- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах превращения Всеобщего союза тунисских трудящихся в политическую партию

Генеральный секретарь Всеобщего союза тунисских трудящихся (UGTT) Нуреддин Табуби считает, что социальная ситуация в республике крайне опасная. Его мнение приводит агентство Тунис Африк Пресс (ТАП). «Социальная ситуация в стране крайне опасная, различные стороны должны взять на себя ответственность», — заявил в воскресенье Табуби, подчеркнув «важность учета интересов республики, ее стабильности и суверенитета».  Комментируя циркулирующие в тунисских СМИ данные о готовящейся в стране акции «красных жилетов», глава UGTT сказал, что профсоюз «является ответственной организацией, деятельность которой хорошо контролируется». Однако он добавил, что «самое главное — обеспечить руководство протестными движениями в интересах страны и ее жителей, а не в целях выполнения чьих-либо инструкций». Здесь он прав во всем — все действия протестующих контролируются и направляются, так что а-ля парижских эксцессов в Тунисе ожидать не приходится.
24 ноября Табуби объявил о проведении 17 января 2019 года всеобщей забастовки госслужащих. Это решение было принято профсоюзом в связи с блокированием переговоров с правительством о повышении уровня заработных плат в госсекторе. 22 ноября около 450 тыс. человек вышли в Тунисе на всеобщую забастовку госслужащих. Демонстранты выступили против планируемых правительством по требованию иностранных кредитных организаций сокращений рабочих мест в государственном секторе, а также добивались обещанного ранее повышения уровня заработной платы. В декабре 2016 года руководство Туниса договорилось с Международным валютным фондом о программе финансовой поддержки в размере 2,8 млрд долларов, которая предусматривает поэтапное сокращение бюджетного дефицита и государственных расходов на содержание раздутого аппарата управления. В настоящий момент власти республики пытаются сократить средства на содержание госсектора с 15% ВВП до 12,5% к 2020 году. В этой связи уточним, что эти разногласия между основными профсоюзами страны и правительством Ю.Шахеда имеет давнюю предысторию, и экономические вопросы в данном случае соседствуют с чисто политическими резонами. Сначала вкратце об экономике. Финансовый кризис в Тунисе разразился после событий 2011 года, и конца краю ему не видно. Но вот помимо перечисленных выше условий МВФ есть еще одно, о котором стараются лишний раз не говорить. Это гарантии тунисского правительства в рамках обеспечения этого кредита путем фактического внесения в залог «социальной и дорожной инфраструктуры, публичных компаний и государственных банков». Такие условия уже тогда были расценены партией «Призыв Туниса» и профсоюзом UGTT, как casus belli и причину для новых забастовок с целью объявления вотума недоверия главному конкуренту нынешнего президента Беджи Каида Эссесби и его сыну Хафеду в рамках предстоящих президентских выборов в лице премьера Ю.Шахеда. И на этом фоне одна из главных составляющих правящей коалиции «Призыв Туниса» UGTT раскачивает лодку, стараясь добиться ухода премьера в отставку. Ключевым моментом обострения этой политической конкуренции стал развал правящей коалиции между «Призывом Туниса» и партией «Ан-Нахда». 24 сентября с.г. президент Туниса Беджи Каид Эссебси (БКЭ) и лидер партии «Ан-Нахда» Рашид Ганнуши официально разорвали свой парламентский альянс, который существовал с 2016 года. Это означало переход исламистов в лагерь Ю.Шахеда, что вынудило президентский клан и его союзников (в том числе и UGTT) использовать сейчас весь резерв средств для того, чтобы свалить премьера или развалить его альянс с «Ан-Нахдой».
В данном случае помимо чисто забастовочных мероприятий, президентским окружением рассматриваются и варианты создания неких политических альтернатив электорально мощной «Ан-Нахде». С этой целью президент его сын совместно с Н.Табуби разрабатывают сейчас план выхода UGTT из коалиции «Призыв Туниса» в рамках создания самостоятельной политической силы на предстоящих парламентских и президентских выборах в конце 2019 года. Согласно ряду источников, несколько членов Исполнительного бюро UGTT поддерживают эту идею, но секретарь Нуреддин Табуби колеблется и в настоящее время проводит консультации по этому вопросу. Президентским ближним кругом предполагается, что Союз мог бы выдвинуть на выборах «независимые» кандидатуры или создать свою собственную «рабочую» партию. В свое время серьезная электоральная поддержка позволила этому профсоюзу де-факто взять на себя ответственность за создание «Квартета национального диалога», который фактически спас демократический переходный процесс в Тунисе в 2013 году от повторения египетского варианта и начала полномасштабной гражданской войны. Некий политический опыт у UGTT есть: представители этого профсоюза принимали участие в нескольких коалиционных правительствах в эпоху Президента Хабиба Бургибы. В целом перспектива превращения этого профсоюза в полноценную политическую партию является тревожной для исламистской партии «Ан-Нахды». На сегодня только UGTT может серьезно оспорить ее доминирующее положение в тунисском электорате и оттянуть на себя значительно часть голосов «улицы». Но вот колебания профбоссов в пользу такого сценария также понятны: в этом случае они теряют статус просто «выразителей интересов трудящихся». Успех на выборах означает автоматическое вхождение в коалиционное правительство и принятие на себя персональной ответственности за проведение непопулярных экономических реформ. Тех самых, против которых они сейчас так яростно бастуют и протестуют. А проводить их придется в любом случае любому президенту и любому правительству. В противном случае страну ждет экономический коллапс, и за это также придется расплачиваться кабинету министров. Таким образом, вход в политику чревато для руководителей UGTT началом их политического конца, что и сдерживает их пока от принятия предложений со стороны президентского клана.