- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовская Аравия: дискуссия о высшем образовании

В Саудовской Аравии проходит широкая дискуссия по вопросам, связанным с развитием системы высшего образования. Формальным поводом для начала этой дискуссии стали сообщения о том, что в списке наиболее престижных университетов мира, подготовленном в 2006 г. The Times Higher Education Supplement, присутствовал только один саудовский университет, занявший только 2998 строку из 3000 возможных. По словам одного из членов саудовского Консультативного совета (его точка зрения излагалась выходящей в Лондоне газетой «Аш-Шарк Аль-Аусат» 6 ноября 2006 г.), возникла странная ситуация: государство, «тратящее на развитие высшего образования суммы, сравнимые с расходами на эти же цели самых развитых стран мира, может рассматриваться как Сомали или Джибути». Говоря иначе, подчеркивал его коллега, задачи, выдвигаемые саудовским руководством перед «национальным производителем, который должен стать конкурентом западного производителя, никогда не будут достигнуты, если система высшего образования в королевстве останется на нынешнем уровне».

Однако публикация списка ведущих университетов мира лишь содействовала уже развивавшимся в саудовском обществе дискуссиям в связи с состоянием нынешней системы национального высшего образования. Этот вопрос активно обсуждался в ходе все еще продолжающегося шестого тура общенационального обсуждения состояния высшего образования, инициированного в конце 2005 г. Центром национального диалога им. короля Абдель Азиза. Рекомендации региональных встреч в рамках этого тура (одна из последних проходила 7 ноября 2006 г. в Эр-Рияде) подчеркивали насущную необходимость достижения «соответствия между потребностями экономических и политических реформ в королевстве и уровнем высшего образования». Путь к решению этой задачи проходил, по мнению участников эр-риядской встречи, через «создание общенационального центра развития университетского образования», «расширение студенческого участия в создании новых, соответствующих духу современности образовательных программ», «переподготовку преподавательских кадров и расширение системы университетской автономии в сфере административной и научно-исследовательской деятельности». Не менее важным инструментом внесения перемен в систему саудовского высшего образования, по мнению участников все той же встречи, было «расширение сети частных высших учебных заведений», что предполагало «тесное сотрудничество между национальным предпринимательством и университетами», как и «большую ориентацию университетов на развитие технического образования, связанного с компьютеризацией и информационными технологиями».

В начале ноября 2006 г. саудовский Консультативный совет начал обсуждение двух подготовленных его членами проектов законов, непосредственно связанных с ситуацией в сфере национального высшего образования. Это начинание было едва ли не первым случаем, когда этот орган саудовский власти (все еще стремящийся обрести реальные законодательные полномочия) воспользовался правом, предоставляемым ему законом о Консультативном совете, скорректированным после прихода к власти короля Абдаллы, о выдвижении собственных законодательных инициатив. Ныне статья 23 этого закона гласит: «Консультативный совет имеет право предлагать проекты новых законодательных актов или внесения изменений в уже действующие, как и изучать необходимые предложения в Совете. Председатель Совета предлагает королю решения Совета по соответствующим вопросам». Предложенные на обсуждение членов Консультативного совета его комиссией по делам образования и научных исследований проекты новых законов включали закон о высшем совете по образованию и закон об университетах.

Суть первого законодательного акта заключается в том, что в стране создается возглавляемый королем высший совет по делам образования (за исключением высших военных учебных заведений), в состав которого входят наследный принц, а также министры высшего и среднего образования, гражданской службы, финансов, экономики и планирования, труда. Одновременно, что является свидетельством предполагаемой ориентации нового органа, в его состав входят «председатель города науки и техники им. короля Абдель Азиза», крупнейшего и патронируемого нынешним монархом центра национальных исследований в области научно-технических разработок, и «четыре назначаемые главой совета специалиста в качестве сменяемых каждые четыре года постоянных членов». Не приходится говорить, что и в этом случае речь идет о специалистах в области технического образования. Кроме того, состав высшего совета по делам образования (с точки зрения включения в него глав профильных министерств) показывает, что Консультативный совет стремится максимально приблизить саудовское высшее образование к потребностям все более приватизируемой экономики (как и поощряемого частного предпринимательства) королевства. Задачами высшего совета по делам образования обсуждаемый Консультативным советом законопроект провозглашает «координацию деятельности и специализаций университетов», а также разработку «образовательной политики», включающей участие в подготовке программ высшего образования, его финансирование, привлечение частных инвестиций в сферу университетского образования, в том числе на основе поощрения создания частных университетов.

