано  действиями руководства Катара, которое в ответ на требования, санкции и угрозы блокады (в том числе физического отделения Катара от полуострова) из Эр-Рияда ответило активизацией взаимодействия с Ираном.

Как отмечают китайские наблюдатели на протяжении последних полутора лет Доха и Тегеран активно помогают друг другу в вопросах поставок продуктов народного потребления,  а также постепенно продвигают проект совместной разработки шельфового газового месторождения «Южный Парс», на котором сосредоточено 99% запасов газа Катара и 60% запасов голубого топлива Ирана. Необходимо отметить, что в феврале 2019 национальная авиакомпания Qatar Airlines увеличит в два раза количество рейсов в Иран, а именно по маршруту Доха – Исфахан и Доха – Тегеран. Очевидно, что катарские авиаперевозчики попытаются извлечь прибыль из ситуации, когда с иранского рынка авиаперевозок ушли европейские (в частности British Airways) и ближневосточные (Etihad) компании.

Отдельного упоминания заслуживает Оман, который хотя и может войти в состав «Арабского НАТО», но практически не прилагает усилий для этого, поскольку именно в этом государстве Аравийского полуострова проходили секретные переговоры между США и Ираном по ядерной проблеме. С учетом приложенных усилий, именно военно-политическое руководство Омана больше склонно к возобновлению переговорного процесса и готово снова предоставить переговорную площадку.

В дополнение к вышесказанному, китайские специалисты приводят мнение командующего ВВС Бахрейна, который откровенно заявляет, что Эр-Рияд оказывает политическое давление на соседнее государство с целью разделить финансовую и оперативную нагрузки в перспективной организации «коллективной безопасности»

В целом внутренняя раздробленность и противоречия не позволят государствам Персидского залива согласовать свои действия и регламентирующие документы, которые должны регулировать права и обязанности в рамках «Арабского НАТО». Только из-за организационных моментов ВС аравийских государств будут заняты внутренними проблемами и это позволит военно-политическому руководству такого ключевого ближневосточного государства как Израиль сосредоточить свои ресурсы по ведению разведки в отношении других государств региона.

Во-вторых, американские дипломаты и военные попытаются составить Устав «Арабского НАТО» таким образом, чтобы в нем были учтены опыт и ошибки однотипного документа – Устава НАТО и, в том числе, переформулируют 5-ую статью таким образом, чтобы государства-участники в полной мере несли ответственность перед международным сообществом. Фактически американские политики и дипломаты хотят создать такой военный союз, который будет находится на положении «вассала» в отношении США и в случае действий в разрез с Вашингтоном именно «Арабское НАТО» подвергнется различным взысканиям и ограничениям.

В-третьих, одной из реальных проблем «Арабского НАТО» является сама военная техника Вооруженных сил стран Аравийского полуострова, Египта и Иордании. ВС указанных государств зачастую используют вооружение и военную технику американского, европейского, китайского и в некоторых случаях даже российского производства. Фактически создание «Арабского НАТО» приведет к ослаблению этих государств, которым для сохранения боеспособности придется приобретать технику под единый стандарт.

Китайские специалисты полагают, что согласование стандартов ВВТ будет протекать достаточно сложно, а объединение систем управления аравийских стран. Египта и Иордании в единую сеть займет достаточно много времени. Даже при условии его выполнения нет гарантии, что американские специалисты смогут научить военнослужащих указанных выше стран арабского мира оперативной координации и тактическому планированию по единому стандарту.

В-четвертых, к ключевому моменту, который окажет серьезное влияние на процесс формирования и последующее функционирование систем боевого управления и планирования действий войск следует отнести квалификацию офицерского звена ВС стран Персидского залива. Фактически возможности национальных ВС и их квалификация это главная проблема для КСА и ОАЭ, как двух самых богатых государств региона.

Китайские специалисты особо отмечают, что лакмусовой бумажкой для определения эффективности  ВС стран перспективного «Арабского НАТО» стала операция по борьбе с хоуситами в Йемене. Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий «Танки и бронетехника», «Авиационное знание» и «Оружейное знание» внимательно наблюдают за процессом проведения межвидовой войсковой операции ВС стран-членов аравийской коалиции, в которую входят подразделения из Судана и Пакистана.

Трехлетняя йеменская кампания показала, что аравийские военные не в состоянии грамотно и эффективно использовать новейшую и дорогостоящую военную технику американского производства. За указанный период только подразделения армейской авиации СВ ВС КСА потеряли 13 ударных вертолетов АН-64 и около 10 боевых самолетов. Количество утраченной (сожженной или захваченной) бронированной техники составляет несколько сотен единиц.

Как показывает опыт боевых действий Йемене, максимальную эффективность демонстрируют отдельные подразделения пакистанских военных и иностранных наемников. Вполне вероятно, что саудовским военным придется формировать идентичные наемные подразделения, которые будут нести боевое дежурство на боевых постах сложных систем, составляющих эшелон ПРО.

В-пятых, затягивание формирования «Арабского НАТО» будет обусловлено «израильским фактором». По данным китайских обозревателей, руководители ВС большинства государств Аравийского полуострова в личных беседах отмечают, что самую большую опасность для их интересов и национальной безопасности представляют сами США и их ключевой региональный союзник – Израиль, который обладает лучшими в регионе ВВС, способными выполнить самые сложные задачи – нанести безответный удар по цели, на территорию любого государства БВ региона.

Военно-политическое руководство государств Персидского залива очень ревностно относится к тому факту, что Вашингтон поставляет самые современные истребители F-35I именно для ВВС Израиля.  Кроме того, позиция военно-политического руководства США по вопросу палестино-израильского урегулирования также вызывает серьезное недовольство на Аравийском полуострове.

В целом, создание «Арабского НАТО» вполне выгодно официальному Израилю, который поддерживает боеготовность национальных ВС благодаря ежегодным траншам из США. Так ежегодно военно-политическое руководство Израиля будет получать 3,3 млрд долл.США, а всего в последующие 10 лет на военные нужды и обеспечение безопасности Израиль получит от США около 38 млрд долл. США.

Для сравнения, за указанный период только КСА будут вынуждены приобрести вооружения и военной техники на сумму около 300 млрд долл.США. Руководители государств Персидского залива наблюдают за тесным (стратегическим) сотрудничеством между США и Израилем, однако сейчас они не в состоянии бросить вызов Вашингтону и потребовать пересмотра ценовой политики и других моментов военно-технического сотрудничества.

«Израильский фактор» проявится и на этапе, когда военно-политическое руководство США заставит согласится КСА, ОАЭ и Бахрейн с тем, что Израиль будет включен в систему радиоэлектронной и радиотехнической разведки, данные которой будут приниматься в расчет при выработке замысла и принятия решений на применение того или иного вида ВС.

В-шестых, руководители аравийских монархий, Египта и Иордании недовольны разрушительными действиями США на Севере Африки, поскольку хаос  и разрушения в Ливии, а также последующая нестабильность не позволяют вовлечь в орбиту влияния государства Средиземноморского бассейна.

В целом, рассмотренные выше проблемные моменты в совокупности могут привести к тому, что замысел создания «Арабского НАТО» останется лишь на бумаге и не получит своей реализации в обозримом будущем.