- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Противники Х.Хафтара корректируют отношение к нему

Западные страны продолжают корректировать свое отношение к фельдмаршалу Халифе Хафтару от усиления с ним контактов в сторону более плодотворного сотрудничества. Это видно на примере практически всех сколько-нибудь значимых игроков в Ливии, включая его главного антагониста – Италию.

В частности, 20 декабря 2018 года итальянское информационное агентство Adnkronos (Aki), цитируя дипломатические источники, заявило о намерении правительства Италии вновь открыть свое консульство в Бенгази, закрытого из-за ухудшения ситуации с безопасностью в 2013 году после инцидента со стрельбой по консулу страны Гвидо Де Санктису.

Данное решение было принято после визита Халифы Хафтара в Италию 5 декабря текущего года, причем ливийские должностные лица на востоке страны неоднократно требовали от итальянских властей вновь открыть свое консульство в Бенгази «для облегчения связи между двумя государствами».

На это решение повлияли и недавние успехи фельдмаршала по закреплению за собой Киренаики, в частности, Бенгази и Дерны.

И произошедшее следует расценивать как «черную метку» в отношении «законного» с точки зрения значительной части мирового сообщества триполитанского правительства Фаиза Сараджа, опирающегося прежде всего на алжирскую и итальянскую поддержку.

Формально Рим от нее не отказывается, однако параллельно все заметнее выстраивает параллельные связи с его антагонистом Хафтаром.

Причина этого кроется в прогрессирующей слабости правительства Сараджа, демонстрирующего неспособность контролировать не только восток и юг страны, но и собственную «цитадель» Триполи.

Так, в последние дни представители национальных группировок перекрыли значительную часть нефтепроводов, идущих с находящихся здесь месторождений в северные порты, контролируемые триполитанским правительством.

В результате этого недельного нефтяного «голода» пострадали не только интересы самого Сараджа, но и опекающей его Италии, поскольку немалая часть ливийского «черного золота» традиционно поступает ей.

Одновременно возобновились ожесточенные столкновения за ресурсы между враждующими группировками в самом Триполи.

Несмотря на то, что нефтедобычу благодаря экстренному визиту в Феццан самого Сараджа удалось, согласно источникам его правительства, восстановить, это не смогло восстановить имиджевых потерь, поскольку эти действия, с одной стороны, не гарантируют от повторения подобных эксцессов в будущем, а с другой стороны возобновление поставок «черного золота» стоило заказчикам достаточно серьезных денег.

Напомним, что Национальная нефтяная корпорация страны обвинила «в силовом закрытии нефтяного месторождения Шарара и угрозах трудившимся там рабочим» боевиков из «Бригады 30» и ее союзников, которые возразили на это апеллированием к «воле народа», а точнее членов организации Fezzan Rage («Ярость Феццана»). Они-то и потребовали у ее руководства денег за возобновление работы.

Она, равно как правительство Сараджа демонстративно отказались. Однако в ходе своего визита в Феццан он все же был вынужден подписать указ о выделении «на развитие региона» миллиарда ливийских динар (около 720 млн долларов), что, по сути, является данью контролирующим юг страны боевикам. В случае же непоступления этих средств они без проблем вновь перекроют нефтяной «кран».

Из чьего кармана должны быть выделены подобные деньги, догадаться несложно. Во всяком случае, основным финансистом Сараджа является Рим, который за три года своего опекунства триполитанского правительства потратил на это миллиарды евро без достижения очевидной выгоды.

За это время его кабинету не удалось добиться сколько-нибудь заметных успехов в деле стабилизации и объединения страны.

Важным маркером в этом отношении должно было стать официальное принятие нового законодательства и проведение в декабре текущего года многоступенчатых выборов руководства страны, что, в свою очередь, должны были поддержать основные ливийские центры силы.

Однако этого не произошло. Задолго до этого против новой Конституции как неучитывающей интересы нацменьшинств, выступили национальные группировки Ливии (берберы, туареги, тубу).

Против объединения страны по плану Сараджа открыто выступил и его главный противник Хафтар, настраивающийся на получение полноты власти военным путем.

В этой ситуации глава триполитанского правительства оказывается в роли своего российского коллеги А.Ф.Керенского, который, за неимением реальных рычагов для управления страной, пытался личными и мало успешными посещениями тех или иных центров силы добиться требуемого результата.

Судьба таких лидеров, не имеющих поддержки в обществе, известна. Впрочем, Сарадж до сих пор держался за счет своей подпитки со стороны Алжира и Италии. Вопрос, сколько он продержится в случае дальнейшего дрейфа Рима в сторону Хафтара, который демонстрирует свою готовность навести в стране порядок силой и обеспечить безопасность для продолжения бесперебойной нефтедобычи, чем не может похвастаться его оппонент.

Сарадж явно не может ее гарантировать, наглядным примером чему служит последний по времени захват ливийскими боевиками группы иностранных рабочих (представителя Южной Кореи, одной из самых заинтересованных в стабилизации Ливии страны, и троих филиппинцев).

В свою очередь, в таких условиях получить иностранные инвестиции для поддержания и расширения нефте- и газодобычи будет весьма трудно.

Что касается Хафтара, то сейчас его силы не только проводят зачистки в районе взятой ими в июне Дерны, но и возобновили наступление на участке Сирт – Бени Валид на южном фланге Мисураты, являющейся, пожалуй, одним из немногих действительно серьезных препятствий для установления своей власти в стране.