- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Глава МИД Ирана: «Мы никогда не угрожали разрушением Израиля»

Когда мы говорим о нынешнем взаимодействии Ирана и Израиля, сразу же ощущается нарратив  враждебности как абсолютно доминирующий. Иногда говорят о  зловещей конфронтации, не имеющей, вероятно, аналогов в современном мире.  Израиль противостоит   потокам клеветы и лжи, ненависти и демагогии, фальсификации и злопыхательства,  распространяемым Тегераном в лице ее мощного и изощренного пропагандистского аппарата. Инициатор злобного антиизраилизма – вождь Исламской революции и основатель Исламской Республики Иран аятолла Рухолла Хомейни, сказав на заре ИРИ свою знаменитую фразу – «сионистский режим должен быть стерт с лица земли, и с помощью божественной силы в скором времени мир будет жить без США и Израиля», запустил злобную кампанию, которой следуют с тех пор все иранские лидеры. Видя на экране телевизора кадры иранских баллистических ракет с начертанными на фюзеляжах лозунгами «Марг бар Эсраиль» («Смерть Израилю!») на фарси и иврите, понимаешь, как глубоко въелась в ткань иранской политической жизни идея антиизраилизма. Лозунг «Смерть Израилю!» стал в исламском Иране обязательным элементом любого политического мероприятия вне зависимости от того, связано ли оно с еврейским государством. Яркие транспаранты с этой надписью реют в большом количестве над толпами участников любых демонстраций. Не будет преувеличением сказать, что идеологический по своей сути конфликт с Израилем является основой политической повестки Исламской Республики Иран.

На таком фоне совершеннейшим сюрпризом стало заявление министра  иностранных дел Ирана Мохаммад-Джавада Зарифа в интервью французскому еженедельнику  Le Point от 19 декабря: « Мы никогда не говорили о том, что хотим разрушить Израиль». Обосновывая переадресацию иранской враждебности на другой политический объект, министр сказал: « …проблемой нашего региона является Саудовская Аравия, которая пытается при помощи США, Франции и Англии выжить нас с Ближнего Востока, или, как минимум, ввергнуть Иран в изоляцию. Любое действие Саудовской Аравии сопряжено с враждой против Ирана, хотя такая политика никогда не приводила к желаемым для Эр-Рияда результатам».

Глава иранского МИДа, имеющий реноме либерала-реформиста местного образца,  сделал такое заявление впервые  и, не касаясь вопроса многолетней вражды с Израилем, являющейся основой политической жизни Ирана, выразил мнение, что все, что происходит в регионе, является результатом политики Саудовской Аравии. По словам министра, Иран ничего сделать с Саудовской Аравией не может, потому что она является региональной державой.

Корреспондент еженедельника  Le Point, между тем, решил уточнить неожиданный ответ главы иранского МИДа, и вновь спросил, угрожал ли Иран уничтожением Израиля  и как надо рассматривать надписи «Смерть Израилю!», начертанные на иранских ракетах. Ответ Зарифа вновь был категоричен: «Иран никогда не заявлял об уничтожении Израиля». Он добавил: « Найдите мне и покажите мне хотя бы одного человека, который бы произносил такие слова. Никто этого никогда не говорил». Включившись в неожиданную дискуссию, французский корреспондент сказал, что, например, такие слова произносил экс-президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в 2005 г., выступая на открытии в Тегеране международной конференции «Мир без сионизма». На эту реплику глава иранского МИДа ответил следующим образом: «Нет, он тоже не произносил таких слов. Он лишь процитировал слова аятолла Хомейни: «Израиль должен быть стерт со страницы жизни»».

Впрочем, широко известен факт, что Хомейни был первым из иранских политиков исламского толка, кто назвал Израиль раковой опухолью, которая должна быть уничтожена нас теле Ближнего Востока. Однако несмотря на очевидность таких слов, Зариф в интервью корреспонденту еженедельника  Le Point  вновь настаивал на том, что Ахмаднежад  не говорил, что желает уничтожения Израиля. «Он говорил, что совершая  (противоречащую интересам Ирана) политику, Израиль ждет подобная судьба».

