- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О предвыборных тенденциях среди израильских арабских партий

Палестинское единство – явление, которое не наблюдается не только в отношениях между враждующими фракциями ХАМАС и ФАТХ, но и между израильскими партиями, пытающимися представить данный сегмент населения. В среду Кнессет одобрил выход партии ТААЛ («Арабское движение за обновление») из объединенной фракции. Свое решение лидер партии А.Тиби четко не аргументировал. Издание Haaretz, взявшее эту задачу на себя, назвало в качестве возможной причины внутренние разногласия в блоке, где ранее о своем намерении не принимать участие в весенних парламентских выборах объявили сразу несколько знаковых депутатов, среди которых Х.Зоаби, Дж.Захалка, и Д.Ханин. По данным газеты, А.Тиби попытался использовать предвыборную ситуацию для повышения влияния своей партии в рамках фракции, что могло быть достигнуто благодаря проведению праймериз и распределению позиций в предвыборном списке на основе опросов, показывающих популярность претендентов на место в Кнессете среди электората. Однако эти решения не были поддержаны его коллегами из блока.

Отдельно А.Тиби подчеркнул, что не планирует вхождение в состав нового правительства, даже если его сформируют левые партии и Б.Нетаньяху гарантированно не будет связан с новыми властями. Впрочем, отсутствие амбиций стать арабским министром не спасло его от критики со стороны оставшихся в объединенном списке парламентариев, разочарованных тем, что он подорвал их единство, а также не  проинформировал коллег заранее о решении покинуть фракцию, обратившись напрямую с запросом в Кнессет. Так, А.Уде написал в твиттере: «Б.Нетаньяху – тот, кто больше всего хотел бы, чтобы Объединенный арабский список распался, а крайне правые хотели бы разделить и управлять арабами… Я горжусь, что являюсь частью партии, которая ставит свою идеологию выше личных интересов». Таким способом теперь уже бывший коллега А.Тиби фактически обвинил его в обратном, одновременно создав условия для подозрений в сговоре с Б.Нетаньяху. Впрочем, в рядах Ликуда различий между арабскими партиями не делают. Так, депутат А.Берко, комментируя тенденции в арабском блоке, выразила надежду, что никто из них в Кнессете нового созыва представлен не будет, поскольку нельзя позволять «врагам государства» заседать в его парламенте. Р.Илатов от НДИ предпочел бы, чтобы А.Тиби отправился для построения дальней политической карьеры в Рамаллу, где, исходя из своих взглядов, он будет более полезен.

Основным следствие решения А.Тиби, которое уже имеет конкретные свидетельства, является сегментация голосов арабского сектора израильских избирателей, имеющих право участвовать в выборах. В соответствии сданными опросов, проведенных Migdam и опубликованных израильскими СМИ в четверг, 47% респондентов выразили поддержку А.Тиби как наилучшему лидеру общей фракции. Действующий председатель А.Уде получает лишь порядка 20% голосов опрошенных. Частично шаг главы ТААЛ оправдан электоральными соображениями. Тот же опрос Migdam свидетельствует, что чуть меньше половины арабских избирателей не довольны тем, как на протяжении последней каденции Объединенный арабский список отстаивал их интересы. При этом 52 % респондентов отметили, что блок в целом не представляет их как сегмент населения страны.

Раскол фракций способен повлиять и на итоговые результаты голосования в апреле. Так, ожидается, что за ТААЛ отдадут свои голоса около 43% избирателей арабского сектора, в то время как Объединенный арабский список поддержат 38%. Ранее прогнозировалось, что 67 % этого сегмента населения проголосуют за блок партий, а остальные предпочтут МЕРЕЦ, Ликуд и Аводу. Трем последним партиям достанется соответственно 5%, 4% и 3% голосов. За кого хотели бы отдать голоса оставшиеся избиратели, не сообщалось. Несложные арифметические действия показывают, что распад единого списка повышает уровень поддержки израильскими арабами собственных партий в среднем на 14%. Вместе с тем нет информации, происходит ли этот всплеск популярности за счет общеизраильских партий или раскол подтолкнул к осознанию своих политических предпочтений тех, кто при проведении предыдущих опросов не определился с выбором.

Говоря об объединенном арабском блоке перед досрочными выборами, нельзя не отметить тенденции, связанные с процессами, происходящими внутри партии БАЛАД. Уход из нее Дж.Захалка, а особенно Х.Зоаби означает частичное снижение ее радикальных настроений, поскольку именно последняя на фоне остальных была автором самых яростных комментариев в адрес Израиля и особенно военнослужащих ЦАХАЛа. Вместе с тем сложно сказать, что в этой связи выступает причиной, а что следствием. Так, по данным опросов общественного мнения, на следующих выборах позиции Х.Зоаби серьезно бы пошатнулись. В партийном списке она была бы на 5-м месте, что не гарантировало бы ей прохождение в Кнессет, а значит стало бы свидетельством бесславного завершения политической карьеры или, как минимум, ее значимого этапа. Сейчас, заявив об уходе из Кнессета самостоятельно, она имеет возможность обвинять политических врагов в том, что они вынудили ее изменить площадку, на которой она продолжит борьбу за интересы израильских арабов. Мало того, свою подрывную деятельность Х.Зоаби завершить, разумеется, не планирует, а переместит ее скорее всего на НПО, которые из без того негативно влияют на страну, особенно в том, что касается движения по бойкоту Израиля (BDS-Movement).

В целом же единый арабский блок, судя по всему, стал еще одной жертвой яркой тенденции в израильской политике перед досрочными выборами, сводится которая к расколу внутри казавшихся устоявшимися альянсов и партий с целью достижения более высоких результатов на голосовании. Принесет ли этот шаг успех арабскому сегменту политических сил, пока сказать сложно, поскольку ранее блоки таких партий создавались исключительно по соображениям преодоления электорального барьера. Опросы общественного мнения, проведенные среди израильских арабов, демонстрируют на этом фоне, что модель поведения, избранная представляющими этот сегмент электората партиями, не соответствует их реальным интересам, которые, как и в случае с любой другой группой населения, сводятся прежде всего к решению социально-экономических проблем. Депутаты арабских партий строят свою программу на противостоянии с Израилем, чем действительно похожи на палестинские ХАМАС и ФАТХ. Вот только о применимости израильских арабских политиков на палестинских территориях речь все же не идет, поскольку и там местные жители хотели бы добиться, прежде всего, улучшения своего положения.