- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О второй программе «100 дней» руководства Турецкой Республики. Часть 12

13 декабря с.г. в Конгресс-центре резиденции «Аксарай» в Анкаре президентом Р.Т.Эрдоганом была представлена Программа «100 дней – 2». Продолжаем делать обзор этого документа.

В частности, начинаем разбираться с мероприятиями, записанными за Министерством энергетики и природных ресурсов Турции, за которым закреплено 19 мероприятий из 454 пунктов Программы.

Суть мероприятий излагаем максимально близко к оригиналу, при необходимости, с комментариями. В скобках, перед описанием мероприятия, приводится его регистрационный код:

  1. (ETKB-01) В сфере производства солнечной энергии начать сбор заявок на строительство станции Yeka-Ges-2 общей установленной мощностью в 1 ГВ (что будет составлять 21% общей мощности солнечной генерации в стране).
  2. (ETKB-02) Увеличить ежедневное производство природного газа, принадлежащего государству на 18% — до 1 млн куб. м в день.
  3. (ETKB-03) В рамках изысканий углеводородов в регионе Средиземного моря, собрать 3-х мерные сейсмические данные на площади в 3,1 тыс. кв. км.
  4. (ETKB-04) Начать строительство сухопутного участка газопровода «Турецкий поток» (первая нитка).
  5. (ETKB-05) Завершить проект строительства газопровода в провинции Хаккари, что будет означать газификацию центров всех провинций страны, таким образом, число газифицированных муниципалитетов вырастет на 457.
  6. (ETKB-06) В производстве каменного угля на месторождениях, принадлежащих государству, увеличить добычу лигнитов на 9% до 7 млн тонн, каменного угля – на 7% до 427 тыс. тонн.
  7. (ETKB-07) Завершить передачу четырех нефункционирующих месторождений каменного угля частному сектору.
  8. (ETKB-08) Обеспечить архивирование и доступность данных и образцов, полученных в ходе геологоразведки, исследований и добычи полезных ископаемых.
  9. (ETKB-09) Начать производство трех новых видов борных удобрений для нужд сельского хозяйства.
  10. (ETKB-10) Представить на рынке чистящее средство на основе бора, произведенное на запущенном в ходе Программы «100 дней – 1» новом предприятии.
  11. (ETKB-11) В качестве мирового лидера на рынке бора, в течение 100 дней обеспечить продажу 500 тыс. тонн товаров на основе переработанного бора.
  12. (ETKB-12) Завершить процедуры по учреждению компании для управления каменоломнями в районе Стамбула (первое месторождение, получившее региональный статус).
  13. (ETKB-13) Объявление торгов на эксплуатацию 1 тыс. месторождений полезных ископаемых.
  14. (ETKB-14) Объявление торгов на эксплуатацию месторождений алюминия и известняка, при условии строительства при них мощностей для производства трех категорий товаров.
  15. (ETKB-15) Инициировать геофизические исследования подземных запасов полезных ископаемых в Турции. Подготовить карты, которые бы охватывали 96% территории Турции (750 тыс. кв. км).
  16. (ETKB-16) В рамках работ по определению потенциала турецких полезных ископаемых, увеличить объем зондажных работ до 1,5 млн метров.
  17. (ETKB-17) В рамках деятельности по поиску и добыче полезных ископемых за рубежом, получение в Узбекистане разрешений на разведку на двух месторождениях металлов.
  18. (ETKB-18) Приступить к реализации проекта E-maden, направленного на уменьшение уровня бюрократии в горнодобывающей промышленности и повышение динамики в отрасли.
  19. (ETKB-19) Внести свой вклад в то, чтобы доля услуг, предоставляемых государством гражданам, частному сектору и государственным отраслям увеличилась с 93% до 98%.

Итак, если попробовать выделить контуры государственной политики Турции в сфере энергетики на краткосрочную перспективу, то мы видим, что главным проектом для Турции является «Турецкий поток», чью первую нитку, призванную удовлетворять внутритурецкие потребности, планируется начать строить (сухопутный участок по турецкой территории).

Также турецкое государство продолжает мероприятия по передаче государственной собственности и земельных участков — потенциальных и нефункционирующих месторождений полезных ископаемых — в руки частного сектора. Как мы можем видеть, повышение эффективности работы горнодобывающей отрасли является одним из приоритетов. Кроме того, заметим, что получая в свое распоряжение, в рамках той или иной модели, месторождения, за частным сектором закрепляется ряд дополнительных обязательств, к примеру, по строительству перерабатывающих предприятий и по началу выпуска готовой продукции.

Неизменным направлением турецкой политики в сфере энергетики является поиск собственных месторождений энергоносителей и полезных ископаемых. Вплоть до настоящего времени эта деятельность, впрочем не носившая столь настойчивого и системного характера, как при правящей Партии справедливости и развития, к успехам не приводила – единственным минералом, чьи запасы есть в Турции в значимом для мировой экономики объеме, является бор. По его запасам Турция — №1 в мире. Однако, значимых запасов энергоносителей – нефти и природного газа — пока не обнаружено. С другой стороны, понятно, что их обнаружение кардинальным образом способно изменить профиль турецкой экономики, а отсюда и турецкая настойчивость в этом вопросе. Окном возможностей, с этой точки зрения, для Турции является Средиземноморье, где разворачивается, в полном смысле, энергетическая битва между региональными державами за доступ к месторождениям и за пути их доставки на рынки сбыта. Турция является активным участником процесса.