В свою очередь, проект закона об университетах определяет университеты в качестве «научных, образовательных и культурных учреждений, действующих в духе исламского шариата и осуществляющих проведение в жизнь образовательной политики на основе предоставления университетского и постуниверситетского образования, поощрения научных исследований, переводов и публикаций». Неизбежное в саудовских условиях указание на шариат не только компенсируется сведением сферы его воздействия на высшее образование тем, что предлагаемый проект закона называет «духом», но и акцентом, поставленным на роли университетов в качестве центров подготовки будущих специалистов для национальной экономики. Принципиально и другое обстоятельство — предложенный Консультативным советом законопроект призван заложить в королевстве основы академической автономии, распространяемой как на университеты в целом, так и на их подразделения — факультеты и кафедры. Едва ли не впервые в практике деятельности саудовских университетов в них будут создаваться «университетские советы (аналог российских научных советов) с широкими административными, научными и учебными полномочиями. Их задачей будет «формирование научной, образовательной, финансовой и административной политики» университетов. Наконец, все тот же законопроект предоставляет равные права государственным и частным университетам.

Позиция Консультативного совета полностью поддерживается саудовской исполнительной властью. 9 ноября 2006 г. «Аш-Шарк Аль-Аусат» опубликовала развернутое интервью заместителя министра высшего образования Абдаллы Аль-Усмана, посвященное реализации выдвинутого еще в 2003 г. нынешним монархом (в то время наследным принцем) «национального образовательного проекта». Предпринятые в этой сфере министерством высшего образования шаги действительно впечатляют: если в 2003 г. высшие учебные заведения (или отделения столичных университетов) существовали только в 16 волостях (мухафазат) основных саудовских провинций, то в 2006 г. — уже в 42. По словам А. Аль-Усмана, «ныне нет ни одного региона страны, в котором не действовал бы университет или факультет столичного университета, способный в обозримом будущем стать ядром формируемого высшего учебного заведения». При этом все возникшие за истекшие три года университетские центры королевства специализируются только на «технических и прикладных науках». По его словам, обязательным условием создания нового «научного» центра высшего образования (имеются в виду технические и прикладные науки. – Г.К.) в том или ином регионе страны является «согласование действий министерства высшего образования, а также министерства гражданской службы, министерства экономики и планирования, министерства труда и региональных торгово-промышленных палат, направленное на выявление реальных потребностей рынка занятости». Справедливость слов А. Аль-Усмана подтверждалась тем, что одним из важнейших событий в ходе поездок короля Абдаллы по трем юго-западным провинциям страны было участие саудовского монарха в торжественном открытии местных высших учебных заведений, создание которых проходило под непосредственным руководством министерства высшего образования.

Но речь идет и о более амбициозных начинаниях. Абдалла Аль-Усман подчеркнул, что его министерство разрабатывает «стратегический план развития высшего образования на следующие 25 лет». Этот план он называл «дорожной картой» осуществления «национального образовательного проекта». В рамках этого плана будут осуществляться проекты по внедрению современных средств информатики в высшую (и среднюю) школу, переподготовке преподавателей, развитию научных исследований и постуниверситетского образования. Важно, что все эти проекты будут реализовываться на основе привлечения частных (в том числе и иностранных) инвестиций с обязательным учетом потребностей «саудизируемого» национального рынка труда и на основе опыта развития ведущих университетских центров США и Великобритании. Наконец, предлагаемая министерством «дорожная карта» развития высшего образования предполагает, что в 2013 г. не менее 30% саудовских студентов (в том числе и девушек, что специально оговаривалось высшим чиновником министерства), или «200 тыс. юношей и девушек» будут учиться в частных университетах (ныне в частных саудовских университетах и колледжах учатся 13 тыс. молодых саудовцев).

Особое внимание, подчеркнул А. Аль-Усман, будет уделяться созданному в 2005 г. королем Абдаллой университету науки и техники им. короля Абдаллы. Этот университет будет трансформирован в учреждение для подготовки специалистов «в жизненно важных для национальной экономики сферах — нанотехнологии, нефтехимии и опреснении воды».

Некоторые отрывки из интервью А. Аль-Усмана газете «Аш-Шарк Аль-Аусат» стоило бы процитировать полностью. В частности, он сказал: «У нас будет, я не преувеличиваю, частный университет, сравнимый по уровню с Гарвардом». Отвечая на вопрос корреспондента о том, что «он имеет в виду», А. Аль-Усман развил свою мысль: «Сейчас в Эр-Рияде создается новый университет, равный по уровню Гарварду». Этот университет уже заключил соглашения с некоторыми университетами США и Великобритании о будущем сотрудничестве в сфере инженерии, медицины и менеджмента. «Будет ли этот университет называться “Гарвард” и кто его возглавит», — спросил корреспондент. «Этот университет будет носить национальное название, — ответил А. Аль-Усман. — Его возглавит саудовский ученый, но его заместителем по науке будет представитель одного из ведущих университетов мира. Двери саудовского “Гарварда” будут открыты в 2007 г.».

Ну, что ж. Скорее всего, эта идея будет действительно реализована. 8 ноября с.г. король Абдалла дал ужин в честь прибывшего в Саудовскую Аравию главы компании «Майкрософт» Билла Гейтса. Ко времени проведения встречи между высшим сановником саудовского истеблишмента и главой «Майкрософт» уже были подписаны соглашения о значительных объемах будущих инвестиций компании в сферу развития саудовских высоких технологий.