- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские СМИ о возможных последствиях операции «Северный щит» на израильско-ливанской границе

Военные эксперты израильских СМИ активно обсуждают возможные последствия операции «Северный щит». Авторы задается вопросом, возможности военного противостояния «Хизбаллы» и Израиля в обозримом будущем, а также пытаются понять, сумеет ли Израиль, в таком случае использовать стратегический успех, связанный с обнаружением диверсионных туннелей шиитской группировки?

Военный обозреватель Ynet Рон Бен-Ишай считает, что ««Хизбалла» и ее иранские покровители не заинтересованы в начале войны с Израилем, как на данный момент, так и в обозримом будущем». По его мнению об этом свидетельствует разведывательная информация, поступающая в Израиль и собранная западными спецслужбами.

Тем не менее автор утверждает, что в случае третьей ливанской войны «Хизбалла» рассчитывает достичь серьезных имиджевых успехов и для этого у ее лидеров есть оперативный и стратегический план ведения военных действий. Так же велика вероятность того, что они рассчитывают на победу над ЦАХАЛом.

Бен-Ишай описывает два основных направления предполагаемого удара по Израилю: первый – массированная атака тысячами ракет по тыловым коммуникациям армии и гражданским объектам на территории страны, второй – внезапный удар сухопутными силами с намерением нарушить военный и гражданский баланс. «Вторжение должно быть невиданным по размаху со времен Войны за независимость», — предполагает автор.

«В планах «Хизбаллы» овладение населенными пунктами, захват военнопленных и похищение заложников, перекрытие крупных магистралей и создание серьезного сопротивления силам ЦАХАЛа в случае контрудара на израильской территории или попытке перехода ливанской границы военными частями», — пишет Бен-Ишай.

Военный обозреватель подчеркивает, что самым главным стратегическим элементом плана «Хизбаллы» были наступательные туннели для проникновения отрядов боевиков вглубь израильской территории. Информация о них хранилась в строжайшем секрете даже от многих членов руководства группировки. Израилю удалось замедлить и даже нарушить подготовку этого план, несмотря на активные попытки Ирана перебросить как можно больше высокоточных ракет в Ливан для последующего удара по целям в Израиле.

По мнению Бен-Ишая для командования ЦАХАЛа противостояние с «Хизбаллой» на данный момент приоритетнее отражения угрозы, которую создает для Израиля ХАМАС на юге.

Обозреватель «Гаарец» Ягиль Леви, пытается опровергнуть общепринятую израильскую концепцию, в соответствии с которой «Хизбаллу» характеризуют исключительно, как эмиссара Ирана. И, если Иран заинтересован в эскалации насилия в регионе, следовательно, целью «Хизбаллы» является нападение на Израиль.

Однако, автор утверждает, что за последние десятилетия «Хизбалла» превратилась из партизанской группировки, воевавшей против военного присутствия Израиля на юге Ливана, в значительную политическую партию с военным крылом. Теперь она разделяет ответственность государства за всех граждан Ливана и, следовательно, шансы на то, что ее лидеры примут решение о нападении на Израиль значительно уменьшились.

Руководство «Хизбалы» понимает, что Израиль нанесет удары огромной силы по любому кварталу и участку, с которого будут выпущены ракеты в его направлении. «Это приведет к колоссальным разрушениям на территории Ливана, который еще не полностью восстановлен после войны 2006 года».  Так же автор напоминает, что Хасан Насралла открыто признал, что ошибочно предсказал реакцию Израиля на захват трех солдат-резервистов боевиками «Хизбаллы» в июле 2006 года. А именно этот захват и привел ко Второй ливанской войне.

Ягиль Леви считает, что на данном этапе для израильского руководства был бы характерен такой шаг: нанести удар по Ливану, либо же подтолкнуть «Хизбаллу» к нападению, а за тем атаковать в ответ, чтобы устранить ракетную угрозу. «Однако, нет уверенности в том, что эта ракетная угроза … когда-либо воплотится в реальные действия против Израиля, но при ударе ЦАХАЛа население страны неминуемо подвергнется ракетным атакам ливанского террористического движения», — заключает автор.

Другой автор издания «Гаарец»  Амос Харэль, считает, что операция «Северный щит» на ливанской границе, которая первоначально представлялась, как рутинная и малозначительная, похоже, переходит на более серьезную стадию.  


«Нынешняя израильская операция по обнаружению туннелей держит всех участников в напряжении. На ливанской стороне кому-то явно есть, что скрывать», — пишет Харэль. Члены «Хизбаллы» прокладывают туннели, нарушая соглашение о прекращении огня. Ливанская армия, хотя и получает помощь от США и Франции, не делает ровным счетом ничего для предотвращения этой противозаконной деятельности. Более того, разведывательные службы ливанской армии порой даже помогают «Хизбалле»».

«У всех нервы напряжены, для вспышки достаточно искры. И, если у одного ливанского солдата вдруг сдадут нервы – из этой искры разгорится такое пламя, которое будет очень трудно потушить», — пишет автор.

Так же, по мнению Хареля, преследуемая Израилем цель – лишить «Хизбаллу» стратегических возможностей и использовать на дипломатической арене сам факт обнаружения туннелей – приведет к кризису доверия между Израилем и ООН.

Между тем, лидеры «Хизбаллы» до сих пор не отреагировала на заявления Израиля в связи с обнаружением туннелей. Можно предположить, что «Хизбалла» сейчас озабочена другим: выясняет, как ее секреты попали в руки ЦАХАЛа и что именно израильская разведка знает об остальных ее планах.

Автор издания «Маарив» Йоси Купервассер (генерал, бывший начальник аналитического отдела военной разведки АМАН) считает, что обнаружение диверсионных туннелей «Хизбаллы», прорытых на израильскую территорию, лишило ливанскую группировку и Иран важного элемента в их войне с Израилем, которая может разразиться в тот или иной момент: эффект неожиданности. Лидеры «Хизбаллы» посредством туннелей планировали нанести удар по Израилю, проникнув на его территорию и вызвав потрясение в израильском обществе.

«Кроме того, все это ставит в неловкое положение Иран и его сателлитов, демонстрируя стратегическое преимущество Израиля в разведывательной сфере — в дополнение к похищению «Моссадом» иранского ядерного архива», — пишет автор.

Далее Купервассер рассматривает следующий вопрос: в какой степени Израилю удастся использовать достижение своих спецслужб, как в разведывательном, так и моральном аспекте, для формирования тактической и стратегической реальности на северном фронте?

По его мнению на данном этапе следует сосредоточиться на следующих целях: дать понять ливанскому правительству и международному сообществу, что «Хизбалла», как сателлит Ирана в регионе, не является «щитом Ливана», каким она себя пытается позиционировать, а, напротив, представляет собой огромную опасность для жителей Ливана, поскольку развивает атакующий военный потенциал против Израиля. А это оправдывает острую реакцию Израиля, которая тяжело отразится на Ливане и его гражданах.

Так же военный эксперт «Маарива» подчеркивает необходимость в усилении системы устрашения в отношении Ирана и «Хизбаллы», использовав для этого информацию о диверсионных туннелях. «Иран и подчиняющаяся ему шиитская группировка должны тщательно взвесить возможность продолжения создания диверсионной атакующей структуры такого рода, зная, что израильские спецслужбы внимательно следят за каждым их шагом. Это касается и усовершенствования ракетного потенциала в Южном Ливане и Сирии», — пишет Купервассер .