- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Saudi Aramco — стратегический курс на развитие нефтехимического сектора и сокращение продажи сырой нефти

Президент и старший исполнительный директор Saudi Aramco, инженер Амир Насер выступил с заявлением, из которого следует, что компания с течение ближайших десяти лет намерена инвестировать в развитие газового сектора не менее 150 млрд долларов США. Заявление прозвучало на 13-м ежегодном форуме Союза нефтехимических и химических производителей стран Персидского залива, который проходил в начале декабря в Дубае. Как целевой ориентир, А.Насер обозначил уровень добычи в 23 млрд куб. футов газа в сутки, с нынешних 14.

«У Saudi Aramco имеются значительные запасы ископаемых, запасы газа на мировом уровне, и природного, и попутного газа, огромные запасы. Сейчас у нас задействованы 16 установок по добыче газа, и еще 70 будут введены в строй в этом году», — отметил А. Насер.

По данным портала «Аль-Иктисадыйя», в 2017 г. Saudi Aramco удалось «значительно нарастить производственные мощности по газу, особенно, по его переработке. Компания активно прорабатывает ряд проектов, направленных на слияние или поглощения нескольких зарубежных нефтехимических предприятий».

Следует отдать должное взглядам руководства Saudi Aramco на происходящие драматические изменения в мировом нефтегазовом пространстве, а они, по некоторым данным, будут не просто грандиозными, но еще и не сулящими ничего хорошего тем, кто по-прежнему будет опираться на чистый сырьевой экспорт. Речь идет вот о чем. К осени 2018 года США не просто ставят мировые рекорды по добычи нефти, они становятся лидерами по ее экспорту.  В текущем среднегодовом моменте исчисления экспорт нефти и нефтепродуктов из США уже почти догнали Саудовскую Аравию: 7.8 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в день. Для сравнения, у Саудовской Аравии среднесуточный экспорт в течение года оценивается в 8.2-8.3 млн. баррелей.

У России это около 8.7 млн. баррелей. Ежемесячные значения могут отличаться, РФ и КСА в последние два месяца активно играют друг с другом в увлекательную игру, «кто кого обгонит», а между тем, им в спину дышит мощный конкурент, явно нацеливающийся не только на собственную энергетическую самодостаточность, но и на передел мировых рынков нефти и газа.

С 2007 года экспорт нефти и нефтепродуктов из США вырос в 8 раз. Импорт последовательно снижается. Сейчас он находится на уровне 1994-1995 годов в диапазоне 9.5-10.5 млн баррелей. Пиковые показатели были в середине 2006 г., на уровне около 14.5 млн баррелей в день.

Что касается газа, то США сейчас уже добывают почти 900 млрд куб. м газа, это значительно больше России (690 млрд), на третьем месте  расположился Иран (240 млрд), далее следует Катар (180 млрд).
США наращивают не только экспорт нефти, но и газа. Годовой объем экспорта около 100 млрд куб. м. Россия экспортирует около 230 млрд куб. м, Катар — 122 млрд, Норвегия — 115 мдрд

По темпам наращивания внутренней добычи следует, что к 2023-2024 году США, впервые в своей современной истории, могут выйти на профицитный энергобаланс. Можно сколько угодно считать президента Д.Трампа и его администрацию недалекими людьми и смаковать подробности внутриамериканских политических коллизий, но факт остается фактом: в США полным ходом идет невиданное доселе наращивание нефтегазодобывающего комплекса, помимо других, не особо афишируемых, но от этого не менее значимых, структурных перемен.

Трудно сказать, насколько пренебрежительные оценки руководства отечественных энергетических корпораций насчет сланцевой нефти корреспондируются с реальностью, зачастую, создается впечатление, что эти люди существуют в какой-то иной реальности, но вот, что касается руководства саудовского энергетического сектора (и, как мы увидим, алжирского, про катарский, в этом контексте, можно даже не упоминать, там давно все поняли), то перспектива потерять рынок сырой нефти и в мире, и в самих США, им вовсе не улыбается.

В этой связи Saudi Aramco делает все,  чтобы максимальное возможное количество нефти и газа пошло на переработку, уменьшая, тем самым, насколько только это будет возможно, зависимость от экспорта сырой нефти. Попутно, решается ряд   локальных задач, вроде перевода генерирующих электроэнергию мощностей с жидкого топлива (мазута) на газ.  И, разумеется, обеспечивается решение ряда проблем экологического плана.

