- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты об отношениях между США и Саудовской Аравией и их значении для Израиля

Убийство саудовского журналиста Джамаля Хашогги и гуманитарная катастрофа в Йемене, которая усиливается в результате продолжающейся военной кампании, привели к конфронтации между администрацией Дональда Трампа и Конгрессом США, в том числе законодателями-республиканцами, которые считаются союзниками президента. Вопреки позиции президента Д.Трампа, Сенат США единогласно принял декларативную резолюцию, возлагающую полную ответственность за убийство на территории Турции оппозиционного журналиста на наследного принца Королевства Саудовская Аравия (КСА) Мухаммеда бен Сальмана. Кроме того, Сенат принял законопроект, в котором говорится, что Соединенные Штаты должны прекратить поддержку ВС Саудовской Аравии в ее войне против повстанцев-хоуситов в Йемене. Уже в ноябре этого года ВВС США прекратили дозаправку в воздухе самолетов арабской коалиции, наносящих удары по позициям хоуситов в Йемене, хотя также было заявлено, что независимо от этого КСА обладает правом и возможностью осуществлять дозаправку в воздухе.

После доклада ЦРУ соответствующим комитетам обеих палат американского Конгресса между администрацией и законодателями наметились еще большие расхождения. Сам Д.Трамп, который пообещал наложить вето на законодательство по Йемену, принятое обеими палатами американского Конгресса, продолжает поддерживать наследного принца КСА и подчеркивать, что интерес США заключается в поддержании особых отношений между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией. По мнению президента США, причины, по которым эти отношения важны для Белого дома, не изменились, и, несмотря на проблему убийства журналиста с моральной точки зрения, стратегические соображения, главные из которых – экономические выгоды и партнерство в борьбе против Ирана, требуют, чтобы Вашингтон не отворачивался от Эр-Рияда.

По мнению Эльдада Шавита и Йоэля Гузански, израильских экспертов Института исследования национальной безопасности (INSS) Тель-Авивского университета, создается впечатление, что, несмотря на желание президента замять дело, последнее слово еще не было сказано. Оппоненты обвиняют администрацию США в примирительной политике в отношении Мухаммеда бен Сальмана, что может убедить наследного принца в том, что Белый дом готов принять любые его поступки и воздержится от привлечения его к ответственности. Поэтому для официальных лиц США важно, чтобы позиция Белого дома не воспринималась как должное. Сам Д.Трамп, критикуя убийство журналиста, потребовал, чтобы саудовцы предприняли меры по снижению цен на нефть и оказали экономическую и военную помощь Соединенным Штатам в продвижении их политики на Ближнем Востоке. Давление, которое оказывается на Д.Трампа, направлено не на то, чтобы положить конец историческим отношениям США с Саудовской Аравией, а скорее на то, чтобы дать ясный сигнал королевству и, в частности, наследному принцу, что за «безответственное» поведение Эр-Рияду придется заплатить, и что КСА также должно учитывать потребности и интересы США[i] [1].

По мнению израильских экспертов, Соединенные Штаты и Саудовская Аравия, скорее всего, будут продолжать рассматривать свои отношения в качестве стратегической цели. Если отношения между Вашингтоном и Эр-Риядом пережили причастность Саудовской Аравии к атакам на США 11 сентября 2001 года, то им под силу преодолеть и нынешний кризис. Кроме того, в период предыдущих американских администраций и тем более в настоящее время, проблема прав человека в конечном итоге не стала решающим фактором в определении политической линии США. Однако на степень близости, которая характеризовала эти отношения с самого начала работы администрации Д.Трампа, и глубину двустороннего сотрудничества, как ожидается, будут влиять как шаги, которые предпримет Белый дом, так и (даже в большей степени), реакция Саудовской Аравии на эти шаги. Помимо карательных мер, уже предпринятых в отношении некоторых саудовских подданных, сомнительно, что администрация США полностью возложит вину на наследного принца. Однако у Вашингтона есть несколько вариантов, некоторые из которых рассматриваются законодателями и касаются уровня сотрудничества с возглавляемой Саудовской Аравией коалицией в Йемене, а также количества и качества оружия, которое США продают КСА.

До сих пор руководство КСА пыталось воздерживаться от критики реакции в Соединенных Штатах, и Мухаммед бен Сальман создавал впечатление, что ничего необычного не происходит, в том числе в ходе своих визитов в столицы арабских государств и во время участия в саммите G20 в Аргентине. Однако МИД КСА осудило недавние решения Сената США, «которые опираются на необоснованные обвинения», и отвергло любое вмешательство во внутренние дела королевства. В данном случае Эр-Рияд выразил надежду (или подразумевал угрозу), что дискуссия будет иметь внутри американский характер, и не окажет негативного влияния на стратегические двусторонние отношения. Однако, по словам израильских экспертов, Мухаммеду бен Сальману должно быть ясно, что опасность еще не миновала, и администрация США, возможно, будет вынуждена принять более решительные меры, которые поставят его перед дилеммой, как на них реагировать. Существуют различные возможные сценарии реакции КСА: игнорирование нападок со стороны США и ожидания момента, когда спадет градус гнева или, наоборот, принятие агрессивных мер, чтобы продемонстрировать американцам цену, которую они могут заплатить, если будут продолжать свою жесткую линию поведения в отношении Эр-Рияда. Возможно даже, почему бы и нет, что в данном контексте речь пойдет об укрепление отношений с Россией. В то же время саудовцы, подстрекаемые кронпринцем, могут также проводить активную политику по улучшению запятнанного имиджа королевства, демонстрации его стратегической ценности, намекая на потенциальные региональные последствия нанесения ущерба их положению. Эта тенденция, возможно, уже проявляется в большей готовности поддержать поиск дипломатического решения кампании в Йемене под эгидой ООН, и в стремлении продвигать военные соглашения с Соединенными Штатами, включая приобретение систем противовоздушной обороны, и двигаться в направлении сотрудничества в ядерной сфере. В этом контексте Саудовская Аравия может также предпринять шаги, которые будут означать намерение наращивать свои усилия в кампании против Ирана и, возможно, хотя и менее вероятно – отчасти из-за ослабления позиций наследного принца в арабском и мусульманском мире – шаги, которые будут сигнализировать о готовности добиться прогресса в нормализации отношений с Израилем.

