- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Южный Судан: прогноз ситуации в сфере продовольственной безопасности на начало 2019 г.

В декабре с.г. международные эксперты скорректировали опубликованный в сентябре прогноз по среднесрочному состоянию уровня продовольственной безопасности в Южном Судане, обнародовав анализ на период с января по март 2019 года. В частности,  согласно данным международной интегрированной классификации оценки продовольственной безопасности (Integrated Phases of Food Insecurity, IPC), новые статистические данные получены с поправкой на ожидаемый динамичный прирост населения Южного Судана, которое составит 11,4 млн человек вместо 10.9 млн в 2018 г (с учетом ежегодного прироста в 3.77% и фактора миграционных колебаний).

Общий итог нового аналитического доклада IPC – по итогам 2018 г. будет зафиксировано определенное улучшение ситуации в области продовольственной безопасности под воздействием ряда благоприятных факторов, однако к весне 2019 г. следует ожидать вновь роста числа голодающих.

В частности, как уже прогнозировалось в сентябре, благодаря хорошим показателям производства в аграрном секторе в период сбора осеннего урожая (сентябрь), общее число нуждающихся в продовольственном обеспечении по классификации IPC сокращается с 6.1 млн человек в сентябре до 4.4 млн человек к январю 2019 г., то есть фактически с 59% до 43% населения страны. При этом самая уязвимая группа в пятой фазе по классификации IPC («гуманитарная катастрофа») также сократится — с 47 тысяч до 26 тысяч человек — и фактически вернется к первоначальным показателям текущего года.

Однако, удержать данную позитивную тенденцию правительство Южного Судана не сумеет: c января по март 2019 г. вновь прогнозируется ухудшение ситуации в сфере продовольственной безопасности и очередная волна роста голодающих. В частности, считают эксперты ООН, общее число нуждающихся в продовольственном обеспечении к марту следующего года вновь вырастет до как минимум 5.2 млн человек (то есть до уровня 49% общего населения, с поправкой на демографический рост). При этом, самая уязвимая группа в пятой стадии («гуманитарная катастрофа»), фактически стоящая на пороге голода, также в январе-марте 2019 г. увеличится с 26 тысяч до 36 тысяч человек. Географически, эта наиболее уязвимая группа населения проживает в бывших регионах Джонглей (ныне – Пибор и Канал/Пиджи) и Юнити (ныне – Леер и Майендит).

В области показателей качества питания международные эксперты также отмечают противоречивую тенденцию. Так, по результатам нынешнего года индекс глобального острого недоедания (GAM) не превысит в среднем по стране критической отметки в 30%, хотя в некоторых районах 4 провинций Южного Судана он будет фактически на грани, варьируя между 15 и 29%. Тем не менее, до конца текущего года ситуация в сфере питания будет постепенно налаживаться, во многом благодаря росту производительности местного аграрного сектора, появлению на рынке доступной фермерской продукции, особенно мяса, рыбы и молока, а также хорошему доступу населения к рынкам и основным инфраструктурным и социальным услугам. В то же время, в первом квартале 2019 г. ситуация в сфере питания вновь будет стагнировать и даже ухудшаться по мере истощения накопленных ранее продовольственных запасов домашних хозяйств и начала т.н. «неурожайного» периода, который продлится до следующего аграрного сезона в апреле-мае 2019 г.

При этом, экспертное сообщество отмечает неоднозначность ситуации в различных регионах Южного Судана, и подчеркивает сохраняющиеся высокие риски для ряда провинций в начале 2019 г, где в силу климатических условий ожидаются низкие показатели производства и урожая, а также там, где доступ к гуманитарному содействию со стороны партнеров является ограниченным в силу отсутствия условий безопасности и сохранения угрозы новой эскалации вооруженного конфликта.