Глава иранского МИД сказал подобное, будто забыв, что нынешний религиозный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи не раз произносил лозунг «Смерть Израилю!», игнорируя тот факт и, что на всех иранских ракетах большой дальности начертан этот лозунг.  Они стали появляться с первых дней существования исламского режима, и все годы они присутствовали в публичной сфере, менялась только интенсивность их использования. Информационное агентство «Фарс», аффилированное с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), опубликовало снимок специального щита в Тегеране, на котором показано, сколько осталось существовать Израилю Антиизраильские  лозунги стали непременным атрибутом иранской политической жизни, и вот, столкнувшись с жестким прессингом в экономической и политической сфере со стороны администрации Д.Трампа, в Иране посчитали целесообразным пересмотреть свою риторику на израильском направлении, отрицая при этом очевидные факты.

Отметим, что глава МИД ИРИ не в первый раз делает политические заявления, далекие от реальности. Ранее, отвечая на вопрос американского журналиста о том, о том, есть ли в Иране политические заключенные и есть ли в стране журналисты, томящиеся в тюрьмах, Зариф ответил, что такого в его стране нет, и в Иране вообще никто не подвергается тюремному преследованию за политические высказывания или несогласие с политикой правительства.

В продолжение своего интервью изданию Le Point Зариф назвал Иран в ряду стран с развитой демократией и сравнил его в этом плане с Францией. «Мы не диктатура, в которой лишь один человек говорит от имени своей страны. Мы подобны Франции, у нас есть различные политические течения, …имеющие свои взгляды по различным вопросам».

Объясняя суть слов иранского министра на специально созванной пресс-конференции, официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми, заявил, что  внутри страны «некоторые недалекие и корыстные люди, даже не ознакомившись с интервью, интерпретируют его с позиции наших недругов. На самом деле, по заявлению Касеми, интервью главы МИД Ирана французскому изданию не входит ни в какое противоречие с заявлениями религиозного лидера Ирана аятоллы Хаменеи, заявившего несколько лет назад, что Израилю как государству осталось существовать не более 25 лет. Вспомним, что это заявление последовало менее, чем через два месяца после подписания СВПД. Выступая 9 сентября 2015 г.  в Тегеране, Хаменеи выразил надежду, что  в течение 25 лет не станет Израиля. Видимо, такой была реакция на слова президента США, где говорилось, что ядерное соглашение между Ираном и шестью мировыми державами сумеет обеспечить безопасность Израиля на долгие годы и Израилю не стоит беспокоиться из-за достижения Ираном ядерного статуса. В ответ на это Хаменеи сказал: «Некоторые сионисты сказали, что результаты ядерных переговоров Ирана с шестью мировыми державами  вселяют в них надежду, что Израиль на 25 лет освободится от исходящей от Ирана ядерной опасности. Но мы отвечаем сионистам:  у вас нет этих 25 лет. Божьей милостью, в нашем регионе не будет того, что называется сионистским режимом». Как считают аналитики-иранисты, данные слова можно расценивать как подтверждение того, что Иран  последовательно планировал  уничтожение Израиля.

Вырисовывается, таким образом, довольно странная ситуация. Глава иранского внешнеполитического ведомства заявляет, что его страна никогда не хотела уничтожения Израиля. В своей реакции, официальный представитель его же ведомства приводит в качестве примера слова лидера страны аятоллы Али Хаменеи о том, что Израилю осталось существовать всего четверть века, что ясно выражает стратегию политики ИРИ относительно уничтожения  Израиля и еврейского народа. Все сорок лет существования исламского режима в Иране постоянно озвучивался не только лозунг уничтожения Израиля, но и предпринимались активные меры для этого, выражавшиеся, в том числе,  в создании ракет для претворения планов разрушения страны и нагнетания  истерии. Заметим, что в противовес этому израильские лидеры всегда озвучивали идеи исторической дружбы двух народов, в их обращениях к иранскому народу всегда делался упор на то, что придет время, и две страны вновь сблизятся и их вновь объединит имеющая долгую историческую традицию дружба.