- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О стратегических рисках взаимодействия Израиля и КНР

Одним из стратегических вопросов для израильской внешней политики сегодня является то, в какой степени сближение с КНР отразиться на особых отношениях с США. Еще в конце прошлого года появилась информация, что военно-политический кабинет работает над пересмотром соглашения 2015 г.  с шанхайской SGPN по поводу порта Хайфы. Усилил эти опасения недавний визит в Израиль советника американского президента по национальной безопасности Дж.Болтона. Подводя его итоги The Wall Street Journal отметил, что вопрос о соотношении коммерческой выгоды от взаимодействия Иерусалима и Пекина, с одной стороны, и стратегической уязвимости Вашингтона от него, с другой, — стал, чуть ли не главным пунктом повестки дня переговоров представителя США с главой израильского правительства Б.Нетаньяху.

Израильские эксперты склонны соглашаться с тем, что опасность для альянса  с США от сближения с КНР действительно реальна. Особенно активно об этом заявили представители Университета Хайфы. Вместе с тем с начала года в экспертном сообществе стала активно обсуждаться и другая мысль. Суть ее заключается в том, что отказ от сделки с SGPN не нанесет серьезного урона двусторонним отношениям с Пекином, следовательно, не стоит опасаться этого шага, пойти на который необходимо с учетом всех рисков. К такому выводу пришли сразу несколько специалистов. К примеру, исполнительный директор НПО SIGNAL (Sino-Israel Global Network & Academic Leadresip) К.Витте считает, что только при посредничестве данной организацией, созданной в 2011 г. для формирования долгосрочных контактов между двумя странами в сфере экономики, образования и культуры, удалось добиться большого прогресса. По ее данным, в 13 университетах при поддержке SIGNAL были открыты программы иудаики. Помимо этого связи развиваются в области туризма, научных обменов и культурных мероприятий. Только на прошлой неделе в Китайском культурном центре в Тель-Авиве было организовано трехдневное мероприятие, состоящее из нескольких выставок. В центре внимания стала презентация инвестиционных возможностей района Пудун в Шанхае, уже имеющего статус важного делового центра страны. В этой связи, а также принимая во внимание итоги визита в Израиль осенью прошлого года вице-президента КНР Ван Цишаня, по мнению К.Витте, позволяет говорить о том, что отношения как таковые не будут серьезно омрачены из-за срыва одной конкретной сделки. Помимо этого в СМИ отмечается, что приоритетом сотрудничества двух стран являются не инфраструктурные проекты, а инновации. Кроме того, связи выстраиваются бизнесменами и профильными ведомствами е напрямую, а значит одна инициатива от другой не зависит.

Несмотря на радужный настрой по поводу возможного пересмотра договоренностей с китайцами по вопросу присутствия в хайфском порту, проблема должна рассматриваться несколько шире. Прежде всего, инфраструктурные проекты в Израиле воспринимаются КНР как одно из необходимых звеньев в реализации масштабной инициативы «Один пояс, один путь». Так, к примеру, китайские инвестиции затрагивают и развитие порта Ашдода. В таком случае, если будет прецедент выхода из сделки с SGPN, то и остальные также оказываются в шатком положении.

Важен и общий настрой США, представления о котором можно составить на базе нескольких важных заявлений последнего времени. Так, упомянутый выше Дж.Болтон в Израиле, по данным СМИ, говорил не о порте Хайфы в частности, а о коммерческих интересах КНР в целом. Из этого может следовать, что возражения Вашингтона после отказа от одного соглашения полностью исчерпаны не будут. Кроме того, можно предположить, что американские опасения в действительности сводятся не совсем к тому, о чем открыто говориться. Риск шпионажа со стороны Китая, прямо скажем, рассматривается и самим Израилем, причем не из соображений заботы об интересах США, а по причине контактов КНР и Ирана. И если бы такой риск был велик, то вряд ли бы какая-либо договоренность о присутствии Китая в любом израильском порту была бы достигнута. Также интересно высказывание официального представителя 6-го флота США К.Рейнса. По его словам, он не может рассуждать о том, «что произойдет или не произойдет в 2021 г», т.е. тогда, когда китайская сторона в действительности начнет контролировать порт Хайфы. Соответственно, речь идет не о стратегической угрозе, а об интересах нынешней американской администрации по ограничению влияния Китая на различных направлениях, включая важный для США ближневосточный регион.

В таком контексте под угрозой могут оказаться и иные проекты, не исключая и приоритетные сферы сотрудничества, среди которых названные выше инновации. Отчасти намек на возможную целесообразность ограничения отношений с Китаем присутствует сегодня в экспертном сообществе Израиля. К примеру, О.Эран из Института изучения национальной безопасности (INSS) отмечает, что рост китайского присутствия по всему миру должен заставлять задуматься о «защите национальных активов», под которыми можно понимать разработки инновационного сектора, да и весь массив интеллектуальной собственности. Помимо этого аналитик подчеркивает, что Пекин использует экономически рычаги в политических целях.

В целом, Израиль постепенно превращается в игрока, которого США пытаются использовать на различных направлениях, выходящих далеко за пределы Ближнего Востока. Особенно очевидно это стало после встречи Госсекретаря США М.Помпео с Б.Нетаньяху в Бразилии в начале года, где они обсудили не только типичные для таких случаев иранский и сирийский вопросы, но и борьбу с неугодными режимами в Латинской Америке и глобальное влияние КНР. С одной стороны, для Иерусалима такой факт может служить доказательством дипломатического успеха, поскольку позволяет заявить о себе, как о более весомой политической силе уже в международном масштабе. С другой стороны, в обмен на признание влияния Израиль будет вынужден отказаться от некоторых инициатив с «неугодными» Вашингтону режимами. В случае с Венесуэлой, также бывшей в повестке дня беседы М.Помпео с Б.Нетаньяху, ничем серьезным такая перспектива ближневосточной стране не грозит. О Китае сказать такого нельзя, однако, судя по всему, израильские власти все же пойдут на то, чтобы успокоить опасения США, учитывая роль страны в региональных делах и поддержку, которую нынешняя администрация готова предоставить на международных форумах. Вместе с тем и для полной остановки взаимодействия оснований пока нет, хотя его приоритет будет смещаться в сторону менее значимых для американцев областей.