- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Что стоит за посещением Израиля делегациями иракской общественности

В течение последнего месяца в Израиле побывали три делегации общественности из Иракской Республики в составе авторитетных представителей суннитского и шиитского духовенства и деловых кругов.  Израильские СМИ ограничились короткими сообщениями, информировавшими лишь о том, что всего в еврейском государстве побывало 15 иракцев. Радио «Коль Исраэль» на фарси охарактеризовало их как авторитетных иранских политиков. Популярный интернет-портал newsru.co.il  подчеркнул, что это были люди,  имеющие  «…большое влияние на умонастроения соотечественников». В СМИ просочились также сведения о их встречах с израильскими официальными лицами, поездках по всей стране. Гости побывали также  в Музее Катастрофы европейского еврейства  «Яд ва-Шем», имели встречи со специалистами по Ближнему Востоку. Им предоставили также возможности встретиться с лидерами и активистами землячества выходцев из Ирака. Поездка носила закрытый характер, такой формат был определен гостями, по всей видимости, для того, чтобы «не разозлить» власти соседнего с Ираком Ирана. Но, как сообщило Радио «Коль Исраэль» на фарси, эту поездку вполне можно считать рекогносцировочной в плане прощупывания возможностей установления в будущем отношений того или иного рода. Ближайшее время покажет, насколько эти первые контакты могут иметь продолжение или останутся всего лишь эпизодом в попытках Израиля добиться взаимопонимания в арабском мире.

Отметим, что обе страны не подписывали между собой мирного договора, и поэтому до сих пор официально находятся в состоянии войны.  Израильские СМИ, касаясь ближневосточного аспекта иракской внешней политики, отмечают тот факт, что как в годы правления Саддама Хусейна, так и в годы политических трансформаций в стране после его ухода из жизни, иранские шииты, составляющие большинство населения страны, не поддерживали особенно активных отношения с палестинцами. С другой стороны, еще несколько десятилетий тому назад  Израиль установил довольно конструктивные связи с Иракским Курдистаном. Курды рассматривались как серьезная политическая сила, на которую Израиль мог опереться в усилении своего влияния в ближневосточном регионе. Израиль был заинтересовал в усилении курдского фактора, особенно в Ираке, и начиная с 1960-х гг. , еще при последнем иранском шахе Мохаммад-Резе Пехлеви, предпринял массированное военно-политическое содействие иракским курдам. В курдском регионе Ирака работало много израильских советников и военных специалистов. Иранское участие в этом проявлялось в том, что Тегеран позволял вести поставки необходимой техники и грузов через свою территорию, потому что курдские районы Ирака не обладали необходимой транспортной инфраструктурой. Предоставление иранцами транспортного коридора было просто необходимым и оказало Израилю решающую помощь в сотрудничестве с курдскими патриотическими организациями. В Курдистане работали и израильские врачи, специальные военные инструкторы, тренировавшие курдские отряды пешмерга. Необходимость в этом диктовалась тем, что, как считали в Израиле, укрепление курдов поможет падению режима Саддама Хусейна, представлявшего в те годы несомненную опасность и угрозу как для Израиля, так и Ирана. Именно поэтому Израиль усиленно  снабжая курдских повстанцев оружием своего производства. В сотрудничестве с курдами были задействованы видные военные деятели Израиля, в том числе легендарный израильский  военачальник Рафаэль Эйтан (Рафуль).

