- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Стратегия Турции в Восточном Средиземноморье (по материалам журнала ОПК «M5»). Часть 4

27 ноября 2018 г. мы опубликовали обзор ноябрьского номера нового турецкого журнала ОПК «М5». Завершаем разбираться с одним из наиболее острых вопросов для современной турецкойвнешней политики – Восточным Средиземноморьем на базе статьи доктора наук Айдына Четинера «Стратегия Турции в Восточном Средиземноморье».

Напомним, что мы остановились на той генеральной линии по изоляции Турции от Восточного Средиземноморья, которую, по словам автора, преследует Израиль. От себя заметим, что на протяжении долгих лет Турцию и Израиль связывали союзнические отношения. Ситуация кардинально изменилась именно в связи с антиизраильской позицией пришедшей ко власти в 2002 году происламской Партии справедливости и развития. «Флотилия мира» в 2010 году лишь зафиксировала окончательное размежевание на данном этапе Турецкой Республики и Государства Израиль. Тот факт, что автор говорит и про попытки Израиля «подвинуть» Россию на газовом европейском рынке – следует отнести на счет желания Турции оказаться не в одиночестве в своих Восточносредиземноморских делах. В наличии подобной политической самоцели Израиль не замечен. Хотя у этого процесса – захода израильского газа на европейский рынок – могут быть и свои «спонсоры» из числа третьих стран.

Далее автор говорит про Египет – другого регионального противника Турции. Как он напоминает, правительство  МухаммедаМурси (пестуемое турецким руководством в силу своей близости к идеологии «Братьев-мусульман» — Я.К.) было свергнуто. На его место к руководству страной пришел генерал А.Ф.ас-Сиси, который «пользуется поддержкой со стороны США, Израиля и Европы». Автор делает заключение о том, что это – взаимообразный процесс, то есть, и Египет поддерживает своих «спонсоров» — США, Израиль и Европу.

Здесь А.Четинер напоминает ситуацию, возникшую с продажей Францией своих двух «Мистралей» России. Сделка, которая в итоге, после того как она была расторгнута с Россией, была «переписана» на Египет. Именно Каир получил два непоставленных России корабля. Этим кораблям Египет дал имена Гамаля Абделя Насера и Анвара Садата. Таким образом, Египет влился в состав тех стран, которые, по словам автора, поставили перед собой задачу изолировать Турцию от Восточного Средиземноморья и воспрепятствовать доступу  Анкары к энергетическим месторождениям региона.

В результате, сформировался следующий антитурецкий альянс: США, Израиль, Республика Кипр (их автор называет греческими киприотами), Греция и Египет. Его целью является изолировать Турцию в Восточном Средиземноморье, поставить под свой контроль местные месторождения энергоносителей, а также коридоры их транспортировки. Результатом становится господство упомянутых стран в регионе.

Как напоминает автор, уже, в результате гражданской войны в Сирии, флоты США, Европы и России «собрались» в Восточном Средиземноморье. Более того, Израиль, Республика Кипр, Греция и Египет, в одностороннем порядке, пригласили компании по разведке и добычи нефти и природного газа. Их целью является извлечение экономических выгод из Восточного Средиземноморья, которые гарантируются их политической силой в регионе. Здесь автор ещё раз напоминает про принципиальную позицию Турции, которая заключается в том, чтобы с использованием всех имеющихся у неё рычагов (экономических, военных, политических) не допустить такого развития событий. Страна и сама начала направлять в регион свои самые современные корабли.

В частности, Турция воспрепятствовала «незаконной» разведке нефтяных месторождений со стороны Греции. Как констатирует автор, «и без того теплые воды Средиземного моря стали нагреваться ещё больше». Турция наращивает присутствие своего военно-морского флота, включая корветы Milgen, подводные лодки, фрегаты, ракетоносцы и т.д. Также намеревается Турция доминировать и в воздухе, через авиацию и системы наблюдения за воздушным пространством. Здесь автор напоминает слова султана Сулеймана Великолепного: «Кто станет хозяином морей, тот будет и хозяином земли» и, как он пишет, в полной мере эта политика реализуется Турцией в Восточном Средиземноморье.

Подводим черту: статья эта, если очистить её от патриотической «шелухи», содержит констатацию неприятного для Турции факта – её ещё не географической, но уже политической изоляции в Восточном Средиземноморье. У Турции в этом регионе нет ни одного союзника, тогда как её главные региональные противники Греция, Израиль, Республика Кипр и Египет блокируются между собой и пользуются поддержкой со стороны США и ЕС. Поэтому сейчас Турция и делает «пробросы» в сторону России, на предмет заручиться её поддержкой. Допустим, привлечь российские компания к разработке тех месторождений, которая Турция считает своими или принадлежащими Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК, которую не признало ни одно государство в мире, кроме Турции – Я.К.). О том, как Россия могла бы повести себя в этой ситуации мы говорили в самом начале публикации (см. Часть 1). Однако, констатируем главное: чем большая неразбериха сегодня царит в разработке месторождений Восточного Средиземноморья, тем больше затягивается появление очередного конкурента (-ов) российских энергетических корпораций на международных рынках. Впрочем, в любом случае, стоит посмотреть в «окно возможностей», которое сейчас открылось в отношениях с Турцией.