- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о поставке Украине турецких беспилотных летательных аппаратов

12 января, президент Украины П.Порошенко объявил через свою страницу в Facebook о подписании контракта с Турцией на закупку беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2.

Официальная реакция со стороны России была озвучена пресс-секретарем МИДа М.Захаровой. Она выглядела достаточно сдержанной: пресс-секретарь отметила, что эта поставка не должна становиться «фактором усугубления внутриукраинского кризиса». Рассмотрим ниже ту информацию и ту реакцию, которая прозвучала на новость со стороны турецких представителей и СМИ.

Прежде всего, технический директор компании Baykar (ссылка на сайт: http://baykarmakina.com [1]), выпускающей упомянутые БПЛА, Сельчук Байрактар в тот же день написал в своем Твиттере следующее.

Цитируем: «Это – исторический шаг по экспорту наших БПЛА, национального производства, в одну из лидирующих стран в сфере авиации – на Украину. Этот шаг является плодом усилий всех: нашей команды, Вооруженных сил Турции, Управления по оборонной промышленности, нашей святой нации, которая представила свое Видение национальной и независимой оборонной промышленности и всем сердцем оказала поддержку тому, чтобы наш флаг вознесся на вершину».

Реакция подписчиков С.Байрактара на этот твит была поздравительной: они благодарили его за проделанную работу и надеялись на продолжение сотрудничества с «Укроборонпромом». Если обратиться к твиттер-аккаунту самой украинской компании, то в глаза бросается немало материалов, посвященных именно украино-турецкому сотрудничеству в сфере ОПК.

Касательно реакции турецких СМИ.

Влиятельное издание «Хюрриет» опубликовало статью под заголовком: «Соглашение подписано! Украина купит у Турции БПЛА». В материале говорится о том, что в течение 1 года Турция поставит на Украину 6 беспилотных летательных аппаратов Bayraktar TB2 с тремя наземными диспетчерскими пунктами и вспомогательными системами. Как обращает внимание издание, обсуждение этого вопроса с Украиной продолжалось три года, а украинские представители присутствовали на испытаниях TB2 в Турции. Издание подчеркивает, что сделка с Украиной, как страной, развитой в отношении авиации, станет важной референцией для дальнейших экспортных поставок ТВ2. Всего к настоящему времени на вооружение в Турции принято 75 БПЛА этой модели, которые налетали 80 тыс. часов.

Влиятельное оппозиционное издание «Сёзджю» опубликовало статью под заголовком: «Первый комментарий из России на поставку БПЛА на Украину». Разумеется, как следует из названия статьи, в центре публикации – заявление, сделанное пресс-секретарем МИДа РФ М. Захаровой. Издание приводит заявление П. Порошенко и от комментариев воздерживается.

Аналогичным образом, подает новость интернет-издание «ХаберТюрк», которое тут же приводит развернутый комментарий президента Украины П.Порошенко, отметившего, что состоявшаяся сделка является частью общего процесса по расширению военно-технического сотрудничества между Украиной и Турцией, что, по его словам, полностью демонстрирует совпадение между стратегическим подходом Украины и подходом НАТО.

Проправительственное издание «Сабах» опубликовало статью под заголовком «Национальный БПЛА Bayraktar TB2 защитит Украину». Издание отмечает, что этот аппарат хорошо зарекомендовал себя в ходе операций как внутри Турции, так и за её пределами, и вызывает интерес у зарубежных покупателей. Издание приводит слова П.Порошенко относительно сфер будущего применения турецкого БПЛА: «На этот аппарат могут быть установлены высокочувствительные ракеты для уничтожения бронированных машин, построенных с оборонительными целями военных сооружений, а также морских целей».

Ничего нового не добавляя к изложенному выше, издание «TGRT Haber» опубликовало материал под броским заголовком: «Кризис между Россией и Украиной! Почему ты купил у Турции БПЛА?». Далее следует изложение позиции российского МИДа и заявлений президента Украины П. Порошенко.

Итак, отметим, что у новости о закупке Украиной у Турции БПЛА есть, как минимум, два измерения: экономическое и политическое.

Турция выходит на международный рынок поставки БПЛА и, кроме катарской, получает ещё и украинскую референцию. При этом, в отличие от катарской, украинская техника может быть прямо апробирована на театре военных действий на востоке Украины, что опять же, в случае успешного применения, должно повысить покупательский интерес к турецкой продукции. Это — важный шаг для Турции, стремящейся наращивать свою компетенцию в сфере авиации и развивать собственный ОПК. Украина, с этой точки зрения, является для Турции не только рынком сбыта (по широкому спектру позиций и не только в сфере БПЛА – В.К.), но и источником компетенций, в частности, от концерна «Антонов».

Турецкие СМИ пусть не текстами своих статей, но заголовками точно, говорят о наличии и политического измерения у состоявшейся сделки: в треугольнике Россия – Украина – Турция. Турция давно примеривает на себя функцию посредника в конфликте между Россией и Украиной, как в целом, так и по эпизодам (включая Крым и Керченский пролив). Более того, Турция позиционирует себя в качестве защитницы украинских интересов перед Россией и сложно отрицать наличие символичности в поставке турецких БПЛА на Украину. Хотя официальных заявлений с таким контекстом с турецкой стороны, разумеется, нет. Сама же Украина активно вкладывается в развитие своих связей с Турцией, включая щедрое финансирование украинской «мягкой силы» в  Турции.