- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир: интрига вокруг президентских выборов сохраняется

Президентские выборы 2019 года должны состояться в установленные законом сроки, если этому не помешают форс-мажорные обстоятельства.  «Отсрочки голосования или продления нынешнего мандата главы государства не будет». Об этом заявил 1 января текущего года «легальный исламист» и глава партии TAJ Амар Гуль, входящей в правительственную коалицию в парламенте после нескольких недель неопределенности и полемики по теме их возможной отсрочки.

Примечательно, что именно он в течение декабря 1918 г. заявлял о таком варианте. Теперь же он отказывается от своих слов и утверждает, что этого не говорил.

Судя по всему, через него президентское окружение сделало тогда сознательный информационный вброс, рассчитанный на проведение «разведки боем» для определения  реакции общества.

Однако идея переноса сроков президентских выборов не нашла отклика не только среди простых алжирцев, но и у многих действующих политиков страны, в том числе занимающих центральные посты в ее руководстве, например, у премьер-министра Ахмеда Уяхьи.

И, наконец, в конце декабря группа отставных высокопоставленных алжирских военных во главе с генерал-майором Али Гедери раскритиковало планы «отсрочки» голосования и открыто призвало армию не допустить реализации подобного сценария.

Оппозиционная пресса расценила это как «косвенный призыв армии предотвратить очередное изнасилование Конституции» (Основной закон страны не дает права действующему президенту Абдельазизу Бутефлике выдвигаться на занимаемый им пост в пятый раз).

Несмотря на то, что начальник Генштаба вооруженных сил Ахмед Гаид Салах предупредил «бывших военнослужащих, вышедших на пенсию», о возможной ответственности за подобные политические заявления, указав, что мнение представителей узкого сектантского кружка отставников не отражает мнения действующих военных, как представляется, именно выпад Гедери вынудил окружение Бутефлики отказаться от плана по переносу выборов.

В президентском дворце «Эль Мурадия» не могут не понимать, что если такие мысли имеются у «сытых» отставников большого калибра, то они могут посещать и действующих офицеров. Учитывая роль алжирской армии в смещении неугодных политиков, начиная с Ахмеда Бен Беллы, окружение Бутефлики вынуждено учитывать это мнение.

А смена военного руководства в лице того же Ахмеда Гаида Салаха, по сути, являющегося членом правящего дуумвирата вместе с Бутефликой, в текущий момент не только не поспособствует сохранению стабильности, но и, как представляется, напротив, может подорвать несущие конструкции власти в стране.

И дело даже не в том, что это не приведет к устранению нарастающей оппозиции в армии, а в том, что устранение одной из двух опор власти и перекладывание всего ее веса на подгнившую и ненадежную опору в лице Бутефлики способно уже в ближайшей перспективе подорвать стабильность алжирского государства.

Таким образом, сейчас руководство АНДР, судя по всему, склонилось в сторону проведения голосования в намеченные законом сроки в апреле 2019 г.

Если это так, то в ближайшие две недели оно должно подтвердить эти намерения на практике. Лакмусовой бумажкой в данном направлении будет созыв «избирательного корпуса» в соответствии с положениями закона «О выборах».

Согласно его положениям (статья 136 Избирательного кодекса), «Избирательный корпус созывается президентским указом, за 90 дней до даты голосования, с учетом положений статьи 102 Конституции».

Учитывая, что все выборы в стране обычно проводятся по четвергам, избирательный корпус должен быть созван либо 10, 17, либо 24 января для их проведения соответственно 11, 18 или 25 апреля 2019 года.

Однако и это решение само по себе не решит стоящую перед алжирскими властями проблему избрания главы государства.

Вопрос, кто примет участие в этом соревновании? До сих пор точного ответа на него нет. Возможные кандидаты явно не торопятся заявить о своих претензиях. Даже ставшие уже привычными с выборов 2004 года спойлерами избрания Бутефлики претенденты вроде Муссы Туати, Луизы Ханун, Али Фавзи Забайне, пока не зарегистрировались в качестве кандидатов.

Такое поведение с их стороны лишь подкрепляло опасения скептиков относительно намерения властей перенести выборы главы государства на неопределенный срок.

Впрочем, у них, видимо ожидающих соответствующей отмашки из президентского дворца «Эль-Мурадия», еще остается законный срок подачи таких заявлений. Так, в соответствии со статьей 74 закона «О выборах», это можно сделать не позднее 60 дней до даты проведения голосования.

Однако для действительно полноценного серьезного участия в таком мероприятии им необходимо сделать это гораздо раньше, чтобы найти спонсоров, обнародовать программы, создать свои избирательные штабы и набрать их сотрудников для проведения  кампании и собрать необходимые для выдвижения 60 000 подписей избирателей.

Заметим, что такое желание наблюдается лишь у единичных и почти абсолютно бесцветных в плане политическом деятелей, в большинстве своем вообще неизвестных широкой массе алжирцев, которые пока не прошли все заявленные избирательным законом барьеры для своей регистрации.

В случае же отсутствия перед Бутефликой более серьезных соперников это продемонстрирует всему миру полное отсутствии в Алжире политической конкуренции как таковой. Однако времени для «выпуска» на избирательный ринг более значимых политиков остается крайне мало и, учитывая громоздкость алжирской бюрократической системы, у них в случае их появления, могут возникнуть элементарные «бумажные» проблемы для того, чтобы они в очередной раз украсили своим участием избрание действующего главы государства.

И, наконец, учитывая физическое состояние Бутефлики, представители правящего режима не могут не думать о параллельном запуске фигуры, которая бы его могла заменить в случае полной утраты им дееспособности. В последние месяцы президентский дворец «Эль Мурадия» давал сигналы о том, что такие кандидатуры рассматриваются и даже назывался ряд фамилий бывших функционеров режима. Однако, судя по всему, действительно компромиссных фигур, способных уравновесить все соперничающие за разделение власти и ресурсов группировки и гарантировать им соблюдение их интересов, пока все же не нашлось.

Одна из главных причин – продолжение финансово-экономического кризиса в стране, наблюдаемого с 2014 г., когда стали падать мировые цены на нефть и газ, от продажи которых почти тотально зависит алжирская экономика.

Это привело к обострению конкуренции за сузившиеся ресурсные потоки. Соответственно, кого бы не выдвинули на «подстраховку» Бутефлике, этот человек физически не сможет удовлетворить материальные интересы алжирских кланов во власти.