- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об отношениях между Малайзией и Израилем

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад, прибывший в воскресенье с визитом в столицу соседнего Таиланда, Багкок, подверг резкой критике сделанное накануне премьер-министром Австралии Скоттом Моррисоном заявление об официальном признании его страной Западного Иерусалима столицей Государства Израиль. «Иерусалим всегда был палестинской территорией, — сказал в частности Махатхир Мохамад, — и он должен оставаться в своем нынешнем статусе. (…) Почему они (австралийцы – В.Ч.) берут инициативу и делят город? У них нет права делает этого».

Следует отметить, что 93-летний премьер-министр Малайзии, который уже очень давно занимает этот пост, хорошо известен своими подчеркнуто антиизраильскими взглядами и антисемитскими высказываниями. Например, Махатхир Мохамад заявил в свое время, что «проблемы на Ближнем Востоке начались с создания Государства Израиль», а также, что «у евреев — длинные носы».

Несмотря на то, конституция Малайзии гарантирует свободу вероисповедания и постулирует Малайзию как секулярное государство, ислам объявлен, согласно той же самой конституции, «религией Малайской федерации». При этом, по сути, Малайзия – страна многоконфессиональная. Исповедующие ислам этнические малайцы составляют, согласно официальным данным 2011 года, только 61,3% ее населения. К ним следует добавить маленькие группы китайских и индийских  мусульман. 19,8% населения страны составляют буддисты, 9,2% — христиане, 6,3% индусы. Есть среди жителей Малайзии даосы и последователи традиционных анимистических религий.

Последователей иудаизма среди жителей Малайзии, в отличие от соседнего Сингапура, где существует небольшая еврейская община, сейчас нет. Однако в сравнительно недавнем прошлом в Малайзии, прежде всего, в городе Пулау-Пинанг существовали общины иракских евреев. Последние из них покинули Малайзию в начале 70-х годов прошлого века, репатриировавшись в Израиль или эмигрировав в США и Великобританию.

Между Израилем и Малайзией нет и никогда не было дипломатических отношений, тем не менее история двусторонних отношений между ними достаточно длительная. Еще в 1956 году, то есть за год до официального провозглашения независимости Западной Малайзии от Великобритании тогдашний министр иностранных дел Израиля Моше Шарет посетил с официальным визитом столицу Малайзии, город Куала-Лумпур. В ходе этого визита Моше Шарет предложил малайзийцам установить после получения независимости официальные дипломатические отношения с еврейским государством . По словам Моше Шарета, реакция принимавшего его Тунку Абдула Рахмана, будущего первого премьер-министра независимой Малайзии, была «позитивной, но неуверенной».

В 1957 году Израиль поддержал просьбу достигшей независимости Малайзии о приеме ее в Организацию Объединенных Наций. Однако правительство Малайзии отвергло неоднократные  предложения Израиля об установлении дипломатических или хотя бы официальных торговых отношений. При этом оно ссылалось на то, что давление со стороны исламских радикалов из числа местных жителей, а также со стороны арабских государств не позволяет ему установить официальных отношений с еврейским государством.

Тем не менее, с конца 60-х годов между Израилем и Малайзией велась двусторонняя торговля, однако объем ее  был очень мал. Так, в 1971 году израильский импорт в Малайзию составлял всего порядка 1 млн долларов США, а малайзийский экспорт в Израиль – примерно 2 млн. В связи с Войной Судного Дня 1973 года (в арабских странах ее называют Октябрьской войной) власти Малайзии запретили в 1974 году какие-либо торговые связи с Государством Израиль. Однако, несмотря на этот запрет, двусторонняя торговля продолжалась при посредничестве третьих стран, прежде всего, Сингапура и Таиланда.

Некоторое сближение между Малайзией и Израилем произошло лишь в 90-е годы прошлого века. Махатхир Мохамад, который уже тогда был премьер-министром Малайзии трижды – в 1993, 1997 и 1999 годах направлял письма правительству Израиля, обсуждая возможность установления официальных отношений между двумя государствами.  В 1994 году заместитель министра промышленности и внешней торговли Малайзии, этнический китаец Чао Джой Манг, заявил, что Израиль может превратиться со временем в одного из основных торговых партнеров Малайзии. Правда, параллельно с этим Махатхир Мохамад периодически обвинял своих внутренних оппонентов в том, что они являются «агентами сионизма».

С начала 2000-х годов премьер-министр Малайзии стал регулярно выступать с антиизраильскими и даже антисемитскими публичными заявлениями. Одновременно с этим, казалось бы, парадоксальным образом резко возрос объем двусторонней торговли. Так, например, 2000-2001 году лишь импорт расположенного в городе Кирьят-Гат израильского предприятия международной фирмы «Интел» составил в денежном выражении 650 млн долларов.

Следует отметить, что объем двусторонней торговли между Израилем и Малайзией в последние годы нестабилен, но довольно велик. При этом большая ее часть, как правило, приходится на израильский экспорт в Малайзию. Так, согласно официальным данным Центрального статистического бюро Израиля, в 2008 году весь экспорт из Израиля в Малайзию составил в денежном выражении 30,2 млн долларов, а импорт малайзийских товаров в Израиль – 100,6 млндолларов. А уже в 2009 году израильский экспорт в Малайзию составил 116,8 млн долларов, а импорт из Малайзии – 68,5 млн долларов. В 2010 году израильский экспорт в Малайзию достиг 798 млн долларов, а импорт из Малайзии в Израиль – 85 млн долларов. В 2011 году израильский экспорт в Малайзию составлял 716,4 млн долларов, а импорт из Малайзии в Израиль – 93,6 млн долларов.

В 2009 году Малайзию впервые посетила официальная делегация израильских бизнесменов. Согласно официальным данным Европейской комиссии (правительства ЕС) за 2010 год, Малайзия – 15-ый по объему торговли партнер Израиля.

К сказанному следует добавить, что в 2012 году Малайзия разрешила своим гражданам совершать туристические поездки в Израиль с целью паломничества к святым местам.

Несмотря на интенсивно развивающуюся двустороннюю торговлю, а, может быть, в качестве своеобразной компенсации за нее, малайзийские власти периодически озвучивают агрессивные антиизраильские заявления. Помимо уже упомянутых высказываний премьер-министра Махатхира Мохамада следует упомянуть о том, что в декабре 2017 года, после заявления президента США Дональда Трампа об официальном признании его страной Иерусалима в качестве столицы Государства Израиль министр обороны Малайзии Хишаммуддин Хуссейн заявил, что речь идет о «пощечине, нанесенной мусульманскому миру», и что малайзийская армия готова действовать против Израиля, «если потребуется». Как и следовало ожидать, никаких практических действий за этим воинственным заявлением не последовало.