- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: ноябрь 2018 г.

1 ноября МИД АНДР известило, что Алжир «принял к сведению» резолюцию Совета Безопасности ООН, продлившую на шесть месяцев мандат Миссии ООН в Западной Сахаре (Minurso). В тексте коммюнике отмечалось, что «Совбез ООН вновь призвал две стороны конфликта, которые он четко обозначил, а именно – Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО – возобновить прямые переговоры без выдвижения предварительных условий».

Предусматривалось, что первые после 2012 года переговоры между сторонами конфликта должны были начаться 5 декабря в Женеве.

Известно, что Франция, равно как генсек ООН Антониу Гутерриш, выступали за возвращение годичного мандата для Minurso. Однако США настояли на том, что Миссия во второй раз получила мандат всего лишь на полгода. По мнению Вашингтона, сокращение мандата якобы должно было подвигнуть стороны к скорейшему поиску решения проблемы.

1 ноября, в день 64-й годовщины начала войны за национальное освобождение, президент Алжира Абдельазиз Бутефлика появился на публике на кладбище павших в той войне Эль-Алиа на востоке столицы страны. Соответствующие кадры распространило национальное телевидение. Во время траурной церемонии на кладбище присутствовали только первые лица страны и военнослужащие Президентской гвардии. Президент находился в инвалидной коляске.

Глава АНДР крайне редко появляется на публике после микроинсульта, который он пережил в 2013 г.

5 ноября в Алжире с визитом побывал глава правительства Италии Джузеппе Конте. В тот же день он провел переговоры с премьер-министром Алжира Ахмедом Уяхьей.

Италия является первым по значимости торговым партнером Алжира. На нее в 2017 г. пришлось 16% алжирского экспорта, главным образом- природного газа, на общую сумму в более чем 5,5 млрд долларов. По объемам алжирского импорта Италия находится на третьем месте после Франции и Китая. Он составляет свыше 3,7 млрд долларов. С 1981 года в Алжире работает итальянская нефте- газобобывающая компания Eni, которая тесно взаимодействует с алжирской государственной компанией СОНАТРАК. По имеющимся данным, в настоящее время Eni добывает в Алжире около 100 тысяч баррелей нефти в день.

В конце октября Eni подписала два важных соглашения с СОНАТРАК. Первое касается разведки на углеводороды в оффшорных зонах, которые до сих пор не эксплуатировались. Согласно второму, итальянская компания выкупила 49% доли СОНАТРАК в эксплуатации трех нефтеносных полей в районе Беркин на востоке Алжира.

По итогам визита Конте в Алжир последний положительно откликнулся на приглашение принять участие в международной конференции по Ливии, которая должна была пройти в Палермо 12 – 13 ноября. Стороны также договорились о репатриации тех алжирцев, которые нелегально попытались эмигрировать и оказались на острове Сардиния, находящемся примерно в 300 км от алжирского побережья. По данным МВД Италии, таких там оказалось с начала года около 1100 человек.

6 ноября алжирские частные СМИ сообщили, что пять генералов, с середины октября находившиеся в предварительном заключении по обвинению в злоупотреблении служебным положением, были освобождены под подписку о невыезде. Днем ранее они вышли из военной тюрьмы в городе Блида (50 км к югу от Алжира). Официальные СМИ ничего не сообщали об их аресте.

Речь шла о бывшем командующем Национальной жандармерией генерале Менаде Нуба, бывших командующих военными округами генералах Хабибе Шентуфе, Саиде Бее, Абдерраззаке Шерифе, бывшем директоре финансовой службы Минобороны Алжира генерале Буджемаа Будуауре. Все они были отправлены в отставку летом этого года. Также летом этого года в отставку были отправлены начальники штабов Сухопутных войск, ВВС, войск ПВО, начальник военной разведки и главный инспектор Национальной народной армии (ННА) Алжира. Эти отставки, произведенные за 8 месяцев до президентских выборов, породили немало слухов в Алжире.

7 ноября примерно 20 алжирских электронных СМИ осудили «кампанию по криминализации» электронной прессы в связи с арестами пяти журналистов, работавших в них. Среди изданий, участвовавших в акции, значились такие известные издания, как Maghreb Emergent, Tout sur l`Algerie, Huffpost Algerie, Dzfoot, Interlignes Algerie. Арестованные журналисты были обвинены либо в клевете, либо в шантаже. Прокуратура не выдала никакой информации об их аресте.

Несмотря на то, что электронные СМИ признаны как таковые законом от 2012 года, в алжирских реалиях они не являются таковыми. В частности, они не могут размещать рекламу, получать помощь. Работающие на них журналисты не могут претендовать на получение журналистских удостоверений.

