- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О внешней торговле Ирака с Турцией и Ираном

Председатель Багдадской торговой палаты Джаафар аль-Хамдани заявил 8 января, что руководство Палаты в ходе своих контактов и встреч с иракскими и турецкими торговцами выявило проблемы, с которыми они сталкиваются, особенно в том, что касается функционирования пограничных переходов между Ираком и Турцией через которые осуществляется перемещение импортируемых и иракских товаров.

В своем выступлении перед делегацией турецких торговцев во главе с послом Турции в Ираке Фатихом Йылдызом во время их визита в Багдадскую торговую палату Дж.аль-Хамдани сказал, что «визит существенно сблизит обе стороны». Он отметил, что Багдадская торговая палата надеется на дальнейшее партнерство с соседней Турцией, которая, на сегодня, является одним из крупнейших поставщиков продовольственных и промышленных товаров для иракского рынка.

Глава Палаты рассказал представителям иракских и турецких СМИ, что с оптимизмом смотрит на двустороннее сотрудничество и выразил уверенность, что, «турецкая делегация, которая посещает Ирак и включает в себя ряд торговцев и промышленников, будет иметь все возможности встретиться с иракскими предпринимателями, что приведет к заключению ряда сделок и соглашений, и, безусловно, позитивно отразится на иракском рынке».

Дж.аль-Хамдани подчеркнул, что «сегодня существуют препятствия, с которыми сталкивается иракский торговец, а также турецкий торговец, особенно, на пограничных переходах и, связанными с характером импортируемых и промышленных товаров». Вместе с тем он отметил, что «Палата определила эти препятствия и находится в процессе поиска решений в сотрудничестве с турецкой стороной, и в ближайшее время будут объявлены результаты этой работы».

Со своей стороны, посол Турции в Ираке, Фатих Йылдыз сказал, что «Ирак является наиболее важным партнером Турции и находится на переднем крае турецкого экспорта», отметив, что «визит турецкой торговой делегации в Багдадскую торговую палату должен принести больше инвестиций обеим сторонам в дополнение к обеспечению условий для решения всех препятствий, стоящих перед турецкими трейдерами, оперирующими на иракском рынке товаров и услуг.

Ф.Йылдыз добавил, что «направление на турецкий рынок импортируемых товаров из Ирака, не менее важно, чем товаров из Турции в Ирак», отметив, что «объем торгового обмена между Ираком и Турцией может увеличиться в текущем году и достигнуть около 20 млрд долларов, что заслуживает того, чтобы стать своего рода вехой и показателем, который следует сохранить».

Посол Турции подчеркнул, что «несмотря на условия и ограничения, с которыми сталкиваются турецкие и иракские торговцы, им это не помешало продолжить взаимовыгодное сотрудничество, что является несомненным руководством к действию и дальнейшему успеху».

Санкции, введенные Соединенными Штатами в отношении Ирана, привели к переориентации турецкого рынка на иракский в качестве альтернативы запрещенного иранского.

Анкара имеет прочные отношения с Ираком в социальной, политической, культурной, торговой и экономической областях, а статистические данные показывают, что Ирак поднялся на второе место после Германии, с точки зрения импорта турецкой продукции в 2011 году, а в 2013 году стоимость турецкого экспорта в Ирак выросла до предела, составив 12 млрд долларов.

Экспорт Турции в Ирак в 2018 году составил 9 млрд долларов. Турецкие строительные компании занимают важное место на иракском контрактном рынке, и их деятельность в стране значительно возросла после вторжения США в Ирак в 2003 году. За последние десять лет турецкие компании в Ираке внесли вклад в завершение более чем шестисот проектов в области инфраструктуры, в общей сложности, на сумму в 13 млрд долларов.

Таким образом, несмотря на периодические заградительные инициативы, особенно в части сельскохозяйственной продукции, например, томатов, Турция продолжает прочно удерживать одно из ведущих мест в системе внешнеторгового сотрудничества Ирака с региональными соседями. Конкурировать с ней может лишь Иран, хотя в прошедшем году, мы отметили значительное увеличение товарооборота с такими странами, как Саудовская Аравия, Иордания и Египет.

Что касается сотрудничества с Ираном, то, несмотря на все существующие ограничения и непрерывное давление со стороны США и, опосредованное со стороны стран-членов ССАГПЗ, то Ирак не собирается не только его сокращать, но даже наращивает. Министр нефти Ирана Бижан Зангане 10 января посетил Багдад, как сообщили местные источники, добавив, что переговоры были сосредоточены на сотрудничестве в нефтегазовой сфере.

В заявлении для прессы, распространённым Министерством нефти Ирака, говорится, что «иранский министр нефти посетил Багдад 10 января чтобы обсудить сотрудничество в области нефти и энергетики, а также обсудить разработку общих месторождений между двумя странами».

По сообщению информационного агентства, Fars, Б.Зангане также обсуждал с иракскими коллегами строительство нефтепровода из Басры, на юге Ирака до Абаданского нефтеперерабатывающего завода на юго-западе Ирана и обратный маршрут нефтепровода, транспортирующего уже готовые нефтепродукты из Абадана в Басру.

В график визита иранского министра нефти также входит обсуждение вопроса экспорта газа в Ирак, что пока не приносило практических результатов, поскольку финансовые проблемы до сих пор не решены.

По информации иракской стороны, финансовые проблемы заключаются не в том, чтобы определить, какой банк будет переводить оплату за газ в Иран, и не в том, чтобы указать валюту, в которой производится платеж, а, главным образом, в препятствиях для открытия кредитной линии (C.L) для урегулирования платежей, что, в итоге, привело к отсрочке реализации контракта на экспорт иранского газа в Ирак.

Соединенные Штаты, как известно, вновь ввели широкомасштабные санкции против Ирана 7 августа после того, как они были приостановлены в результате Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной программе Ирана и международным квартетом.

В докладе, опубликованном Вашингтонским институтом ближневосточной политики (NEA), отмечается характер энергетических сделок с Ираном и объемы импорта Ирака из электроэнергии и природного газа.

«Передача энергии между Ираном и Ираком является потенциальным источником столь необходимой твердой валюты для иранских органов безопасности. Иран исторически использовал Ирак в качестве источника доллара США», — считает американский эксперт Майкл Найтс.

Ирак импортирует из Ирана от 500 мегаватт электроэнергии зимой и 1200 мегаватт, летом, по цене около 1,2 млрд долл. в год. Согласно условиям послаблений, сделанных США, союзному Багдаду, Ирак должен рассчитываться с Ираном в динарах, а не в долларах США.

Что касается покупки иранского газа, то в отчете компании BP «Статистического обзора мировой энергетики» за 2018 год говорится, что экспорт газа из Ирана в Ирак составил 154 млн куб. футов в сутки, что позволяет Багдаду вырабатывать не менее 1000 мегаватт электричества, с планами увеличить его до 4000. В отчете отмечается, что Соединенные Штаты призывают Багдад уменьшить свою зависимость от иранского газа и электричества за счет использования его собственной «обильной и неразработанной» энергии. В настоящее время Ирак тратит, в пересчете на деньги, около 2,5 млрд долларов природного газа в год в результате его технического сжигания, или 1,55 млрд куб. футов в день (в десять раз больше, чем импортируется из Ирана).