- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак: некоторые первые итоги деятельности новой команды в Министерстве нефти

12 декабря, член общественно-политического движения «Саирун», член парламентского комитета по нефти и энергетике, Наджах аль-Мияхи назвал назначение бывшего директора компании SОМО на пост советника в Министерство нефти «опасным прецедентом, который ранее никогда не случался за всю историю иракского государства».

В интервью новостному агентству «Иттиджах Пресс», парламентарий раскритиковал приказ по Министерству нефти № 44574 от 06.11.2018 о назначении Фалаха Джасема аль-Амири (что-то не везет нынче в Ираке Фалахам, — см. материалы по назначению на пост главы МВД), бывшего директора государственного нефтяного трейдера, компании State Oil Marketing Company (SОМО), после его увольнения с этой должности по его же собственному желанию и заявлению от 21.12.2017 г. и оформления соответствующего приказа об увольнении № 623 от 7.01.2018 г.

Депутат пояснил, что возвращение на работу и отмена приказа об увольнении случились на основании письма секретариата кабинета министров № 3441 от 15.10.2018 и согласия бывшего премьер-министра, а время, проведенное аль-Амири вне работы, зачли за очередной отпуск, «что нарушило все мыслимые и немыслимые законодательные и административные нормы».

«В чем смысл произошедшего, — задается вопросом аль-Мияхи. — Неужели это настолько ценный кадр и во всем министерстве не нашлось сотрудника с аналогичными управленческими компетенциями и опытом?»

Депутат потребовал от нового министра нефти отменить возвращение аль-Амири на работу в министерство на основании решения № 8 нынешнего созыва парламента, принятого на 14-м заседании и предписывающем остановить действие всех решений, принятых с 11.02.2018 г. по 24.10.2018 г. прежним правительством и прежним премьер-министром, а также на основании решения кабинета министров нового состава от 11.12.2018 г., также останавливающего действие всех прежних распорядительных актов и директив и указов кабмина, принятых за указанный срок.

«Нами получено огромное количество жалоб на деятельность SОМО, — подчеркнул депутат, — речь идет о миллионах долларов, непонятно куда подевавшихся во время директорства аль-Амири». «Кроме того, необходимо разобраться со штрафами, выставленными со стороны иностранных компаний SОМО за задержки отгрузки сырой нефти из терминалов Басры, также исчисляемых миллионами долларов, особенно в период 2016-17 гг. 175 млн долларов было взыскано с SОМО только в 2016 году, и по этим фактам никогда не проводилось проверки: за что именно и на каком основании были выплачены эти суммы», — констатировал аль-Мияхи. SОМО, по его мнению, безответственно относилась к судебным искам и разбирательствам, зачастую словно специально создавая поводы для исков и по всем этим обстоятельствам комитет по нефти и энергетики намерен провести самое тщательное расследование.

Таким образом, «Саирун» приступило к зачистке Министерства нефти от старых кадров, особенно тех, кто контролировал поставку нефти на экспорт. Во-первых, на подобные посты должны встать свои люди, во-вторых, слишком много знающие консультанты, да еще такие преданные прежней власти, не нужны и могут испортить работу новых кадров.

Пока депутаты занялись кадровыми вопросами, новый министр нефти Тамир аль-Гадбан 10 декабря предположил, что цены на нефть будут снижаться и со временем, если ОПЕК не сократит добычу, цены на нефть упадут до 45–50 долларов за баррель.

В понедельник фьючерсы на нефть марки Brent выросли после пятничного заседания ОПЕК, на котором некоторые независимые производители договорились сократить поставки, начиная с января будущего года.

Нефть марки Brent после встречи глав членов ОПЕК и независимых производителей нефти составила 62,03 доллара за баррель, что на 36 центов, или 0,6%  выше, по сравнению с предыдущим закрытием.

В интервью порталу «Аль-Иктисыдыйя» Т.аль-Гадбан признал, что сокращение экспорта Ирака в последнее время вызвано не техническими причинами, поскольку нефтяные месторождения Ирака имеют высокую пропускную способность, а воздействием плохой погоды: дождей, и вызванными ими затоплениями дорог.

Министр также прокомментировал текущее состояние дел в отрасли.

«Наша цель — достичь экспортной мощности 6,5 млн баррелей в день, разумеется поэтапно», — сказал он.

Говоря о нефтяном соглашении касательно экспорта нефти из Киркука, заключенном недавно с правительством Иракского Курдистана, министр пояснил, что государственная нефтяная маркетинговая компания (SОМО) получила льготные цены на продажу этой нефти, хотя объемы поставок относительно низкие.

Доля Ирака в снижении добычи нефти согласно последнему по времени соглашению между членами ОПЕК и независимыми производителями нефти составляет около 140 тысяч баррелей в сутки. В течение 2017 года Ирак, согласно взятым тогда на себе перед ОПЕК обязательствам, добровольно снизил добычу на 220 тысяч баррелей нефти в сутки.

Министр нефти прокомментировал это снижение как приемлемое для своей страны, тем более что цена нефти в бюджете на 2019 год составляет 56 долларов за баррель, а общий дефицит оценивается в 20%.

Аль-Гадбан в заявлении, размещенном на веб-сайте министерства высказался в том плане, что Ираку нужна «лучшая цена на деле, а не в плановых статистических показателях».

Он отметил, что действие соглашения было позитивным и быстрым для международных цен на нефть, которые выросли на 5% в течении нескольких часов вслед за утечкой решения ОПЕК в СМИ.

Производители нефти ОПЕК и производители, не входящие в ОПЕК, достигли соглашения о сокращении к началу года 2019 г., добычи на 1,2 млн баррелей в сутки, сроком на шесть месяцев.

В этом контексте посольство США в Багдаде объявило, что Вашингтон покупает 17% экспорта иракской нефти.

Посольство заявило, что «Вашингтон покупает 17% экспорта иракской нефти», подтверждая при этом стремление «установить взаимное партнерство с Ираком».

«Экспорт не будет ограничиваться только нефтью», — говорится в заявлении посольства, где подчеркивается, что «Ирак снова становится региональным экономическим лидером».

Там же сообщается, что «Американская торговая палата вывела 50 американских компаний на иракский рынок для установления партнерских отношений и предоставления современных и совершенных товаров», и отмечается, что «Америка стремится поддерживать и развивать взаимное партнерство с Ираком».