- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливан: внутриполитический кризис блокирует международную помощь

Надежды на выход Ливана из глубокого структурного финансово-экономического кризиса, разразившегося в стране в последние годы, в том числе под воздействием сирийского вооруженного конфликта и наплыва беженцев, замаячили на горизонте весной этого года. По итогам организованной в апреле в Париже международной донорской конференции более 50 государств и международных организаций в совокупности озвучили свои обязательства по оказанию финансовой помощи Ливану на общую сумму в 11 млрд долларов США. Основная часть этих средств предполагалась в форме кредитов и грантов на содействие в реализации инфраструктурных проектов, а также в форме прямых инвестиций.

Однако сейчас, в условиях острого внутриполитического кризиса, возникла угроза замораживания этой международной помощи. Напомним, что главным предварительным условием донорского сообщества для выделения финансов на содействие Ливану являлось проведение структурных и давно назревших экономических реформ в стране. В условиях, когда кабинет министров так и не сформирован и фактически на протяжении последних семи месяцев, c момента проведения общенациональных парламентских выборов, руководящая исполнительная власть недееспособна для запуска каких бы то ни было реформенных инициатив и законодательных предложений, ведущие доноры пока воздерживаются от исполнения своих обязательств, справедливо ожидая урегулирования внутреннего кризиса.

В своем беспомощности признаются и де-факто сформированные власти: по заверению экономического советника предложенного на пост премьер-министра С.Харири, в нынешних условиях Бейрут способен приступить к реализации отдельных небольших проектов, не требующих одобрения со стороны кабинета министров, однако «реальная работа может начаться только после формирования кабинета министров».  И действительно, международное содействие фрагментарно, в форме отдельных проектов, продолжает наращиваться. В ноябре с.г., например, Европейский банк реконструкции и развития совместно с ливанским банком «Ауди» приступил к финансированию проекта по  реализации концепции «зеленой экономик»  с бюджетом 200 млн долларов США, который направлен на повышение эффективности эксплуатации природных и энергетических ресурсов. В то же время, говорить о реализации каких-либо полномасштабных стратегиях развития с солидным финансированием и долгосрочными целями пока не приходится – на таком уровне международная помощь пока донорами блокируется.

В начале декабря, в частности, на эту тему предельно откровенно и однозначно высказалась Франция, одна из ведущих стран, спонсирующих ливанскую экономику, а также Всемирный банк, который прямо пригрозил потерей доступа к обещанным кредитам в случае дальнейшего затягивания вопроса по формированию ливанского кабинета министров.

Симптоматично, что ливанские рынки крайне тревожно реагируют на сложившуюся ситуацию. Политический тупик тормозит любые реформенные шаги в экономической сфере, что отпугивает не только внешних, но и внутренних инвесторов. Предложенный на парижской донорской конференции План капитального инвестирования провисает, при этом усиливается отток капитала.  Кроме того, за последние месяцы 570 млн долларов было переведено местными инвесторами со счетов в национальной валюте на долларовые банковские счета, что является довольно тревожным сигналом для местных рынков.  При этом, Центральный банк Ливана имеет в резервном фонде 41 млрд долларов для проведения необходимых интервенций на валютном рынке в случае дестабилизации.

В целом однако, ситуация на валютно-финансовом рынке Ливана пока достаточно устойчивая. В то же время, по мере затягивания поступления обещанной финансовой помощи от доноров, происходит накопление структурных экономических проблем, которые могут в 2019 г. вылиться в полномасштабный кризис. По признанию ливанских экономических экспертов, главной угрозой для дестабилизации ситуации может стать высокий уровень государственного долга, который сегодня достиг 84 млрд долларов США, что составляет 150% от ВВП страны.  В аналогичном ключе, эксперты инвестиционного банка «Голдман Сакс», в частности, в опубликованном в начале декабря докладе по Ливану рекомендуют правительству предпринять срочные меры по сокращению бюджетного дефицита для оживления и оздоровления рынков. В противном случае, по их мнению, государственный долг к 2022 году достигнет уровня 170% от ВВП и наступление дефолта в Ливане в ближайшие два-три года станет практически неизбежным.

Думается, международные игроки и финансовые институты видят большие перспективы и нереализованный потенциал для активизации своих усилий в Ливане. Свидетельство тому – не только декларативные политические заявления на парижской донорской конференции по Ливану в апреле с.г., но и реальные финансовые обязательства, исчисляемые миллиардами долларов. В то же время, инвесторы также высоко оценивают и политические риски – здесь дело не столько в вакууме власти и несформированном кабинете министров, сколько в сирийском конфликте, включая роль «Хизбаллы» и фактор сирийских беженцев в стране. Именно этот аспект,  полагают доноры и инвесторы, может реально заблокировать проведение назревших экономических реформ и подорвать структурные основы ливанской экономики.  Ливанские финансовые и торговые рынки очень чутко реагируют на любые сдвиги в военно-политической ситуации вокруг Сирии, к которой также прибавился фактор американского давления на Иран и, подспудно, поддерживаемую Тегераном «Хизбаллу». Поэтому,  как представляется, выжидательная позиция доноров, скорее, реакция на эти пертурбации,  нежели ожидание скорейшего формирования дееспособного кабинета министров в Ливане, который, разумеется,  необходим для скорейшего запуска реформенного процесса, но едва ли будет способен уберечь страну от вышеотмеченных внешних факторов воздействия. Последние, в случае дальнейшего обострения ситуации в регионе, особенно вокруг Сирии и Ирана, могут сыграть роковую роль и свести на нет все международные усилия в области развития,  обесценив по сути все финансовые вливания доноров в экономику Ливана. Именно такие риски внешние инвесторы оценивают как самые критические и именно с этим, вероятнее всего, могут быть связаны задержки в предоставлении широкомасштабной финансовой помощи Бейруту.