Тем не менее, несмотря на сохраняющуюся волатильность продовольственной ситуации в Южном Судане и высокие риски ее деградации в первом квартале 2019 г., многие эксперты в своих долгосрочных прогнозах довольно оптимистичны. В частности, как они полагают, в течение 2019 г. удастся избежать резонансных событий лета нынешнего года, когда общее число нуждающихся в продовольственном обеспечении в Южном Судане составило 59% населения, что явилось поистине максимальным рекордом в истории классификации IPC в Южном Судане с начала внедрения такого механизма мониторинга в стране в 2008 г.

Не следует забывать, что определяющим фактором при составлении прогнозов развития продовольственной ситуации в Южном Судане является активный вооруженный конфликт между различными политическими кланами и группировками. Подписанный в сентябре с.г. после продолжительной и кровопролитной пятилетней войны мирный договор между президентом Ш.Кииром и оппозиционным лидером Р.Машаром создал хорошую платформу для укрепления устойчивости политического развития и содействует наметившимся положительным сдвигам в гуманитарной сфере и, соответственно, в области продовольственной безопасности. Тем не менее, сложившийся мир пока достаточно хрупкий и ранее не раз нарушался, поэтому риск возобновления вооруженного конфликта в 2019 году сохраняется. Если возобладает такой негативный сценарий, угроза новой волны массовых переселений населения внутри Южного Судана и, как следствие, угроза роста гуманитарных потребностей, может свести на нет все позитивные сдвиги в секторе продовольственной безопасности.

Тем не менее, исходя из реалий по состоянию на начало декабря с.г. возобновления масштабного вооруженного конфликта в Южном Судане в ближайшей перспективе ожидать не следует. Соответственно, потенциальная угроза объявления в стране массового голода по аналогии с кризисом февраля 2017 г. пока минимальна. Скорее всего, в случае прогнозируемого сегодня ухудшения продовольственной ситуации в первом квартале 2019 г., скоординированные усилия правительства и международного гуманитарного сообщества помогут вовремя упредить такой нежелательный поворот. Международное донорское сообщество сегодня реагирует на гуманитарный кризис в Южном Судане гибко и оперативно, понимая важность его предотвращения в целях дальнейшей стабилизации политической ситуации и укрепления ранее установившегося хрупкого перемирия между противоборствующими сторонами. Другим важнейшим компонентом обеспечения устойчивости внутриполитического развития является аграрный сектор. Сегодня в агропроме Южного Судана задействовано так или иначе 90% населения, которое в качестве основного источника занятости и доходов рассматривает сельское фермерское хозяйство, рыболовство и животноводство.  По сути, аграрный сектор представляет собой некий стержень всей национальной экономической системы, и его роль в упреждении продовольственных кризисов и регулировании политической ситуации, особенно на фоне пробуксовки в развитии нефтяного сектора является основополагающей.

Напомним, что до начала гражданской войны в 2013 г. в течение первых двух лет существования независимого Южного Судана (2011-2013 гг.) нефть приносила основной доход в национальный бюджет страны. Затем с декабря 2013 г. по сегодняшний день ее производство сократилось вдвое и теперь составляет 155 тысяч баррелей в день. В отсутствии перерабатывающих предприятий Южный Судан вынужден перегонять сырую нефть в соседний Судан. Тем не менее, заключение мирного соглашения может позволить Южному Судану обрести внутриполитическую стабильность и таким образом привлечь иностранных инвесторов для финансирования проектов по восстановлению сектора нефтяной промышленности. В частности, в течение последних месяцев такого рода обнадеживающие сигналы стали поступать от целого ряда крупных доноров. Например, в ноябре с.г. Южный Судан и Саудовская Аравия заключили соглашение об инвестировании со стороны последней 1 млрд долларов США в нефтяной сектор. Нужно понимать, что восстановление нефтяного сектора Южного Судана и, соответственно, извлечение устойчивого дохода в виде нефтедолларов может стать крайне важным фактором в укрепление национальной продовольственной безопасности и предотвращение сценариев повторения массового голода в стране.