- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иранские эксперты о политических процессах в Иракском Курдистане. Часть 2

В свою очередь в конце ноября состоялась поездка другого курдского политического деятеля, носившая в определенной степени сенсационный характер. Масуд Барзани 22-26 ноября побывал в Багдаде и Неджефе, где провел встречи с рядом иракских политиков и представителей высшего шиитского духовенства. Напомним, что Масуд Барзани три года до этого не посещал Багдад, а после провала попытки провозгласить независимость Иракского Курдистана многие арабские политики в Багдаде призывали завести против бывшего президента курдской автономии уголовное дело. Тем не менее, в Багдаде и Неджефе Барзани ждала интенсивная программа. В ходе посещения столицы Ирака и священного города шиитов М.Барзани провел встречи и переговоры с новым премьер-министром Ирака Аделем Абдель Махди, бывшим премьером и главой блока «Аль-Фатх» Хайдером аль-Абади, спикером парламента Ирака Мухаммедом аль-Халбуси, главой блока «Наср» Хади аль-Амири, лидером партии «Аль-Хикма» аятоллой Аммаром аль-Хакимом, лидером Туркоманского фронта Иршадом ас-Салихом, суннитским политиком Салехом аль-Мутлаком. В Неджефе он провел встречу с лидером блока «Саирун» Муктадой ас-Садром.

По информации агентства «Миллет Пресс», данные визиты были совершены по просьбе известного иранского генерала Касема Сулеймани. агентство приводит мнение о том, что Сулеймани попросил курдского лидера убедить нового главу правительства Ирака назначить новым министром внутренних дел одного из полевых командиров «Аль-Хашед аш-Шаабий» Фалеха аль-Файяда, а также помирить Муктаду ас-Садра с КСИР и лично с Сулеймани. В последнем позволим себе усомниться. Иранцам нет нужды привлекать курдского политика для посредничества в договоренностях с Муктадой ас-Садром. В частности, М.ас-Садр, учившийся в свое время в Куме поддерживает активные связи со своим духовным наставником аятоллой Каземом Хаери, считающимся в высшем духовенстве Ирана со времен Имама Хомейни «смотрящим» по Ираку. Именно этого почтенного деятеля духовенства и было бы логично привлечь для убеждения М.ас-Садра. Скорее всего, цели поездки Барзани, хотя и согласованной с иранцами, состояли в другом. Во-первых, сказать багдадским политическим деятелям о том, что со стремлением к независимости покончено. Во-вторых, выторговать за это для курдской автономии и для себя лично максимум уступок и привилегий, особенно в экономической сфере. В-третьих, показать собственной оппозиции, кто является главным курдским политиком в стране. Ведь Масуда Барзани, формально не занимающего никаких официальных государственных постов, принимали на равных на самом высшем уровне. Об этом довольно много писали иранские эксперты и аналитики.

В частности, Арман Салими написал на портале «Дипломасийе ирани» статью под названием «Конец сторонников независимости в Эрбиле – процессы в курдской среде или игра Багдада?». Автор отмечает парадоксальность поездки Масуда Барзани в иракскую столицу и в Неджеф. Еще 14 месяцев назад после провала попытки получить независимость иракские политики называли Барзани предателем и грозили судить его за измену родине и попытку расчленения Ирака. В то же время и для самого лидера ДПК события октября 2017 года, вроде бы, должны были стать крахом дела всей его жизни. В то же время через год, он приезжает в Багдад, где «перед ним разворачивают красный ковер и принимают со всеми почестями». Все это напомнило автору статьи приезд в конце 1991 года в Багдад к Саддаму Хусейну тогдашнего лидера ПСК Джалала Талабани. Сам Талабани к тому времени несколько лет, вроде бы, вел вооруженную борьбу против Багдада. Летом 1991 года иракская армия жестоко потопила в крови курдское восстание на севере Ирака. Однако Талабани надо было упрочить свои позиции и он приехал к Саддаму Хусейну (1).