Согласно статистике, в 2017 году, Saudi Aramco, ежесуточно, осуществляла, в общей сложности, переработку 21.1 млрд куб. футов газа.

Так, компании удалось в течение года вести добычу несвязанного природного газа на месторождении «Мадин», расположенном в северо-западной части страны, в итоге, ежесуточно, там извлекалось 75 млн куб. футов газа и производилось 4 500 баррелей газоконденсата. Благодаря этому удалось обеспечить местные ТЭЦ газом.

Помимо этого, Saudi Aramco завершила разработку ряда скважин  для увеличения добычи в «Аль-Фадхли» и взяла на себя обязательства по улучшению добычи из существующего газового месторождения и увеличению мощности по переработке газа на Аль-Хойском газовом заводе на 1,1 млрд куб. футов в сутки. Новые газоперерабатывающие заводы, которые будут введены в эксплуатацию в 2021 году, увеличат общую мощность завода до 3,6 млрд. куб. футов в сутки, что сделает его одним из крупнейших в мире.

Среди ближайших проектов компании- начало инженерно-закупочных операций и создание серии установок для глубокой добычи газа на газовом месторождении в Османийие с целью извлечения этана и других жидких фракций из природного газа, а также расширение газоперерабатывающего завода в Аль-Хавии.

В северной части королевства, где Saudi Aramco добывает сырой газ, затраты на бурение в 2017 году сокращались за счет совершенствования методов проектирования скважин и бурения и организации перекачки 55 млн стандартных куб. футов природного газа в сутки в Северный промышленный комплекс.

Компания завершила обустройство ряда скважин на месторождении «Гавар», которые показали высокие объемы газа и конденсата при одновременном снижении затрат на бурение.

«Стратегическая цель Saudi Aramco заключается в значительном расширении производства, переработки и маркетинга, что делает его сбалансированным по размеру и глобальному значению с разведкой и добычей», — сказал А.Насер. Окончательный результат в, от 8 до 10 млн баррелей в сутки, в рамках интегрированной мощности переработки и маркетинга, есть лучший баланс для нас», — резюмировал глава компании.

Еще один крупный производитель и экспортер газа – Алжир, также делает все для наращивания производства и переработки газа. Во вторник, 4 декабря, британская компания Petrofac заключила контракт на 60 млрд динаров (506 млн долларов), чтобы увеличить добычу газа на месторождении Tinhert на 4,7 млн куб. м в день, заявил глава национальной энергетической компании Алжира «Сонатрак» (Sonatrach).

Ожидается, что проект начнется через 36 месяцев.

Общие угрозы и вызовы заставляют искать новых и укреплять отношения со старыми союзниками. Алжир и КСА трудно назвать прямыми конкурентами на рынке газа в силу разной географической экспортной ориентированности обеих стран, тем не менее, и им есть что обсудить и о чем договорится.

Наследный принц, заместитель премьер-министра и министр обороны КСА  Мухаммед бен Сальман провел в начале недели официальные переговоры с премьер-министром Алжира Ахмедом Уяхьей в его резиденции в Алжире.

В ходе встречи стороны, помимо обсуждения событий в регионе, рассмотрели двусторонние отношения между двумя «братскими странами и возможности их развития в различных областях».

Было выпущено совместное заявление, в котором говорится следующее:

«В рамках уважаемых братских отношений и исторических связей, установленных между Королевством Саудовской Аравии и Алжирской Народно-Демократической Республикой и директивами Хранителя Двух Святынь, короля Салмана бен Абдель Азиза и его брата президента Абдель Азиза Бутефлики, было решено, что: с саудовской стороны,  заместителем премьер-министра и министром обороны, а также с алжирской стороны, премьер-министром Алжира, Ахмедом Уяхьей, активизировать сотрудничество в политической сфере и сфере безопасности, борьбу с терроризмом и экстремизмом и экономические, торговые, инвестиционные, энергетические, горнодобывающие, культурные и прочие связи».

Министрам иностранных дел «двух братских стран» было поручено установить для этого соответствующий механизм.