- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о современных турецко-иранских отношениях и о визите в Турцию президента Ирана Х. Роухани. Часть 2

20 декабря 2018 года президент Ирана Х.Роухани посетил Турцию с рабочим визитом, в частности, с целью принять участие в 5-ом заседании Совета сотрудничества высшего уровня (ССВУ) между Ираном и Турцией. Продолжаем анализировать итоги этой встречи и, в частности, заявления президента Р.Т.Эрдогана, сделанные им по итогам встречи.

В ходе своего выступления, состоявшегося после турецко-иранского Делового форума, Р.Т.Эрдоган ещё раз подчеркнул достижимость цели торгового оборота между двумя странами в объеме 30 млрд долл. Важным прецедентом в этом смысле должна послужить отметка в 22 млрд долл., достигнутая сторонами в 2012 году.

Как заметил турецкий президент, Турция сотрудничает с Ираном в широком спектре областей и целью является довести уровень торгово-экономического сотрудничества между странами до существующего высокого уровня политических контактов. Важной слагаемой успеха в этом вопросе должно стать преференциальное торговое соглашение, над расширением которого в настоящее время работают представители сторон. Как указал Р.Т.Эрдоган, расширенное торговое соглашение может стать поворотной точки и его необходимо срочно завершить.

Процитируем турецкого лидера: «Было бы очень полезным, развивая это соглашение в правильных рамках, не откладывая этот вопрос на недели, закончить его в кратчайшие сроки. Конечно, для этого, прежде всего, надо оставить защитные рефлексы, и управлять процессом с точки зрения логики торговли. Только в этом случае мы сможем достичь своей цели по развитию уровня двусторонней торговли».

Напомнив слушателям Делового форума известное высказывание про то, что «на рынках с возможностями нет замка, к которому нельзя было бы подобрать ключ», президент Р.Т.Эрдоган отметил: «Если мы тоже захотим этого от всего сердца, то не останется никаких препятствий и никаких недостижимых задач. В то время, когда в мире и в нашем регионе в торговой системе происходят заметные изменения, у меня нет сомнений в том, что шаг, который мы сделаем вместе с Ираном, откроет дверь для более широкого и всеобъемлющего сотрудничества».

На самом деле, Турция сейчас пытается извлечь пользу из того очередного витка давления на Иран, который наметился после одностороннего выхода США из ядерной сделки с ИРИ. Выход Ирана из-под режима санкций грозил потерей Турцией своих торговых позиций в стране – туда заходили европейцы и Турция (ранее являющаяся воротами в Иран) могла остаться не у дел. Теперь же Турция, благодаря президенту США Д.Трампу, получает второй шанс на работу в Иране, причем — почти что на эксклюзивных условиях, и стремится своим преимуществом в полной мере воспользоваться. Другим моментом, который обратил на себя внимание в выступлении президента Р.Т.Эрдогана, стала его фраза про «защитные рефлексы». Понятно, что в сфере товаров народного потребления – причем в самом широком спектре – иранская продукция не может конкурировать с турецкой. И широкий доступ последней на иранский рынок, в рамках особого торгового режима, способен «похоронить» местных конкурентов. Отсюда и иранские «защитные рефлексы».

Как отметил в своем выступлении турецкий лидер, в вопросе обеспечения региональной безопасности Иран и Турция «взяли на себя большую нагрузку» – в частности, состоялось три полноформатные встречи с участием Турции, Ирана и России (в такой последовательности – В.К.) и на подходе – четвертая. Важным здесь, по словам Р.Т.Эрдогана, является обеспечение экономической безопасности и её расширение, а также принятие политических решений именно на этой основе. Процитируем турецкого президента: «На протяжении истории, мы, в качестве двух древних государств, неизменно занимали в нашем регионе лидирующее положение. Я верю, что мы сможем разрешить этот вопрос (сирийский конфликт – В.К.) на фундаменте взаимовыгодности».

Возвращаясь к вопросу двустороннего экономического сотрудничества, Р.Т.Эрдоган отметил, что будет непросто довести уровень отношений до желаемого. В частности, из-за санкций в отношении Ирана, которые ввели Соединенные Штаты Америки.

Процитируем: «Мы должны воспрепятствовать тому, чтобы решение Америки о санкциях удержало бы нас в достижении наших целей. Я, при каждой возможности и на каждой платформе, открыто говорю о том, что мы выступаем против санкций и о том, что использование такого рода инструментов означает наказание иранского народа. Мы постоянно на всех уровнях говорим нашим партнёрам о том, что эти шаги, предпринимаемые в одностороннем порядке, нанесут ущерб международному сотрудничеству и безопасности среды. Мы собираемся развязывать в мире войну или создавать мир? Человечеству нужен мир, а не войны. Надо, наконец, принять что они (антииранские санкции – В.К.) стали историей. В этой связи, я хочу ещё раз повторить, что не надо думать, что чьи-либо санкции прекратят наши экономические и торговые отношения с Ираном».