- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Немецкие войска в Афганистане

К началу ноября 2006 г. германский контингент насчитывал в Афганистане 2800 человек. Помимо Кабула, он размещен в афганских провинциях Бадахшан (северо-восток) и Кундуз (север). Как и другие подразделения НАТО, он действует в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН № 1386, учредившей Международные силы содействия безопасности (МССБ), или International Security Assistance Force (ISAF). С 2003 г. МССБ, согласно резолюции 1510, вошли под эгиду НАТО.

Боннское соглашение от 5 декабря 2001 г. и резолюция 1386 предусматривали постепенное охватывание Международными силами содействия безопасности других городов и провинций помимо столицы Афганистана, а в соответствии с резолюцией № 1510 СБ ООН от 13 октября 2003 года зона ответственности МССБ/НАТО в стране была расширена за пределы Кабула.

Вне столицы силы МССБ/НАТО, как правило, действуют в составе т.н. Провинциальных групп восстановления (ПГВ), которые тоже были созданы по решению ООН. Официально в их задачи входит оценка ущерба афганской экономике на местах, реконструкция объектов инфраструктуры, налаживание контактов с местным населением. Однако пока действуют они не особенно эффективно.

Немцы не случайно выбрали для своих ПГВ север и северо-восток Афганистана-это самые спокойные районы страны, населенные преимущественно таджиками и узбеками, в которых почти не наблюдается сопротивление иностранным войскам. Поэтому к началу ноября 2006 г. Бундесвер потерял в Афганистане всего 18 человек убитыми, в то время как потери США превысили 350, а по некоторым оценкам, еще больше.

Позиция германских властей состоит в том, чтобы участвовать в афганской кампании исключительно согласно мандату ООН и не подвергать жизни своих солдат излишней опасности. В это же время Коалиционные силы (КС), возглавляемые США и куда также входят силы Великобритании, Голландии и Канады с лета этого года постепенно расширяют своё присутствие на наиболее опасный юг Афганистана, где встречают всё более мощное сопротивление пуштунских племен, которые исторически не подчинялись никакой центральной администрации и не терпели присутствия иностранных войск. Следует также сказать, что Коалиционные силы действуют без какого-либо мандата со стороны ООН.

Неудивительно, что позиция Берлина вызывает в последнее время все больше нареканий со стороны Вашингтона, который несколько раз намекал на то, что неплохо было бы подключиться Бундесверу к операциям на юге Афганистана. 23 октября на конференции по проблемам безопасности, организованной газетой Welt am Sonntag заместитель госсекретаря США Николас Бёрнс заявил: «Не лучше было бы позволить командующим контингентам НАТО перебрасывать войска с севера страны на юг, дабы они помогали проводить наступательные операции на юге и востоке страны? В настоящее время это пока невозможно, потому что многие страны НАТО наложили существенные ограничения на действия своих войск».

«Я бы попросил немецких граждан… подумать о том, поможет ли НАТО наложение таких жестких ограничений на действия своих войск? Не будет ли лучше, если Германия и Франция… пожелают отправить на временной основе войска для помощи союзникам из Голландии, Британии, США и Канады, которые приняли на себя основной удар в ходе войны?»

Берлин отвечает на это в том духе, что решения о дальнейшем продвижении на юг являются собственной инициативой стран и что она не готова оказать какую-либо помощь на беспокойном юге. В то же время, в сентябре Берлин согласился продлить дальнейшее пребывание своих войск ещё на 12 месяцев.

Помимо соображений безопасности, немцы действуют и исходя из экономии сил. Бундесвер в настоящее время располагает уже 10 тысячами человек в разных частях света и полагает, что дальнейшее выделение сил и средств для каких-либо миротворческих операций или военных кампаний чересчур накладно.

Но и помимо вопроса о помощи КС немецкий контингент в Афганистане время от времени сокрушают скандалы. Сначала это было происшествие с опубликованием немецкой прессой фотографий, на которых немецкие солдаты позируют на фоне черепов и костей неизвестного происхождения. Затем гражданин ФРГ турецкого происхождения обвинил германских военных в пытках и издевательствах после того, как он был схвачен на территории Афганистана. Кроме того, Бундесвер долгое время отрицал сведения о направлении в страну подразделения армейского спецназа КСК, однако затем эти слухи подтвердились, причем спецназ также был обвинен в применении пыток и издевательствах.

Немецкая оппозиция в лице партии «Зелёных», молодежного крыла Социал-демократической партии и известного либерального политика Гвидо Вестервелле уже ставили вопрос о выводе германских военных из Афганистана, но правительство пока придерживается противоположных взглядов.

Примечательно, что идея дальнейшего пребывания Бундесвера в Афганистане не пользуется в Германии особой поддержкой даже несмотря на его малые потери. Следует, однако, признать, что в целом Берлин проводит достаточно продуманную и взвешенную политику на Среднем Востоке. С одной стороны, присутствие ограниченного контингента позволяет «держать руку на пульсе», с другой–избегать существенных военных потерь, а также приобретать военный опыт за рубежом, который необходим ФРГ вследствие того, что около 50 лет перед немецкой армией ставились исключительно оборонительные задачи. Как и Япония, Германия в настоящее время приобрела и некоторые великодержавные устремления.