- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новой рамочной партнерской программе ООН для Южного Судана

К концу текущего года наметившаяся в стране политическая стабилизация, вырисовывавшаяся по итогам достижения по сути первого за последние пять лет долгосрочного перемирия между официальной властью и оппозицией Южного Судана, стала устойчивой тенденцией.

В декабре с.г., опираясь на позитивные итоги нынешнего этапа внутриполитического развития, организации системы ООН вышли на подписание с властями Южного Судана первого по сути стратегического рамочного документа о партнерстве на трехлетний период 2019-2021 гг.

Новая рамочная программа ООН, заменившая собой ранее подписанную в 2017 г. временную программу сотрудничества, сфокусирована на оказании содействия правительству на четырех приоритетных направлениях:

Как ожидает экспертное сообщество, этот документ будет содействовать дальнейшему развитию мирного процесса и сможет гарантировать устойчивое развитие нового государства по магистральным направлениям, способствуя достижения на национальном уровне глобальной повестки 2030 и целей устойчивого развития. Его сакральное значение – в преодолении противоречий и разделительных линий по национальному, клановому, этническому и социальному признаку в целях дальнейшей консолидации нации вокруг идей устойчивого политического и экономического развития.

В конкретном плане задачей организаций системы ООН в Южном Судане на ближайшие годы станет поддержка новой Национальной стратегии развития, которая будет запущена в конце текущего года и станет фактически первой долгосрочной программой в стране после обретения независимости в 2013 г. Национальная стратегия развития призвана решить три очень простые и взаимосвязанные задачи на 2019-2021 гг. Первое – обеспечить безопасность экономического развития, то есть по сути предотвратить возобновление вооруженного конфликта в любом его проявлении. Второе – обеспечить устойчивые и стабильные цены на продукцию производства, а также устойчивость курса национальной валюты. Третье – обеспечить доступ населения к основным социальным услугам и службам, особенно образованию и здравоохранению.

Новая партнерская программа также призвана подспудно решать вопросы укрепления местных потенциалов и налаживания партнерских связей между различными институтами и общественными организациями на национальном и муниципальном уровнях.

Рассмотрим более детально основные приоритетные векторы работы ООН в Южном Судане и их имплементацию.

Первый вектор – построение мира и укрепления систем управления. Реализация этой задачи базируется на недавнем исследовании по определению уязвимости политической системы Южного Судана, проведенном в конце 2017 г. Тогда по основным индикаторам, затрагивающим такие базовые сферы как политическое развитие, ситуацию в сфере безопасности, развитие судебной системы, экономика, предоставление основных социальных услуг, ситуация была оценена как кризисная, крайне неудовлетворительная. Было рекомендовано принять срочные меры по построению ключевых функций государственного управления, повышению потенциала по разработке, реализации и координации государственной политики, повышению эффективности системы государственного финансового менеджмента, инструментов мониторинга и оценки и пр. Все эти рекомендации вошли по сути в новое партнерское соглашение ООН с правительством Южного Судана. Более того, страновая команда ООН приступает совместно с миротворческой миссией ООН в Южном Судане к анализу фактором и динамики конфликта в целях выработки конкретных рекомендаций по преодолению стоящих вызовов в этой области. Тактическим инструментом для реализации этой задачи станет масштабное наращивание нынешних усилий на местном уровне, на уровне муниципалитетов и местных регионов, по продвижению инклюзивного диалога, укреплению доверия и вовлеченного участия местных институтов в планировании государственной политики. В особом фокусе – укрепление потенциала институтов с участием женщин и молодежи, а также восстановление системы права и правовой защиты детей, наиболее пострадавшей в ходе конфликта. В центре внимания также будут усилия по подключению местных коммун к совместным проектам по рациональному использованию природных ресурсов и адаптации к последствиям изменения климата, Извлечение важных дивидендов из зарождающегося на местном уровне сотрудничества в отдельных регионах может стать, по мысли экспертов ООН, весомым вкладом в построение стабильного и устойчивого мира по всей стране. Успешные модели построения такого доверительного сотрудничества с участием местных институтов будут использованы в качестве передовых практик для повсеместного распространения.

Второй важнейший вектор работы ООН – укрепление продовольственной безопасности и восстановление местной экономики. Задача эта весьма важная, выходящая далеко за пределы обеспечения аграрного производства. В ее основе – задача по восстановлению местных экономических систем, а также превентивное реагирование/предотвращение начала в стране масштабного голода (как это было в начале 2017 г.), борьба с нищетой и недоеданием. Разумеется, главной причиной возникновения этой структурной проблемы является длительный вооруженный конфликт, который привел не только к разрушению системы аграрного производства, но и имеющим регулярный характер массовым переселениям населения и масштабным гуманитарным проблемам, а также перебоям с коммерческими поставками импортного продовольствия из-за рубежа. Достигнутое в сентябре с.г. перемирия позволяет рассчитывать на положительные сдвиги на этом важнейшем для перспектив Южного Судана направлении. В период 2019-2021 гг. одним из главных усилий команды ООН станет работа по обеспечению добровольного возвращения переселенцев в места проживания. Также будут приняты шаги по наращиванию производства продовольствия, обеспечению беспрепятственного доступа населения к продовольствию через создание новых рабочих мест и рынков, вовлечение частного сектора. Наконец, будет оказано содействие правительству и общественных институтам в сфере укрепления потенциала противодействия климатическим катаклизмам и социально-экономическим и финансовым кризисам. Организации системы ООН также рассчитывают постепенно сокращать зависимость населения от чрезвычайного продовольственного содействия, способствовать укреплению механизмом социальной защиты и переходить к устойчивым моделям производства продовольствия за счет созданию полноценных продовольственных цепочек от производителя к потребителю. Все вышеназванные меры рассчитаны на кратко- и среднесрочную перспективу и должны обеспечить платформу для восстановления местной экономики. В более стабильной среде через несколько лет ООН рассчитывает приступить к выстраиванию совместно с правительством долгосрочных национальных механизмов социальной защиты, которые смогли бы в превентивном плане гарантировать устойчивость системы продовольственной безопасности к различного рода катаклизмам и кризисам.