Отмеченное в последние годы усиление ирано-иракского диалога, сопровождается, однако, позитивными контактами нынешнего иракского руководства с еврейской общиной США и рядом израильских политиков, осуществляемыми в обстановке секретности.  Отметим еще одну любопытную деталь. На странице Facebook израильского МИДа в начале прошлого года появились материалы на иракском диалекте арабского языка, получившие положительную реакцию иракских пользователей этой социальной сети.  В Ираке когда-то была одна из самых больших еврейских общин ближневосточного региона, насчитывавшая в середине прошлого века порядка 140 тысяч человек. Община была и одной из древнейших. По данным Электронной еврейской энциклопедии eleven.co.il , еврейское присутствие на месте современного Ирака было заложено царем Навуходоносором  II, который насильственно переселил в Вавилонию (597–586 гг. до н. э.) много тысяч евреев. С течением времени они развили плодотворную экономическую, культурную и религиозную деятельность. Еврейство этого региона  сыграло ведущую роль в восстановлении еврейской национальной жизни в Иудее, когда  евреям по приказу персидского царя Кира разрешили вернуться на родину и восстановить  Храм в Иерусалиме. До создания Израиля именно иракское еврейство играло роль главного компонента восточных еврейских общин, определенного «светоча» их духовной жизни. Значителен его вклад и национально-освободительное движение и создание независимого иракского государства. В числе иракских евреев отметим министра финансов в 1920-х гг. Сасона Хизкиеля, занимавшего этот высокий пост в течение 4 лет.  Много иракских евреев было среди деятелей искусства стран – музыкантов, композиторов. Однако в 1940-е гг. положение евреев в этой стране катастрофически ухудшилось. Это было связано с прогерманской ориентацией иракской элиты, усилением антисемитизма. С 1948 г. евреям, представлявшим одну из самых больших по численности ближневосточных еврейских общин,  было запрещено выезжать из Ирака. Положение с репатриацией иракских евреев усугублялось тем, что немедленно после провозглашения Государства Израиль Ирак принял участие в войне, развязанной арабскими странами региона против молодого государства и в стране было объявлено военное положение. В уголовный кодекс страны в 1948 г. была внесена поправка, рассматривавшая сионизм как преступную идеологию. Это спровоцировало в Ираке повсеместные антиеврейские настроения, к которым вскоре добавились жесткие репрессии властей против местных евреев, в массе своей принадлежавших к среднему классу и находившихся в достаточно хорошем экономическом положении. Законами 1950 и 1951 гг. покидавшие Ирак евреи лишались своей собственности. В этом плане показательно заявление тогдашнего иракского премьер-министра Нури Саида, сделанное им во время посещения Восточного Иерусалима 13 января 1951 г.  (тогда он был частью Иордании – В.М.): «Евреи всегда были источником зла и вредят Ираку». На следующий день после этого заявления прогремел сопровождавшийся многочисленными жертвами взрыв в одной из синагог Багдада, где собрались евреи, желавшие репатриироваться  в Израиль.

Таким образом, положение иракских евреев оказалось очень серьезным,  и только репатриация в Израиль могла спасти общину от физического уничтожения. Признание в марте 1950 г. Ираном Израиля помогло поставить  репатриацию иракских евреев через территорию Ирана на законную основу и в определенной мере спасти еврейскую общину Ирака. После отмены военного положения в декабре 1949 г. десятки тысяч иракских евреев, оставив в Ираке все свое имущество,  нелегально переправились в Иран, откуда репатриировались в Израиль. В Тегеране для них были организованы перевалочные базы, в создании которых активно участвовали многие члены еврейской общины Ирана. Всего вместе с беженцами, проникшими через Иран, между 1948 г. и 1951 г. в Израиль прибыло более 120 тысяч иракских евреев. Остальные мигрировали в США и Западную Европу. Их массовая алия завершилась в 1952 г. и явилась важным вкладом в увеличение населения Израиля, удвоившегося на первые три года своего существования. Однако с еврейским присутствием в Ираке было практически покончено. Как писали в эти дни израильские СМИ, в последние годы в Ираке не раз раздавались голоса о том, что страна должна просить прощения у своих бывших сограждан, вынужденных покинуть страну своего многовекового проживания и компенсировать их потери. В прошлом году один из лидеров иракских шиитов – Муктада ас-Садр, заявил, что те из иракских евреев, которые не являются гражданами Израиля, могут свободно вернуться в страну.