22-23 ноября с.г. в Анкаре состоялась Конференция под названием «Российско-турецкие отношения: формируя образ будущего».
Продолжаем обсуждение презентации, сделанной нижеподписавшимся в ходе мероприятия на тему «Новые направления российско-турецкого экономического, энергетического и инновационного развития».
Первым из направлений, о которых было предложено задуматься сторонам был туризм, но в более комплексном и всеобъемлющем подходе, чем это сотрудничество реализуется в настоящий момент. Россия, как страна не являющаяся излюбленным местом посещения иностранных туристов, может воспользоваться успешным опытом Турции по превращению себя, в кратчайшие сроки (несколько десятилетий), в направление массового туризма – одно из крупнейших в мире.
Вторым из направлений сотрудничества, является турецкий проект «Канал Стамбул». Заметим сразу, что это – лишь возможное направление российско-турецкого сотрудничества, которое может состояться, а может и нет, в зависимости от целого ряда факторов. Вовсе не обязательно, что Россия станет поддерживать этот проект, а не воспротивится его реализации. Пока наша страна хранит сдержанное молчание.
Впрочем, сама Турция артикулирует твердое намерение по тому, чтобы этот проект стал бы реальностью и предпринимает в этом направлении конкретные шаги, о которых мы постоянно пишем на страницах ИБВ.
Перечислим кратко основные характеристики этого проекта, в плане его значения:
- «Канал Стамбул», шунтируя пролив Босфор и связывая между собой Черное и Мраморное моря, становится новой точкой входа в черноморский бассейн, не предусмотренной Конвенцией Монтрё.
- Турция, обладающая определенным набором международных обязательств в плане пролива Босфор по Конвенции Монтрё, получает полный и безусловный контроль над «Каналом Стамбул». Пользуясь причинами природоохранного свойства, Турция после завершения строительства «Канала Стамбул» может начать более жестко регулировать проход судов через Босфор.
- «Канал Стамбул», обладая заметно более высокой пропускной способностью, чем Босфор, может стать важным коридором для китайской глобальной инициативы «один пояс, один путь». Именно китайские инвесторы – основная целевая аудитория для финансирования этого проекта, на которую сегодня «работает» турецкая сторона.
- Россия не является страной, напрямую заинтересованной в реализации проекта «Канала Стамбул». Однако, существуют условия, при которых проект все же может стать ей интересен. В том случае, допустим, если китайские товары начнут массово поступать в российские порты для дальнейшего следования на мировые рынки, обеспечивая загрузку для российской ж/д и портовой инфраструктуры, а также российского торгового флота. Так что, в случае кратного возрастания судоходного трафика, проект, пока чисто гипотетически, может получить российскую заинтересованность.
Подчеркнем последнее обстоятельство: без привлечения России на свою сторону, Турция не сможет, в желаемой для себя конфигурации, реализовать этот проект. У нее просто нет финансовой модели, чтобы обеспечить его окупаемость (если рассматривать проект как экономический, а не как чисто политический). Собственных средств для одностороннего строительства «Канала Стамбул» в турецком бюджете нет.
Конечно, у турецкой стороны может возникнуть мысль заручиться поддержкой Запада для реализации этого проекта, переписав Конвенцию Монтрё на более привлекательных для себя условиях – напрямую позволяющих перенаправить крупнотоннажный судоходных трафик в «Канал Стамбул». И, таким «принудительным» образом, создать модель для его реализации.
Однако, результатом этой игры может стать то, что сама Турция может утратить существующий сегодня суверенитет над проливом Босфор, который — не только на пользу России (в плане четкого регламента захода военных кораблей нечерноморских государств в Черное море), но и на пользу ей самой, делая Турцию держателем ключей от бассейна, где сегодня ведется крупная геополитическая игра Запад – Россия. Не в интересах Запада повышение роли Турции в регионе. Но в западных интересах – размежевание России и Турции, недопущение возникновения между ними новых, стратегических областей сотрудничества и сдерживание их обоих.
И ещё одно обстоятельство: не стоит забывать какая идет взаимная увязка между различными проектами и интересами. То есть, проект «Канала Стамбул» не существует сам по себе автономно, а уже оказывается вплетенным в ткань региональных интересов многих стран. И при его решении он также будет рассматриваться в комплексе. По своему шумному информационному эффекту «Канал Стамбул» уже смело можно сравнивать с поставкой в Турцию российских систем С-400. Это – характерный почерк нынешнего турецкого руководства – создавать проекты, который затрагивают интересы множества стран и разыгрывать эту карту до достижения своих задач. И сейчас Турция «разыгрывает» «Канал Стамбул» со всеми возможными интересантами – США, ЕС, Россией, Китаем и т.д.