- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Египте: ноябрь 2018 г.

1 ноября стало известно, что власти арестовали 8 женщин и 3 мужчин, близких к запрещенным в АРЕ «Братьям-мусульманам». Среди арестованных женщин была дочь Мухаммеда Хайрата аш-Шатера, одного из лидеров движения. Аиша Хайрат аш-Шатер претендует на то, чтобы называться активистской в вопросах защиты прав человека. Среди арестованных мужчин значился ее муж Мухаммед Абу Хорайра, адвокат по профессии.

Миллиардер Мухаммед Хайрат аш-Шатер считается одним из главных финансистов «братьев». В 2012 г. он был выбран для того, чтобы представлять движение на президентских выборах. Однако тогда его дисквалифицировали из-за того, что в прошлом он осуждался египетским правосудием. Затем «Братья-мусульмане» сделали ставку на Мухаммеда Мурси. После отстранения последнего от власти египетскими военными в 2013 г. Х.аш-Шатер был осужден в ходе нескольких процессов, и в настоящее время он находится в заключении, равно как большинство представителей руководства «братьев».

Также 1 ноября правозащитная организация «Международная амнистия» (МА) сообщила об арестах по меньшей мере 19 адвокатов и правозащитников, среди них – 8 женщин и 11 мужчин. По данным МА, эти аресты подвигли одну из влиятельных египетских правозащитных организаций – «Египетскую комиссию по правам и свободам» (ECRF) – заявить о приостановке ее деятельности, невозможной во «враждебном по отношению к гражданскому обществу климате», который, по оценке МА, превалирует в настоящее время в Египте.

Среди арестованных значилась, в частности, 60-летняя Хода Абдельмонейм, которая ранее была членом Национального совета по человеческим правам. При аресте правозащитницы сотрудники спецслужб в ходе обыска перевернули вверх дном ее жилище, после чего увезли в неизвестном направлении.

2 ноября стало известно об очередной расправе над египетскими коптами. В провинции Минья (200 км к югу от Каира) неизвестные открыли огонь по автобусу, в котором ехали христиане. В результате нападения погибли 7 человек, 7 получили ранения. Атака была совершена в момент, когда верующие возвращались после паломничества в монастырь Сен — Самуэль. Ответственность за нападение, как и в предыдущих аналогичных случаях, взяло на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ).

Предыдущая атака боевиков ИГ против коптов имела место в декабре 2017 г. Тогда в одной из церквей в южном пригороде Каира погибли 9 человек.

3 ноября в достаточно напряженной обстановке в Минье прошли похороны погибших христиан, родственники которых явно жаждали мести. Власти поторопились усилить меры безопасности в одноименном городе.  Погребальная церемония вылилась по сути в манифестацию, участники которой явно не забыли, что еще годом ранее глава АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси отвел силовикам три месяца на то, чтобы покончить с джихадистами. В феврале 2018 года армия и полиция развернула операцию «Синай – 2018» на севере Синайского полуострова. Но очевидно, что силовикам до сих пор не удалось выполнить указание президента.

4 ноября МВД Египта сообщило, что спецподразделения полиции в Западной пустыне настигли тех, кто участвовал в нападении на христиан в Минье. В результате завязавшейся перестрелки были уничтожены 19 джихадистов.

7 ноября 8 предполагаемых участников египетской ветви ИГ были приговорены заочно к смертной казни по обвинению в участии в атаке на военный блок-пост в 2016 г. Соответствующий вердикт вынес трибунал Исмаилии. Еще 32 человека были приговорены к пожизненному заключению, что фактически в египетских условиях означает 25 лет тюрьмы, 2 получили по 15 лет, 2 были оправданы. Все осужденные по этому делу были признаны виновными в принадлежности к джихадистской группировке «Провинция Синай ИГ» и в участии в нескольких террористических нападениях.

8 ноября к длительным срокам тюремного заключения были приговорены 65 джихадистов, в том числе 18 – к пожизненному заключению. Они обвинялись в принадлежности к террористической ячейке, действовавшей в верхнем Египте и присягнувшей на верность ИГ. Участники группы, получившей название «ИГ в Верхнем Египте», во главе с «эмиром» Мустафой Ахмедом Абдельаллой предстали перед правосудием еще в мае 2017 г.

