- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О кадровом обеспечении деятельности Администрации президента Турецкой Республики – Комитет по политике в сфере здравоохранения и продовольствия. Часть 1

Турецкая Республика перешла от парламентской к президентской форме правления. Приступаем к рассмотрению кадрового состава вновь созданного Комитета политике в сфере здравоохранения и продовольствия. Напомним, что во всех девяти комитетах при Администрации президента председательствует лично Р.Т.Эрдоган. Он же единолично отбирает и назначает членов во все комитеты из числа ведущих специалистов страны в соответствующей области.

Прежде чем приступить к рассмотрению кадрового состава Комитета по политике в сфере здравоохранения и продовольствия заметим следующее.

Турецкое руководство, включая президента Р.Т.Эрдогана, большое внимание уделяет развитию сектора здравоохранения – при участии лидера страны постоянно открываются новые клиники. Своего рода «Эрдоган-кэр» (по аналогии с Obama care, но турецкая реформа не получила широкую известность) была реализована несколько лет назад, позволив любому гражданину с полисом ОМС обслуживаться не только в государственных, но и в любых частных клиниках страны. Эффект, от этой реформы, с точки зрения рейтингов правящей партии сложно переоценить.

Турция развивает свою собственную медицинскую промышленность, однако, в ключевых вопросах – допустим, вакцинации – по-прежнему, зависит от поставок из-за рубежа. Включая печально известных в России американских производителей. Ту же фирму Pfizer, вокруг которой в нашей стране разразился нешуточный скандал после того, как выяснилось, что прививки от гриппа компании содержат неизвестные российской стороне «присадки», чей долгоиграющий эффект оказалось невозможным установить. Так что, помимо общей политики в сфере здравоохранения, существует ещё и медицинская безопасность.

Аналогичным образом, достаточно остро перед Турцией встал вопрос пищевой безопасности.

Во-первых, индустриализация пищевой промышленности и сельского хозяйства привела к тому, ряд продуктов банально утратил вкус, об опасности других из них вовсю заговорили специалисты (допустим, это касается куриного мяса, употребление которого в пищу турецкие граждане стали избегать).

Во-вторых, возникла достаточно неожиданная для Турции проблема зависимости от поставок ряда продуктов из-за рубежа. Ещё пару десятилетий назад Турция была, в продовольственном смысле, страной автономной. Сегодня страна активно импортирует из-за рубежа говядину, причем: а) из отдаленного зарубежья (не только Европа, Восточная и Западная, но и страны Латинской Америки), б) не только в период Праздника жертвоприношения (Курбан-байрам), когда в стране, естественным образом, наблюдается всплеск потребления мяса. Речь идет уже о «внесезонных поставках мяса» из-за рубежа. Неслучайно, в один из своих предыдущих визитов в Турцию президент В.Путин обозначал интерес к турецкому рынку со стороны российских производителей мясной продукции, предлагая своему турецкому коллеге отужинать вместе в стамбульском ресторане, но чтобы на столе непременно было бы мясо из России.

Неблагополучно обстоит дело и с пшеницей, которую Турция уже массово импортирует, в том числе и из России. Удивительно видеть на турецких полках в магазинах импортные яблоки, чуть менее удивительно, но все же, — импортные бананы и киви, которые и сама страна выращивает, но в недостаточном количестве. Результатом же стал тот рост цен, который моментально ударил по стоимости импортной пищевой продукции после того, как турецкая лира упала по отношению к доллару и к евро. Разумеется, цены и на другие продукты питания не остались в стороне, они также подтянулись вверх по своей стоимости (допустим, пресловутые томаты), на фоне общего повышения цен, не имея для этого веских экономических оснований.

Тем не менее, перечислим содержание Статьи 29 Указа президента Р. Эрдогана №1, содержащей обязанности и полномочия упомянутого Комитета:

  1. Разрабатывать предложения относительно развития системы здравоохранения, проводить исследования в сфере продовольственного здоровья и безопасности, осуществляя анализ рисков, выступать предложения для обеспечения пищевого здоровья.
  2. Разрабатывать предложения, направленные на рост предложения растительных и животноводческих товаров, а также на повышение их качества.
  3. Выступать с предложениями, на базе проведенных исследований, в сфере более эффективного использования водных ресурсов и воспрепятствования их бездумному расходованию.
  4. Проводить исследования в сфере улучшения привычек в сфере здоровья, а также производства и потребления продовольствия.
  5. Проводить исследования, разрабатывать предложения по политике, разрабатывать комплекс мер, направленных на обеспечение в сельском хозяйстве генной безопасности, здоровья и диверсификации.
  6. Проводить исследования и выступать с предложениями, направленными на увеличение профилактических мер в здравоохранении, снижения нагрузки на здравоохранительные учреждения, а также повышение эффективности их работы.
  7. Формировать предложения, направленные на развитие собственных медицинских технологий и производство лекарств и медикаментов.
  8. Отслеживать и оформлять в виде отчетов международные тенденции в сфере здравоохранительных услуг и технологий.
  9. Формировать предложения, направленные на предотвращение растущей заболеваемости в обществе и её снижение.
  10. Разрабатывать политику и стратегию в сфере биобезопаности, обеспечивать их отслеживание.
  11. Разрабатывать политику и стратегию в сфере борьбы с зависимостью (от поставок из-за рубежа – В.К.).