По мнению автора, Масуд Барзани, будучи реалистом, осознал невозможность завоевания Иракским Курдистаном независимости в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Это и послужило причиной для поездки Барзани с курдской стороны. С багдадской стороны причинами столь теплого приема Барзани в столице были, во-первых, признание того, что Масуд Барзани является наиболее влиятельным курдским политиком. Во-вторых, желанием обеспечить транзит киркукской нефти в турецкий порт Джейхан через территорию Иракского Курдистана. Этот фактор отмечают не только иранцы, но и автор сайта Института Ближнего Востока Ф.И.Ласкарис. По его словам, «19 ноября премьер-министр Иракского Курдистана, Н.Барзани косвенно признал прогресс по вопросу возобновления экспорта киркукской нефти через регион, объявив о планируемом росте производства электроэнергии в курдской автономии, «который состоится в три этапа». Если это так, то, это первое на сегодня очевидное следствие назначения нового министра нефти Ирака. Прежний министр, как известно, был категорическим противником любых уступок по этому вопросу курдам, сделав все для перенаправления северной иракской нефти на юг и максимальной нормализации деятельности Северной нефтяной компании Ирака, которой вменялось в скорейшую обязанность восстановить работу нефтепровода Киркук-Джейхан».

Другой иранский политолог Али Мусави Хальхали считает примирение Масуда Барзани с Багдадом неискренним. По его мнению, «Масуд Барзани известен как очень надменный политик. Его высокомерие не позволяет ему признать собственные ошибки. Поэтому его поездка в Багдад обусловлены желанием получить новые привилегии, а его примирение с иракским правительством является неискренним» (2). Автор уверен в том, что курдские националисты упустили шанс отделить регион от Ирака. Это было возможно в разгар военной кампании против ИГ и то, только в том случае, если бы у курдов был харизматичный лидер. Масуд Барзани, постоянно сталкивающийся с внутренней оппозицией, таким не является.

Двумя главными предметами озабоченности Барзани-старшего, по мнению Хальхали, являются избрание Бархама Салиха президентом Ирака и резко отрицательное отношение Турции и Ирана к перспективе независимости Иракского Курдистана. Хальхали отмечает, что одним из камней преткновения в отношениях между Эрбилем и Багдадом был вопрос об экспорте курдистанской нефти. Нечирван Барзани настаивал на том, чтобы этот экспорт осуществлялся курдами независимо от федерального правительства. В то же время Масуд Барзани пошел на уступки, согласившись на включение курдского экспорта в общеиракский взамен на отчисления от федерального бюджета. В связи с этим Нечирван Барзани не был включен в курдскую делегацию, хотя Масрур Барзани в ней присутствовал.

Иранский эксперт по курдскому вопросу Сируш Борна озаглавил свою статью «Тегеран должен открыть для Барзани дорогу в Иран». Автор обращает внимание на то, что Масуд Барзани в ходе своего тура посетил не только Багдад и Неджеф, но также Кувейт и Абу-Даби. Главной причиной этого тура он считает желание Барзани подтвердить свой статус главного лидера курдов в свете предстоящего соперничества с лидером ПСК Бархамом Салихом. Региональный тур, затеянный Барзани, по мнению иранского эксперта, вызван, в первую очередь, желанием этого политика напомнить о себе и привлечь внимание иракских и зарубежных партнеров. По убеждению автора, в курдской политике наибольшим дипломатическим и политическим опытом обладают два человека: лидер ПСК Бархам Салих и нынешний премьер и будущий президент Иракского Курдистана Нечирван Барзани. Бархам Салих поддерживает одинаково хорошие и доверительные отношения как с Исламской Республикой, так и с США (3). В то же время Бархам Салих не является проамериканской фигурой. Значительность фигуры Масуда Барзани иранский аналитик определяет его солидным политическим стажем (почти 50 лет!) и тем, что именно Барзани до сих пор рассматривается американцами, особенно Пентагоном и ЦРУ как лучший советник по вопросам не только иракских, но и сирийских и турецких курдов. В то же время иранский автор считает, что Тегерану необходимо поддерживать отношения со всеми курдскими партиями и группировками в Ираке, «играть на всех шахматных столах». Для этого необходимо пригласить лидера ДПК в Тегеран и восстановить с ним доверительные отношения.

  1. Пойан-э эстегляльхохи: хесаб-э дарун-э курди йа бази Багдад?// http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1980324 [1]
  2. Эштебахат-э Барзани дар эстефадэ аз тактикхайе сияси.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1980308 [2]
  3. Техран бойад пойе Масуд Барзанира бэ Иран баз конад.// http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1980338 [3]