- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В Иране растет пессимизм по поводу будущего правящего режима

Исполнился год с начала протестных акций в Иране. Они начались на фоне усиливавшихся экономических трудностей, связанных с возросшей дороговизной жизни,  резким падением национальной валюты, растущей безработицей. Поводом к недовольству впервые явилось и возросшее участие страны в военных операциях за рубежом, требовавшие больших расходов, которые демонстранты хотели бы трансформировать на внутренние нужды. Как отражение этого требования, повсеместно звучал лозунг ««Не в Газе, Сирии и Ливане, я живу в Иране!». Актуально прозвучал и другой — «Что нам до Сирии, подумайте о нас!» Как написали международные СМИ, демонстранты дружно скандировали и невиданный до сих пор лозунг «Смерть Роухани, смерть диктатору!». Под диктатором демонстранты имели в виду религиозного лидера страны, рахбара,  аятоллу Али Хаменеи, имеющего согласно действующей в стране Конституции всю полноту власти. Все действительные рычаги правления сконцентрированы в его руках. По сути, рахбар олицетворяет собой высшее единовластие. Его права и обязанности определены в 110 статье Конституции ИРИ. На рахбара возложено и верховное командование Вооруженными силами Ирана, объявление мира и войны и проведение в необходимых случаях полной или частичной мобилизации. Рахбар выполняет и важные кадровые функции — назначает, увольняет и принимает отставки высших должностных лиц, оговоренных в Конституции. Он же является главным и непреложным арбитром в выяснении и решении разногласий между ветвями власти, подписывает указ о назначении президента, избираемого раз в четыре года на основании всеобщего, прямого и тайного голосования. У рахбара имеется и право отстранения президента от должности.  Разумеется, в обстановке тотального обнищания, многие в стране обращаются к его фигуре как главному арбитру. У него просят справедливости. И не получают ответ. Это отражается и в лозунгах демонстрантов на протестных акциях: «Что есть в Иране? Воровство чиновников, притеснения, насилие!». А поскольку на них не могут найти управу, то рождаются вот какие лозунги: «Смерть диктатору, смерть режиму!», «Народ обнищал, а рахбар претендует на божественность», «Стыдись, Али (Хаменеи – В.М.) Освободи нас от себя!».

Демонстрации в некоторых городах сопровождались лозунгами-речевками еще более резкого антиправительственного и радикального характера «Только артиллерией, танками и снарядами можно покончить с религиозной властью!», «Вышвырнем их прочь, это наше право!», «Не бойтесь, мы вместе!». Кроме рахбара и президента, демонстранты озвучивали лозунги и против других столпов режима  — глав законодательной и судебной власти  – Али Лариджани и  Садека Амоли-Лариджани.  Последнего обвиняли в казнях и пытках политических заключенных, многочисленных коррупционных сделках. В стороне от волны демонстраций не осталась и де-факто религиозная столица страны – Кум, для многих ассоциирующийся с оплотом  клерикального засилья. Его жители сотнями  вышли на улицы, скандируя лозунги «Не хотим исламскую республику!!!», «Молодежь сидит без работы, а муллы рассиживают за столом!».  Апофеозом протестных акций аналитики считают лозунг, прозвучавший в святом для шиитов городе Мешхеде: «Какую ошибку мы совершили, что сделали исламскую революцию!». Он продемонстрировал усталость населения от власти исламистов, их разочарование режимом исламской республики.

Демонстрации 2018 г. напомнили многим массовые акции 2009-2010 гг., после выборов президента М.Ахмадинежада на вторую президентскую каденцию. Тогдашние протесты были направлены против многочисленных злоупотреблений в ходе голосования. Нынешние – имели более многоцелевой характер, затрагивая даже основы существования режима, затронув практически все регионы страны. Центрами протестной активности стали столичный мегаполис, Керманшах, Хамадан, Хоррамабад, Исфахан, Мешхед, Ахваз, Кум, Казвин, ряд других больших и малых городов. Однако, протестная волна прошедшего года была в целом спонтанной, спорадически вспыхивавшей в том или иной регионе, и довольно быстро погасавшей. Как последний по времени пример протестной активности – демонстрация 1 января в Тегеране, требовавшая  увеличения финансирования иранской системы высшего образования. Ее участники были рассеяны полицией.

