- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Французские евреи и акции «жёлтых жилетов»

Народные волнения в государствах, на территории которых проживают большие по численности еврейские общины, неизбежно заставляют задуматься о том, угрожают ли им протесты. Немаловажно и то, в какой степени борьба за те или иные идеалы или блага интересует представителей местных еврейских общин, выражаясь в готовности влиться в ряды демонстрантов. В случае, к примеру, с Майданом, еврейская тема была раскрыта широко, а сами украинские евреи, охотно принимали участие в различных проявлениях серии политических кризисов, захлестнувших республику. При этом зачастую поляризация их взглядов находилась в прямой зависимости от территории проживания, допуская, однако, некоторые отклонения от этого правила.

Случай французских «желтых жилетов» выглядит несколько иначе, что отражается в характере участия местных евреев в протестах, а так же в соотношении акций с развитием антисемитизма, признаки роста которого наблюдаются во Франции в частности и в Европе в целом. Прежде всего, в отличие от того же Майдана, где статистика еврейских активистов публиковалась, в том, что касается Франции, таких данных в открытых источниках, даже на французском языке не представлено. Вместе с тем есть некоторые свидетельства общественных деятелей, включая представителей местной общины, которые по-своему смотрят на проблему. Одним из тех, на чье мнение следует обратить внимание, является журналист и писатель К.Асколович, который еще в своих октябрьских комментариях для он-лайн журнала Slate отмечал, что евреи Европы, помня о своих прошлых страданиях, склонны поддерживать тех, что оказывается в сложном положении, а значит не смотрят в большинстве своем на мигрантов, наводнивших Европу, с ненавистью. Борьба с последними, в свою очередь, входит  в список опубликованного в конце прошлого года манифеста «желтых жилетов», хотя и находится там на 24-м месте из 25 пунктов.

Впрочем, по утверждению того же автора, не это отдаляет евреев от протестов. Причина иная, и заключается она в том, что представители французской общины, ассоциируя себя не с неким избранным или провинившимся народом, а полагая, что является частью европейской либеральной интеллигенции, попросту не мыслит, что в движении «желтых жилетов»  есть или может быть еврейская тема. Основной смысл протестов, по мнению К.Асколовича, социально-экономические проблемы, при этом сугубо светские. А значит, цитируя автора «по нему не может быть еврейского мнения», лишь исключительно французское.

Можно предположить, что на основании такой логики строится и отказ от еврейской статистики по участию в протестах. Специалист по рекламе, активный участник программ по борьбе с антисемитизмом во Франции и экс-советник президента Н.Сакорзи Ф.Тапиро, отвечая на вопрос о том, можно ли сочетать в себе еврейство и участие в акциях «желтых жилетов» отметил, что сама по себе попытка провести грань между этими понятиями представляет форму дискриминации, поскольку допускает разделение французского народа по национальному признаку.

Таким образом, сами евреи себя от остальных граждан не обособляют, чего нельзя, судя по публикациями в СМИ, сказать о некоторых из числа самих протестующих. Так, они используют лозунги, отражающие связь президента Э.Макрона с евреями, где, пожалуй, самое мягкое из обвинений в адрес президента Франции, то, что он «марионетка» евреев в целом и Сороса в частности. Отдельной составляющей антисемитских настроений, найденных в протестах, является то, что свою популярность на них решил поднять комик Дьедонне. В его карьере было довольно много антиеврейских выпадов, однако самой запоминающейся, стала песня про Холокост. Его активность вылилась в несколько направлений: видеоролики, пропагандирующие протесты, а также те, в которых отмечается, что евреи-эксплуататоры, а точнее сионисты, подстрекают против акций людей, недовольных своим тяжелым положением. Его деятельность показалась настолько интересной, что отдельный обзор ее подготовил Институт исследования средств массовой информации Ближнего Востока (MEMRI).

Впрочем, вопрос об антисемитизме в контексте протестов слишком сложен, чтобы оценивать его однозначно. С одной стороны, уровень опасений в среде французской еврейской общины крайне высок. Еще летний опрос ЕС показал, что  во Франции 95 % евреев всерьез обеспокоены угрозой антисемитизма. На фоне акций «жёлтых жилетов», как предполагают эксперты, уровень боязни возрос. Отдельным компонентом активности протестующих, провоцирующих эту тенденцию стали столкновения с полицией, которая, в свою очередь, воспринимается как охрана еврейских объектов на территории республики. Также не остались без внимания антисемитские комментарии, распространяющиеся в социальных сетях, что еще больше усиливает напряженность в обществе.

Вместе с тем, многие, включая израильские издания, такие как Haaretz и Jerusalem Post, сходятся во мнении, что движение «желтых жилетов» слишком неоднородно для того, чтобы обвинять его в чем-то целиком. Уже упомянутый выше К.Асколович отмечал, что есть те, кто «носит коричневую рубашку под желтым жилетом», другие пишут, что в нем соседствуют крайние правые, левые и те, кто толком не сформулировал своих предпочтений. Отсутствие организации, единого лидерства и стратегии формирует два следствия. С одной стороны, в нем есть место всем, включая антисемитов, что в полной мере не дает оснований утверждать, что акции не могут вылиться в антиеврейские. С другой стороны, участие таких радикальных элементов дает повод для критики всего движения, а значит, становится оружием в информационной войне, позволяя дискредитировать по желанию власти или демонстрантов.

Таким образом, еврейская повестка дня как таковая в движении французских «желтых жилетов» напрямую не присутствует, поскольку сами представители общины не склонны отделять себя от основной части французского общества. В большей степени еврейский вопрос фигурирует как фактор информационного противостояния, бросающий тень на активность сторонников движения. Частично данная тенденция отвечает интересам израильского правительства, стремящегося исправить ошибки политики в области репатриации, совершенные на волне прошло всплеска антисемитской угрозы во Франции.