- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о реакции турецкой газеты Aydinlik на кризис в Керченском проливе. Часть 3

Продолжаем рассматривать оценку инцидента в Керченском проливе, которая была дана, пожалуй, одним из наиболее пророссийски (или, если угодно, «проевразийски») настроенных изданий Турции – газетой «Айдынлык», печатным органом Партии Родина (Vatan), возглавляемой Догу Перинчеком, хорошо известным в России. Автором статьи стал обозреватель издания Хусейн Водиналы.

Напомним, что турецкое издание познакомило своих читателей с содержанием Совместного заявления об американо-украинском патнёрстве, подписанного сторонами 16 ноября с.г., но опубликованным на сайте Государственного департамента лишь 27 ноября, после инцидента в Керченском проливе.

Произошедшее в Керченском заливе автор называет провокацией, целью которой стала Россия и китайский проект «Один пояс, один путь». Как указывает автор, Керченский пролив, связывающий между собой Азовское и Черное море, имеет не только важное военное значение, но будет играть немалую роль и в китайской глобальной инициативе. В частности, он напоминает, что Керченский пролив имеет функцию ворот для крупнотоннажного российского судоходного трафика из реки Дон в Черное море. Аналогичным образом, важное значение в проекте «Один пояс, один путь» должен сыграть и введенный в эксплуатацию 19-километровый мост через Керченский пролив.

В своей статье Х.Водиналы ссылается на другие статьи — канадского профессора Мишеля Чоссудовского и независимого американского экономиста и обозревателя Уильяма Энгдаля. Последний написал анализ под заголовком: «Russia Is Key to Asia’s Future Development. Putin’s Asia Pivot. China’s Belt and Road. Towards A “Greater Eurasian Partnership”», что можно перевести следующим образом: «Россия – это ключ к будущему развитию Азии. Путин – ось Азии. Китайский пояс и путь. В направлении «Великого евразийского партнёрства»».

У.Энгдаль в частности, указывает на то, что США продолжают свои всесторонние нападки на Китай – в экономической, политической и военной сферах, что ставит китайцев в «затруднительное положение». При этом, по его словам, цитируемым турецким обозревателем, «Путин предпринимает умные и спасительные (для Китая – В.К.) шаги». США, в свою очередь, продолжают «очернять» китайскую инициативу «Один пояс, один путь». В то время, как ряд стран — потенциальных участниц проекта, таких как Малайзия, отговариваются от участия в проекте, Россия, напротив, вступает в дело.

В этом контексте, турецкий автор напоминает о недавнем участии президента России В.Путина в Саммите АСЕАН, состоявшемся 14 ноября с.г. в Сингапуре. На его полях был подписан Меморандум о сотрудничестве между АСЕАН и ЕАЭС, с целью повышения взаимных инвестиций и торговли между странами-участницами упомянутых организаций. Как сообщается, в Меморандуме содержатся пункты относительно таможенного регулирования, электронной торговли, торговли услугами, информационных технологиях, предпринимательстве и техническом законодательстве.

При этом, президент России В.Путин также представлял на Саммите и ШОС, которая «включает других гигантов – таких, как: Китай, Индия, Пакистан и т.д.».

На Саммите, как указывает турецкий автор, В.Путин говорил отчасти и от имени Китая, по отношению к которому страны АСЕАН испытывают традиционный «страх». В частности, он провел встречу со «старым – новым» премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом, чья страна отдалилась от китайского проекта, со ссылкой на долги. Другими встречами российского лидера стали переговоры с премьер-министром Японии, президентом Индонезии, президентом Кореи, премьер-министром Таиланда и т.д.

И здесь, как подчеркивается турецким автором, Россия выступала не в качестве соперника или конкурента Китаю, но в качестве «альтернативной дополняющей страны» для азиатских стран, испытывающих страх перед подавляющей экономической мощью Китая.

Россия и Китай, как пишет турецкий автор, которые были врагами в холодной войне, сейчас бросили вызов американской политике «Разделяй и ослабляй» и договорились об «евразийском сотрудничестве». Агрессивные шаги Д.Трампа, по его словам, лишь сблизили «двух азиатских гигантов».

То есть, как фиксируется турецким автором, шаги В.Путина не только «не злят» китайское руководство, но и воспринимаются в качестве «калибрующих», облегчающих реализацию проекта «Один пояс, один путь». К примеру, Вьетнам «прохладно» относится к Китаю, но у российской инициативы – Евразийского экономического союза – есть с Вьетнамом соглашение о свободной торговле. То есть, Вьетнам играет роль входа для России / ЕАЭС в страны АСЕАН.

Другим важным аспектом, на котором заостряет внимание читателей турецкий обозреватель, являются отношения между Россией и соперниками Китая — в лице Японии и Индии. Традиционным партнёром Китая, как известно, является Пакистан, а России – Индия. И Китай с Россией, как указывает автор, сотрудничают в том, чтобы быть ближе и к Индии и к Пакистану и «использовать их», что выглядит шагом, направленным против США. В частности, Китай реализует свой проект «Китайско-пакистанского экономического коридора», инвестируя немалые средства в экономику Пакистана, а Россия, в свою очередь, подписала соглашение с Индией о строительстве железной дороги (соглашение было подписано на Российско-Индийском экономическом форуме, состоявшимся в Нью-Дели в октябре месяце с.г.).