Уроки «протестного»  года сводятся к тому, что власти были не готовы к появлению  антиисламских лозунгов, доселе невиданных в Иране на публичных акциях, но с помощью показательных акций устрашения сумели восстановить порядок.

Между тем, продолжавшиеся несколько месяцев протестные акции вызвали брожения в умах политической и религиозной элиты, поколебали в той или иной мере уверенность в стабильности режима, в возможности лидеров справиться с внешними и внутренними вызовами. В последние дни и недели наблюдаются упадочнические заявления ряда видных политиков и религиозных деятелей Ирана касательно будущего исламского строя в стране. Так, видный аятолла из Мешхеда, пятничный имам города  Ахмад Алам -оль-Худа, известный прежде прорежимными заявлениями, особенно в ходе возглавляемых им пятничных намазов, заявил о возможности новых антиправительственных протестных актов в приближающемся Новом иранском 1398 г. (он начнется 21 марта – В.М.).   Алам -оль-Худа сравнил нынешнюю ситуацию с той, что была на выборах президента в 2009 г., и сказал, что тогда в ходе антиправительственных выступлений и демонстраций не было лозунгов, направленных против лидеров страны. Ныне ситуация в политической сфере на фоне экономических неурядиц дошла до того, что если вновь возникнут протестные акты, то вышедшие на улицы иранских городов демонстранты обратят свой гнев и недовольство прежде всего прежде всего против самого режима.  Внук основателя исламского режима в Иране аятоллы Рухоллы Хомейни – Хасан недавно выразил крайний пессимизм по поводу продолжения существования в Иране исламского строя, «с трудом дотягивающего до своего сорокалетия».  27 декабря 2018 г. подобное же высказала дочь экс-президента Ирана Али-Акбара Хашеми-Рафсанджани, бывший депутат Собрания исламского совета  Фаэзэ Хашеми. Она прогнозировала возможность падения исламского режима. В интервью независимой прессе  она сказала, что «режим дряхлеет и поздно или рано рухнет».  По ее словам, он держится ныне лишь силой репрессивного аппарата. Фаэзэ Хашеми считает, что если режим до сих пор не рухнул, то лишь потому, что «  людей страшит то, что может произойти назавтра после его падения». Вероятно – возможность  гражданской войны, в которую страна может быть втянута.  «Страшный пример соседней  Сирии показывает это со всей очевидностью».

Возможность падения режима уже обсуждается и среди простых граждан. В конце декабря иранские СМИ и социальные сети активно комментировали слова некой женщины в тегеранском автобусе, которая сказала, что вместо лозунга «Смерть Израилю!» нужно использовать  более актуальный призыв «Смерть диктатору!», или —  «Смерть Исламской республике!». Клип опубликовал  журналист Масих Алинежад, активно занимающийся правозащитной деятельностью в сфере прав женщин. В клипе видно, как в городском автобусе две женщины вступили в перебранку. Одна из них выкрикивает лозунг «Смерть Израилю!», а вторая спрашивает ее, в чем смысл этого лозунга, «что тебе плохого сделал Израиль?». «Винить в нынешней ситуации нужно лидеров режима, говорит она, вот почему нужно озвучивать слова «Смерть диктатору!» «Смерть Исламской республике!». Первая женщина предлагает второй, если ей не нравится в стране, покинуть Иран. Та в ответ говорит «Почему я должна уехать из страны, здесь моя родина. Почему мы ругаем Израиль? Разве он виноват в наших бедах? В них надо винить власть! Вот почему я говорю «Смерть диктатору! Почему мы уже тридцать лет кричим «Смерть Америке!», «Смерть Израилю!». Не они виноваты в наших бедах!!!»

Клип широко циркулировал в социальных сетях и привлек внимание  пресс-секретаря премьер–министра Израиля Б.Нетанияху по СМИ ближневосточного региона Офира Гендельмана.  В своем аккаунте в Twitter он написал на фарси: «Слава смелым и бесстрашным иранским женщинам, которые знают и понимают, что Израиль не является врагом иранского народа. Их враг – репрессивный антинародный иранский исламский режим». Не так давно в интернете циркулировал клип, показывавший, как иранские студенты были против того, чтобы топтать американские и израильские флаги, разложенные на асфальте одной из центральных улиц иранской столицы.

Таким образом, случаи неприятия и открытого выражения недовольства народом исламского режима стали в последние годы отнюдь не единичными.