Третий вектор работы – укрепление систем социальной защиты и социальных услуг. Здесь имеются серьезные проблемы и вклад ООН представляется существенным. В частности, длительный вооруженный конфликт и экономический кризис подорвали систему образования: порядка 2 млн. детей не посещают школы и еще 1.3 млн находятся в зоне риска и могут бросить школу в ближайшие месяцы. В системе здравоохранения основной проблемой является ограниченный доступ населения к медицинским услугам: 44% населения проживают в радиусе более 5 километров от доступных медицинских центров, что с учетом плохой транспортной инфраструктуры и неразвитости системы оказания срочной медицинской помощи на дому создает высокие риски. Квалифицированный медицинский персонал также является крайне дефицитным ресурсом – на 100 тысяч человек в среднем коэффициент доступных квалифицированных врачей составляет 1,5. По оценкам ООН сегодня в Южном Судане полноценно функционирует лишь 40% всей медицинской инфраструктуры страны, при этом многие из даже функционирующих центров по-прежнему нуждаются в оборудовании, медицинских препаратах и персонале. Еще одна острая проблема – доступ населения к чистой питьевой воде и средствам гигиены и санитарии. С активизацией конфликта ООН была вынуждена фактически приостановить многие проекты на этом важном направлении еще в 2016 году. В наиболее сложном положении находятся внутренне переселенные лица – их доступ ко всему спектру социальных услуг сегодня очень сильно ограничен. В центре усилий работы страновой команды ООН станет поддержка таких социально уязвимых групп как кормящие матери, беременные женщины, новорожденные и дети младшего возраста. Ожидается, что адресные усилия в этой сфере будут способствовать сокращению показателей детской и материнской смертности, а также индикаторов недоедания среди детей. В комплексе работа ООН будет сопряжена с имплементацией национального Стратегического плана в секторе здравоохранения, рассчитанного на 2016-2021 гг.

Наконец, четвертый приоритет – укрепление потенциала женщин и молодежи в стране – является по сути задачей будущего, причем самого ближайшего. Южный Судан  — молодая нация, где 74% населения моложе 30 лет.  При этом молодежь растет в условиях длительного конфликта, и ее большинство не имеет постоянной работы и качественного образования. Экономические возможности для населения в условиях кризиса также весьма ограничены. Женское население Южного Судана также проживает в весьма дискриминационных условиях: социальные ограничения и гендерное неравенство во всех сферах жизнедеятельности, включая политическую, экономическую и культурную, привели к высокому уровню социальной незащищенности женщин в этой стране. Отдельной строкой идет проблема насилия в отношении женщин и детей, включая проблему ранних браков, и здесь разработаны и внедряются адресные проекты ООН по ее решению. Требуются колоссальные усилия и инвестиции для расширения доступа и участия женщин и молодежи в процессах принятия решений и планирования на различных уровнях общества – от муниципального и регионального до общенационального. В частности, необходима коренная реформа законодательной и юридической системы и усилия по реальной имплементации этих изменений для получения результатов. Это долгий и непростой путь, который предстоит пройти руководству страны, и роль ООН в качестве совещательного и отчасти контролирующего инструмента здесь поистине неоценима. Помимо чисто технической экспертизы ООН по внедрению тех или иных норм, ее институты в стране призваны также осуществлять мониторинг, обеспечивая контроль за надлежащим исполнением соответствующих решений, а также анализировать и выявлять реальные окна возможностей для активного участия женщин и молодежи в конкретных общественных инициативах и процессах. Обеспечение устойчивого мира станет важным гарантом успеха всех этих усилий, а вовлечение женщин и молодежи в соответствующие механизмы по национальному миростроительству на всех уровнях будут весьма востребованы в среднесрочной перспективе.

Таким образом, впервые с обретения независимости Южного Судана, организации системы ООН заключили поистине стратегическое партнерское соглашение с национальным правительством по реализации амбициозных задач долгосрочного устойчивого развития, помимо чисто гуманитарных интервенций как средства реагирования на кризис. Это стало возможным благодаря заключению в сентябре с.г. первого за последние пять лет устойчивого перемирия между правительством и оппозицией, которое пока соблюдается. От устойчивости этого процесса во многом будет зависеть и успех нового партнерского соглашения между ООН и Южным Суданом, а также устойчивость его донорского финансирования со стороны ведущих внешних игроков.