- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О второй программе «100 дней» руководства Турецкой Республики. Часть 22

13 декабря 2018 года в Конгресс-центре резиденции «Аксарай» в Анкаре президентом Р.Т.Эрдоганом была представлена Программа «100 дней – 2». Продолжаем делать обзор этого программного, можно считать предвыборного, документа (31 марта 2019 года состоятся выборы в муниципальные органы страны).

Делаем обзор мероприятий, закрепленных за Министерством торговли (всего за ними записано 16 задач из 454). В скобках, перед описанием, приводится идентификационный код мероприятия.

  1. (TB-01) Провести национальную конференцию, посвященную вопросам электронного экспорта (торговли – В.К.).
  2. (TB-02). Сформировать систему зарегистрированных национальных экспортеров (в аббревиатуре: REX – В.К.), а также подготовить законодательную базу, направленную на интеграцию (с ЕС – В.К.), в рамках расширенной системы приоритетов (приоритетной торговли; в аббревиатуре: GTS – В.К.) с Европейским союзом.
  3. (TB-03) Сформировать новую модель наблюдения и контроля за рынками.
  4. (TB-04) Сформировать понятийную базу в части использования в Турции блокчейна.
  5. (TB-05) С участием фирм – местных производителей, провести семинар на тему «Инструменты защиты в торговой политике», направленный против импорта (то есть, в рамках политики локализации и импортозамещения – В.К.).
  6. (TB-06) Подготовить концептуальный проект Платформы электронного экспорта, которая позволит экспортёрам Турции непрерывно отслеживать глобальные торговые показатели.
  7. (TB-07) С целью более широкого распространения деятельности, направленной на поддержку защиты прав потребителей на уровне регионов, обеспечить необходимое обучение и консультационную поддержку.
  8. (TB-08) Укрепить (поддержку в стране – В.К.) ремесел и декоративно-прикладного искусства.
  9. (TB-09) Включить 8 зон свободной торговли в так называемую «Информационную систему свободных торговых зон» (в турецкой аббревиатуре: SEBIS – В.К.).
  10. (TB-10) Внедрить новые стандарты надзора над портами и речным хозяйством.
  11. (TB-11) Осуществить обмен опытом с Боснией и Герцеговиной в сфере создания и ведения кооперативной деятельности.
  12. (TB-12) Осуществить внедрение программы, обеспечивающей онлайн поиск таможенных тарифов (в турецкой аббревиатуре: TARA – В.К.).
  13. (TB-13) Сформировать электронную платформу уведомлений таможенных пунктов (о грузах; в турецкой аббревиатуре: E-Bilgilendirme – В.К.).
  14. (TB-14) Приступить к реализации Проекта технического поддержки, направленного на рост осведомленности, в сфере оценки применимости, о безопасности продукции, надзоре и контролю за рынками.
  15. (TB-15) Сформировать сильную и функциональную систему, направленную на то, чтобы защищать интересы и права потребителей.
  16. (TB-16) Провести модернизацию, после которой вновь отрыть для функционирования 3 таможенных перехода. Заложить фундамент в проекте реновации ещё одного таможенного пункта.

Итак, подведем черту под мероприятиями, закрепленными за Министерством торговли. После их анализа, просматривается несколько основных приоритетов в сфере торговли Турецкой Республики.

Прежде всего, в Турции внедряются различные инструменты электронной торговли. Опять же здесь присутствует несколько аспектов. Первый: турки стремятся повышать информационную осведомленность своих экспортеров о ситуации и трендах на глобальных рынках. Второй: турки планируют интернационализировать свои платформы электронной торговли (наподобие Amazon и Alibaba – В.К.).

Напомним, что вплоть до настоящего момента в стране, невзирая на засилье различных торговых площадок, нет подлинно международной, заметной в глобальном масштабе платформы. До сих пор Турция шла по пути интеграции своих площадок с зарубежными аналогами. Примером этому может служить соглашение, подписанное в 2018 году между российской платформой электронной торговли Яндекс.Маркет и старейшим электронным супермаркетом Турции HepsiBurada (то есть, «Все – здесь» — В.К.), предусматривающее реализацию Яндексом турецких товаров в России.

Ещё одним аспектом, внедрением которого в турецкой торговле активно занимаются местные руководители– это современные финансовые инструменты. Разумеется, блокчейн в Турции – на слуху и страна уже вовсю болеет эпидемией биткоинов и майнинга. Тем не менее, на законодательном уровне, в своем отношении к вопросу, Турция пока только определяется. То же касается и краудфандинга, законодательство по которому в турецком варианте только-только должно выйти (что наглядно демонстрирует факт параллельного движения между Турцией и Россией – В.К.).

Углубленная торговая интеграция с ЕС для Турции абсолютно логична, с учетом того, что европейский рынок является для турецких продукции и услуг рынком сбыта №1. В этом смысле, может временно и стихли, но никуда не исчезли усилия Турции по тому, чтобы актуализировать европейско-турецкое соглашение о Таможенном союзе, что, по мысли турок, должно привести к всплеску поставок в направлении Европы. Оборотной стороной вопроса является извечное стремление Турции к снижению импортных поставок с целью достижения положительного сальдо внешней торговли. Понятно, что минус у Турции, прежде всего, возникает из-за энергетического импорта, однако, велика и доля технологичной продукции, закупаемой из-за рубежа (в первую очередь, из Европы – В.К.). Что приводит турок к разумной мысли о необходимости активизации политики, направленной на импортозамещение и локализацию производства – и это четко просматривается в Программе «100 дней – 2».

И, наконец, ещё одной целью турецкой стороны в сфере торговли является максимальное упрощение логистики и таможенных процедур. Для этого страной планируется внедрение соответствующих электронных платформ, а также ремонт и модернизация существующих пунктов таможенного надзора.