7 ноября президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси на встрече с представителями египетских и зарубежных СМИ заявил, что Египет осуществит «военное вмешательство» в случае создания угрозы безопасности для арабских стран (Персидского) залива. Его заявление процитировала правительственная газета «Аль-Ахрам». В целом, оно подтвердило определенную финансовую зависимость Египта от этих стран, ряд из которых, и в частности, Саудовская Аравия и ОАЭ,  оказал массированную помощь Каиру после 2013 года. Позднее Египет поддержал эти страны, когда они разорвали дипломатические отношения с Катаром, обвиненным в поддержке терроризма и следовании в фарватере внешней политики Ирана.

«Египет душой и телом находится на стороне наших братьев из региона Залива», — сказал он, не уточнив, в чей адрес направлялось это предупреждение. Хотя понятно, что оно адресовалось Ирану.

Судя по всему, Тегерану направлялось послание и в виде организованных Египтом в ноябре международных учений «Щит арабов – 1», в которых кроме АРЕ приняли участие его союзники из числа стран (Персидского) залива и Иордания. Марокко и Ливан были представлены наблюдателями. Учения прошли в районе военной базы «Мухаммед Нагиб» в Аль-Хаммаме близ Александрии. В ходе активно фазы маневров отрабатывались действия по ликвидации «очага вооруженных террористов, обосновавшихся в жилой зоне».

«Армии арабских стран способны защитить государства региона от любой агрессии, даже с учетом существующих кризисов», — заверил А.Ф.ас-Сиси, очевидно, имея ввиду Сирию, Ливию и Йемен.

Стоит напомнить, что формально Египет является участником арабской коалиции во главе с Саудовской Аравией, которая воюет в Йемене против поддерживаемых Ираном повстанцев. Это участие отражается главным образом в морской блокаде йеменского побережья. Египетские военные не принимают участия в боевых действиях на земле.

2 ноября в рамках египетских усилий по прекращению насилия на границе между сектором Газа и Израилем на палестинской территории, находящейся под контролем движения ХАМАС, побывала делегация сотрудников египетских спецслужб. Это был первый объявленный визит подобного рода. Состоявшаяся в тот день манифестация на границе сектора Газа была одной из самых спокойных с момента начала выступлений палестинцев 30 марта с.г. против израильской блокады сектора. С того времени погибли по меньшей мере 218 палестинцев и 1 израильский солдат. В ходе акции, по данным Министерства здравоохранения властей сектора Газа, в результате стрельбы израильских солдат ранения получили 7 палестинцев. Сотрудники сил безопасности движения ХАМАС помешали основной массе участников манифестации приблизиться к границе с Израилем.

Между Израилем и ХАМАСом с 2008 года три раза имели место боевые действия. Действующее с 2014 года соглашение о прекращении огня неоднократно нарушалось палестинцами. По состоянию на ноябрь 2018 г. между сторонами конфликта шли непрямые переговоры, организованные при посредничестве египетских спецслужб. Цель переговоров – достижение длительного перемирия.

13 ноября МИД Египта сообщило, что АРЕ потребовала от Израиля прекратить «военные действия» на границе сектора Газа. В тот же день движение ХАМАС и другие палестинские группировки, действующие на этой территории, объявили о прекращении огня. «Усилия Египта позволили установить режим прекращения огня, который будет уважаться движением сопротивления до тех пор, пока сионистский враг будет уважать его», — утверждалось в их совместном коммюнике.

7 ноября канцелярия премьер-министра АРЕ Мустафы Мажбули сообщила о решении правительства сформировать межминистерский кабинет с задачей модифицировать противоречивый закон о неправительственных организациях, принятый в мае 2017 года и подвергавшийся яростной критике со стороны правозащитников. Таким образом премьер выполнил недавнее указание А.Ф.ас-Сиси, потребовавшего изменить текст закона.

Согласно тексту действующего закона, представители спецслужб и армии осуществляют плотный контроль за деятельностью неправительственных организаций, особенно тех из них, которые финансируются извне. Для нарушителей закона предусмотрены наказания вплоть до 5 лет тюрьмы и штрафы до 1 млн египетских фунтов (48 тысяч евро).

В целом, можно констатировать, что Египет уже длительное время участвует в посреднических усилиях как между Израилем и ХАМАС, так и во внутрипалестинском диалоге между ХАМАСом и ФАТХом. До сих пор эти посреднические усилия не привели к каким-либо значимым результатам. Они лишь подтвердили намерение Каира представлять себя перед зарубежными партнерами как одного из действующих лиц во всех региональных делах.