- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Дискуссии о вмешательство Израиля в вопросы финансирования культурных проектов в ФРГ

После принятия закона о национальном характере Государства Израиль летом 2018 г., правительство стало более активно проявлять внимание к вопросам культуры, обеспечивая и на этом уровне сохранение идентичности и связей еврейского народа с государством. Внутри страны это привело к выдвижению законодательной инициативы, которую пресса окрестила законом «о лояльности к культуре», хотя сами израильские парламентарии предпочитают именовать его законом «о культуре и искусстве». Он предполагает сокращение или полный запрет на финансирование из государственного бюджета организаций и проектов антиизраильского характера. Перечень их включает множество видов такого рода деятельности от уничтожения государственной символики до подстрекательства к вооруженной борьбе и террору. На этом фоне европейские деятели культуры и искусства стали проявлять озабоченность тем, что Израиль пытается вмешиваться в их внутренние дела, диктуя то, какие формы самовыражения считать правильными, а какие нет. При этом основным замечанием к ближневосточной стране является то, на что уже обращалось внимание во время принятия закона о национальном характере государства, когда внутри Израиля и за его пределами шли дебаты по поводу возможности совместить национальную идею, положенную в основу закона, с принципами демократии.

Серьезное сопротивление по вопросу израильского культурного вмешательства возникло в ФРГ. Поводом к нему стал спор о Еврейском музее в Берлине. По данным СМИ, правительство Израиля обратилось к контрпартнерам из Германии, представив список организаций, заподозренных во вмешательстве во внутренние дела ближневосточной страны и ведущих против нее пропаганду. Их числе оказался и Еврейский музей в немецкой столице, критика в адрес которого была связана с проведением выставки, посвященной Иерусалиму. Она, по мнению авторов обращения, пропагандирует преимущественно связь города с мусульманским наследием. Помимо этого недовольство вызвал Берлинский кинофестиваль и несколько фондов, получающих государственное финансирование и,  в свою очередь, оказывающих содействие израильским левым НКО, таким как «Бецелем» и «Шоврим Штика».

Данное обращение попало в СМИ через немецкое издание Tageszeitung (Taz), сообщившее, что оно носило полуофициальный характер и не содержало подписей конкретных должностных лиц, представляющих израильское правительство. В ответ на него на страницах того же издания появилось открытое письмо израильских художников, выступивших против наступления на немецкую свободную культуру. Подписавшие его утверждают, что израильская волна критики в адрес произведений культуры и искусства, а также мероприятий, заподозренных в направленности против ближневосточной страны, проистекает из близости израильского правительства и, как их называют авторы послания, «ультраправых популистских партий». Совместно они, как следует из письма, предпринимают попытки «ограничения культурного самовыражения». В этой связи деятели культуры, подписавшиеся под текстом, призывают федеральное правительство, Бундестаг и немецкие СМИ бороться с этой практикой и не допустить «экспорта цензуры».

Немецкая сторона также не могла не отреагировать на сложившуюся ситуацию. Так, представители федерального управления по культуре сообщили, что приняли израильскую озабоченность к сведению. Вместе с тем было заявлено, что Берлин не намерен отказываться от автономии в определении своей культурной политики. Помимо этого, как подчеркивает Deutsche Welle, на официальном уровне ФРГ не дает комментариев по поводу того, кто именно стоял за направлением первого письма с недовольством, избегая таким способом риска разногласий на межгосударственном уровне. Более того, как сообщила официальный представитель правительства Германии У.Деммер, страна, если и оказывает поддержку, то работает исключительно с теми, кто «зарегистрирован в соответствии с израильским законодательством».

Немецкие деятели культуры, в свою очередь, настроены гораздо серьезнее в том, что касается отстаивания права на свободу самовыражения. Так, Tagesspiegel еще в октябре посвятила большой материал Еврейскому музею в Берлине. Его авторы старались подчеркнуть, что в современных реалиях руководство музея пытается сделать «новые акценты», а не сосредотачиваться на традиционных компонентах любой экспозиции такого рода, включающих историю и культуру ашкеназов. Помимо этого в статье утверждалось, что музей хотел бы стать действительно значимой дискуссионной площадкой, что само по себе предопределяет презентацию нескольких точек зрения. Вместе с тем руководство музея отдает себе отчет в том, что в европейской культуре есть и опасные тенденции, такие как проекты, поддерживающие бойкот против Израиля (BDS-Movement). Директор Берлинского международного кинофестиваля Д.Косслик также подчеркивает, что в целях развития межкультурного общения необходимо демонстрировать различные подходы, чем Берлинале и занимается.

Разбирая этот спор, можно сделать несколько выводов. С одной стороны, нельзя не отметить осторожную политику немецких властей, являющуюся следствием того, что вопросы еврейской истории и культуры в ФРГ имеют особо чувствительный характер. На различных уровнях неизменно подчеркивается ответственность современной Германии за Холокост, из-за чего многие темы по-прежнему табуированы или лишены возможности стать предметом открытой дискуссии. Несмотря на правильность особого подхода к сохранению исторической памяти, который пропагандируют Иерусалим и Берлин как основу своих отношений, в некоторых случаях излишняя озабоченность этим компонентом контактов создает препятствия в развитии сотрудничества.

С другой стороны, Германия в данном случае «удобный партнер», реагирующий на критику должным, как кажется Израилю, образом, руководствуясь все теми же историческими причинами. К примеру, если рассмотреть список иностранных фондов, поддерживающих «Бецелем», то там будет значится одна немецкая организация, 3 шведских, 2 голландских, 2 представителя Великобритании, 2 – от США и по одному от Ирландии и Дании. Однако израильские замечания заметнее именно в адрес ФРГ. При этом от Берлина не только ждут более уместной реакции, но и того, что он сможет стать некой ролевой моделью для остальных, побуждая их искоренять эти опасные тенденции.

Наконец, в сложившейся ситуации заметен яркий политический подтекст, касающийся борьбы за влияние внутри ФРГ. Не случайно в публикациях, затрагивающих данный спор, фигурирует тема альянса Израиля с правыми. Более того, она присутствует во многих публикациях по израильской проблематике, появившихся в Taz за последние несколько месяцев. Так, издание не скрывает критики по отношению к дружбе Иерусалима с правыми силами в Австрии и Венгрии, при этом упрекая ближневосточную страну в том, что она готова забыть об антисемитизме, если ей гарантируют произраильские настроения в публичной сфере. Объясняется этом тем, что  Taz традиционно выступала в поддержку левых взглядов, соответственно, выпуская материалы по указанной проблеме издание не отступает от своей привычной линии. Частично та же мотивация движет и Deutsche Welle, с той лишь разницей, что получающий правительственное финансирование вещатель, таким образом распространяет некомплементарную информацию о политических конкурентах правительственной коалиции, таких как АдГ.