11 ноября алжирский журналист Саид Шитур, работавший на англоязычные СМИ, и в частности, на Би-Би-Си и «Вашингтон пост», получил 28 месяцев тюрьмы, в том числе 16 – строгого режима, по обвинению в «разведке в пользу иностранной державы» и передаче «конфиденциальных документов» иностранным дипломатам. Поскольку он находился в тюрьме с июня 2017 года, то есть 17 месяцев, его в день вынесения приговора выпустили на свободу. По словам его адвоката, в ходе процесса удалось доказать, что его действия были неумышленными. Прокуратура требовала для журналиста 5 лет тюрьмы.

14 ноября официальное информационное агентство АПС объявило об уходе по состоянию здоровья с поста генерального секретаря пропрезидентской партии Фронт национального освобождения (ФНО) Джамеля ульд Аббеса. По версии агентства, процитировавшего «официальный источник», бывшему генсеку потребуется длительное лечение. Джамель ульд Аббес занял пост генсека ФНО в 2016 г.

Считающийся близким к президенту Бутефлике,  Джамель ульд Аббес в конце октября объявил, что глава государства вновь будет кандидатом от ФНО на предстоящих президентских выборах. 24 часа спустя он был вынужден умерить свой пыл, уточнив, что «не получил до сих пор ответа» главы государства по данному вопросу. Пост генсека ФНО занял Муад Бушареб, избранный недавно спикером ННА.

Уже 25 ноября было объявлено об учреждении – «согласно инструкциям главы государства» — временной руководящей структуры ФНО, координатором которой был назначен М.Бушареб. «Секретариат» этой структуры состоит из пяти человек, все они – члены Политбюро ФНО, в составе которого 15 человек. Главная задача временной руководящей структуры – организация чрезвычайного съезда партии.

Эти решения не встретили единодушного одобрения внутри ФНО, где заметили, что они противоречат уставу партии. ФНО всегда раздирался внутренними противоречиями. Так, Джамель ульд Аббес не допустил созыва заседания Центрального комитета партии, хотя, согласно уставу, он должен собираться ежегодно.

15 ноября депутаты Национальной народной ассамблеи (ННА, нижняя палата парламента) одобрили закон о бюджете на 2019 год, в котором сохранен высокий уровень социальных расходов при отсутствии новых налогов. Как и год назад, ННА отвергла предложение правительства ввести налог на богатство. Расходы государства запланированы в объеме примерно 63 млрд евро. Примерно 20% от этой суммы уйдет на «социальные трансферты», посредством которых государство поддерживает относительно низкие цены на товары первой необходимости – муку, молоко, сахар, масло, жилье, воду и электроэнергию, а также обеспечивает бесплатные медицину и образование. Как считают наблюдатели, сохранение этих мер должно обеспечить необходимое для властей голосование на президентских выборах. Бюджет предполагается с дефицитом в 15 млрд евро. Он был сверстан из расчета, что цена алжирской нефти сорта «сахара бленд» будет на уровне 50 долларов за баррель. Законом предусмотрен экономический рост в 2,9% и инфляция на уровне 4,5%. Проблему дефицита бюджета предполагается решить за счет валютных резервов, которые по итогам 2019 года должны составить 62 млрд долларов. В 2014 году, до начала падения цен на нефть, этот показатель составлял 195 млрд долларов.

Буквально в ответ на принятие закона о бюджете на 2019 г. аналитический центр International Crisis Group (ICG) предупредил, что алжирская экономика  в связи с ее зависимостью от экспорта углеводородов остро нуждается в реформах с тем, чтобы избежать экономического кризиса, который может разразиться после 2019 г.

По оценке экспертов ICG, «новые финансовые реалии не позволят сохранять на высоком уровне расходы государства такими, какими они были последние 10 лет, в противном случае касса государства быстро опустеет». Главной причиной отсутствия обещавшихся реформ они называют «политический паразитизм». По их оценке, «власти признают, что действующая (экономическая) модель на краю краха, однако они не спешат откорректировать ее». Причин этому они видят две. Первая – влияние «заинтересованных групп», которые «защищают статус-кво». Вторая – память о внутриалжирском противостоянии (1992 – 2002 гг.), во многом ставшем следствием острейшего социально-экономического кризиса конца 80-х годов прошлого века.

18 ноября президент Бутефлика направил традиционное послание королю Марокко Мухаммеду VI по случаю очередной годовщины независимости соседней страны. При этом в нем не содержалось какого-либо ответа на предложение монарха начать «открытый и прямой диалог» между двумя странами. Соответствующее предложение от Мухаммеда VI прозвучало в его выступлении от 6 ноября по случаю 43-й годовщины «Зеленого марша». Тогда речь шла также об учреждении «совместного политического механизма диалога и консультаций».

В целом, очевидно, что правящая элита в Алжире имеет дело в определенным кризисом как внутри правящей ФНО, так и в отношениях с военной верхушкой. И времени для выхода из этого кризиса остается все меньше и меньше.