- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов возможностей переработки нефти в странах Ближнего Востока

Обозреватели китайских изданий и эксперты в области добычи и переработки нефти  внимательно наблюдают за внутренней политикой государств Ближнего Востока, а именно Персидского залива, которые до сих пор, в основном, ориентированы на добычу и продажу сырой нефти на международный рынок. Благодаря анализу публикаций в китайских источниках представляется возможным сформировать список из 15 ключевых государств, осуществляющих добычу нефти, который представлен в таблице ниже.

Таблица 1.

Сравнительные данные о запасах нефти, суточной добыче и себестоимости в ведущих странах-производителях

Страна Объем запасов (млрд баррелей) Суточный объем добычи (млн баррелей) Себестоимость добычи барреля

(долл.США)

1 Венесуэла 300,9 2 23,5
2 КСА 266 Ок. 10 Ок.10
3 ИРИ 137 2 Ок.10
4 Ирак 115 4,51 Ок.20
5 Кувейт 102 3 Ок.20
6 ОАЭ 98 2,9 Ок.10
7 РФ 77 1,1 17
8 Ливия 46 0,8 Нет данных
9 Казахстан 40 1,68 32
10 Нигерия 37 2,1 31,5
11 Канада 32 3,8 41
12 США 31 5,19 36
13 Катар 26 0,65 Ок.10
14 КНР 15 3,91 Ок.50
15 Бразилия 14 2,7 40

 

Китайские специалисты отмечают, что большинство государств Персидского залива продолжают экспортировать сырую нефть по нескольким причинам.

Во-первых, военно-политическое руководство аравийских монархий  предпочитает достаточно просто получать прибыль от поставки углеводородного топлива, актуальность которого будет сохранятся на протяжении нескольких десятилетий, поскольку для большинства стран-потребителей строительство новых атомных, солнечных или ветряных электростанций – непозволительная роскошь. Следует отметить, что нефтедобывающие компании стран рассматриваемого региона в основном используют технику и технологические решения европейской и американской разработки, а производство и закупка сменно-запасных частей налажена в КНР, что в совокупности позволяет контролировать себестоимость добычи барреля нефти.

Во-вторых, для абсолютного большинства стран-экспортеров нефти поставки углеводородного топлива является основным средством оказания внешнеполитического давления и даже участия в вооруженных конфликтах. Так, благодаря широким ресурсным возможностям аравийские монархии оказывали влияние на исход четвертой войны на Ближнем Востоке, а также способствовали выводу ограниченного контингента ВС СССР из Афганистана. В качестве крайнего примера применения цены на нефть как «средства давления» представляется возможным привести искусственное снижение стоимости углеводородного топлива на мировом рынке после того, как Крымский полуостров вошел в состав Российской Федерации.

Китайские специалисты тщательно наблюдают за ценовыми показателями и указывают, что стоимость нефти снижается каждый раз, как официальная Москва вступает в напряженное или активное противостояние с США или их союзниками на Ближнем Востоке. В доказательство этому следует привести контроль стоимости нефти на международном рынке со стороны КСА и других аравийских стран-членов ОПЕК, поскольку руководство РФ вмешалось в ситуацию в Сирийской Арабской Республике.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что в КСА не в полной мере рассчитали свои усилия, поскольку официальный Эр-Рияд был вынужден одновременно оказывать поддержку как исламистам в Сирии, так и начать межвидовую войсковую операцию в соседнем Йемене. На определенном этапе финансирование двух театров военных действий привело к необходимости дополнительного размещения государственных долговых облигаций, а также акций компании Saudi Aramco на Нью-Йоркской бирже в США. В результате планомерного повышения цены на нефть официальный Эр-Рияд смог пополнить национальный бюджет и восстановил свои возможности в области закупки вооружений и военной техники.

В-третьих, для отхода от экспорта нефти необходимо создавать полноценную систему переработки этого исчерпаемого природного ресурса. Китайские специалисты отмечают, что строительство нефтеперерабатывающего завода это сложный, дорогостоящий и долговременный процесс.