С самого начала кризиса вокруг дела Дж.Хашогги премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху подчеркивал серьезность убийства журналиста, воздерживаясь от прямых нападок на наследного принца, и отмечал значение, которое Израиль придает стабильности КСА как части борьбы с Ираном[ii] [2]. Вообще, международное сообщество в целом и Соединенные Штаты в частности придают большое значение внутренней стабильности Саудовской Аравии как центрального элемента защиты многих интересов в регионе. Тем не менее, широко распространено мнение, что шаги, предпринятые КСА под руководством Мухаммеда бен Сальмана, – как внутри страны, особенно в борьбе за власть, которую наследный принц вел против длинного списка претендентов, так и на региональном уровне (продолжающаяся кампания в Йемене, борьба с Катаром, «похищение» ливанского премьер-министра Саада Харири и его вынужденная отставка) – способствовали подрыву региональной стабильности. Многим становится очевидным, что своей политикой Эр-Рияд фактически играет на руку Ирану. Тегеран, в свою очередь, может воспринимать данную ситуацию как слабость королевства, что придает Ирану большую свободу действий.

По мнению израильских экспертов, приоритеты израильского премьер-министра в отношении дела Хашогги верны, и Израиль должен продолжать балансировать между осуждением действий, которые явно нарушают права человека, и пониманием того, что шансы оказать существенное влияние на поведение саудовского режима извне мизерные. В предыдущей статье «Об убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги и интересе Израиля» мы приводили мнение таких израильских аналитиков, как Эран Лерман (вице-президент Иерусалимского института стратегических исследований и бывший заместитель председателя Совета национальной безопасности) и Дори Голд (руководитель Иерусалимского центра публичной политики и бывший генеральный директор МИДа), которые наоборот видели положительный аспект в инциденте с Хашогги. По их мнению, убийство журналиста должно было заставить Мухаммеда бен Сальмана быть более осторожным. «При всем том положительном, с точки зрения интересов Израиля, что он делал в отношении баланса сил в регионе, есть один побочный эффект – принц очень импульсивный, безрассудный, совершает слишком много и слишком поспешных поступков, а также он недостаточно внимателен к последствиям. Поэтому, если этот случай его остепенит, то будет неплохо»[iii] [3].

Как пишет Э.Шавит и Й.Гузански, более важно то, что КСА играет ключевую роль в создании регионального баланса сил, в котором так заинтересован Израиль. Израиль, основной интерес которого в данном случае заключается в том, чтобы поддерживать стабильность королевства, понимает, что усиление внешнего давления на Эр-Рияд в это время может подорвать стабильность королевства. В то же время, по мнению экспертов, Израиль должен избегать чрезмерного сближения с Мухаммедом бен Сальманом, чтобы не нанести вред моральному облику еврейского государства. Эксперты возлагают надежду на то, что даже если и не стоит пока ожидать, что в ближайшем будущем Саудовская Аравия вознаградит Израиль за его позицию по делу Хашогги, то в долгосрочной перспективе позиция Израиля может быть учтена в будущих решениях саудовского руководства. Они также считают, что в виду безудержной политики Саудовской Аравии, которая также может иметь негативные последствия для Израиля, существует настоятельная необходимость найти способ разъяснить наследному принцу, что применение силы должно осуществляться в пределах разумного, и что он должен принимать во внимание интересы других сторон.

[i] [4] Будущее отношений между Соединенными Штатами и Саудовской Аравией и последствия для Израиля // INSS. 24.12.2018. URL: http://www.inss.org.il/publication/future-relations-united-states-saudi-arabia-implications-israel/?offset=0&posts=2103 [5] (на англ. яз.)

[ii] [6] Нетаньяху: «Убийство Хашогги ужасно, но нам нужна стабильная Саудовская Аравия» // Jerusalem Post. 02.11.2018. URL: https://www.jpost.com/Israel-News/Netanyahu-breaks-silence-on-Khashoggi-murder-Iran-attacks-on-Europe-570957 [7] (на англ. яз.)

[iii] [8] Об убийстве саудовского журналиста Джамаля Хашогги и интересе Израиля

// Институт Ближнего Востока. 17.10.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=48880