По информации китайских источников, даже в условиях стран Персидского залива с учетом их довольно простого ландшафта для возведения НПЗ среднего масштаба (объем проектной документации около 200 000 страниц) необходимо 1,5 млн куб.м бетона, 4000 км трубопроводов и 4400 ед. оборудования.

На период строительства НПЗ необходимо привлечь около 70 000 человек, и одновременно собрать штат предприятия, численностью от 2800 до 3500 человек в зависимости от физических масштабов предприятия, сложности производственных процессов (стандартный набор продукции включает бензин, дизельное топливо, керосин, топочный мазут и гудрон) и объемов производства. Необходимо учитывать, что кроме самого НПЗ необходимо возвести достаточно производительную электростанцию, которая будет питать предприятие. В совокупности для размещения НПЗ, нефтехранилищ, баз готовой продукции и электростанции потребуется значительная площадь, а некоторые государства Персидского залива просто не располагают ею.

Необходимо учитывать, что большинство стран Ближнего Востока и Аравийского полуострова не испытывают острой необходимости в топливе для внутреннего потребления. Так, только один нефтеперерабатывающий завод «Азур» в Бахрейне покрывает 66% годовой потребности страны в топливе. Анализ публикаций в китайских периодических изданиях  позволяет сопоставить количество действующих НПЗ в странах БВ и их суммарную ежегодную производительность в таблице 2.

Таблица 2.

Количество НПЗ и ежегодные объемы производства в странах БВ

Страна Кол-во НПЗ Объем переработки (млн барр/год)
ОАЭ 5 58,913
Бахрейн 1 13
ИРИ 14 101,95
Ирак 14 49
Израиль 2 11
Иордания 1 4,52
Кувейт 3 46,8
Оман 1 4,25
Катар 2 14,15
КСА 9 145,35
САР 2 11,993
Йемен 2 7

Представляется возможным указать, что в 2017 г. только в США среднесуточный объем переработки нефти достигал 17,818 млн баррелей (18,9% от мирового объема, а в КНР данный показатель составил 12,598 млн баррелей (14,8% от мирового объема), тогда как в РФ объем переработки достиг уровня в 6 млн баррелей в сутки.

В-четвертых, появление новых крупных НПЗ на мировом рынке однозначно вызовет серьезную конкурентную борьбу и основным соперником переработчиков из аравийских государств являются такие крупнейшие корпорации как Shell, Exxon Mobil и British Petroleum, обладающие лучшими в мире разработками в области переработки нефти.  Для сравнения, в КНР пока отсутствуют заводы по производству бензина и дизельного топлива по стандарту Евро-6. В целом, китайские предприятия являются копиями западных технологий.

Китайские обозреватели признают, что единственным источником технологических решений для создания современных НПЗ может стать Россия, однако участие российских компаний в таких проектах может легко вызвать дополнительные санкции со стороны США. В дополнение к вышесказанному необходимо отметить, что в странах Аравийского полуострова практически отсутствуют проектные компании и заводы, которые способны создавать технику/оборудование для НПЗ.

В-пятых, для функционирования нефтеперерабатывающих заводов необходимо подготовить значительное количество специалистов высшей и средней квалификации, а выполнить такую задачу за короткий промежуток практически невозможно. Подготовку будущих сотрудников возможно проводить в США, Японии, Германии и Китае – государствах с развитым нефтеперерабатывающим комплексом.

В развитии сети НПЗ в странах Аравийского полуострова заинтересованы китайские компании, поскольку это позволяет им разместить опасные предприятия вне территории КНР, что полностью соответствует стратегии официального Пекина по обеспечению национальной экологической безопасности. Конечно, транспортировка сырой нефти более безопасна, чем транспортировка нефтепродуктов, однако повышенный уровень опасности может быть компенсировать конечным объемом получаемой прибыли.

Подводя итог, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что только «твердая» стратегия военно-политического руководства стран Аравийского полуострова является ключевым условием  для перехода от экспорта нефти к ее полномасштабной переработке и последующим поставкам на внешний рынок.