- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Законопроект об объединении президентских и парламентских выборов в Иране

Подготовленный в иранском меджлисе проект закона об объединении предстоящих парламентских и президентских выборов в Иране вызывает много разнообразных откликов в местном политическом истеблишменте.

В соответствии с положениями иранской конституции, общенациональные выборы президента, равно как и парламента, проходят каждые четыре года. Исходя из действующего закона, следующие парламентские выборы должны будут состояться в 2008 году, президентские – в 2009 году. В подготовленном группой парламентариев законопроекте предлагается объединить оба мероприятия и провести их одновременно. Авторы законопроекта принадлежат к лояльной президенту фракции молодых неоконсерваторов «Абадгяран» («Благоустроители исламского Ирана»).

Неоконсерваторы объясняют свою инициативу необходимостью сокращения и экономии государственных расходов на выборные процессы. В частности, это уже вторая подобная идея после предложения об объединении выборов в Собрание экспертов и в городские и сельские советы в декабре текущего года. Однако такие доводы на фоне растущих доходов иранского государства, обусловленных высокими ценами на нефть, выглядят малоубедительными. Другой аргумент неоконсерваторов кажется более доходчивым и близким к правде. По их утверждению, совмещение двух важнейших выборов – парламентских и президентских – преследует цель сокращения трений и усиления единомыслия между исполнительной и законодательной властью. По мнению членов парламентской фракции «Абадгяран», такая инициатива будет содействовать централизации власти, сосредоточению государственных рычагов в руках одной политической силы, что позволит проводить скоординированную и цельную внутреннюю и внешнюю политику, сообща реализовывать поставленные исламским руководством стратегические задачи. Было бы естественно, отмечают неоконсерваторы, чтобы правительство и парламент были представлены политиками одной политической окраски, своего рода единомышленниками по духу.

Законопроект о совмещении выборов сразу же вызвал множество вопросов и нареканий, причем как со стороны реформаторских сил, так и со стороны «старой гвардии» консервативного духовенства («Осульгяран»). По мнению реформаторов, в частности, законопроект направлен против развития демократических и выборных институтов в стране, он ущемляет плюрализм и возвращает Иран к однопартийной системе. Экономия государственных издержек, считают они, не должна достигаться за счет реального сокращения количества общенациональных выборов, тем более имеющих ключевое для судьбы государства значение парламентских и президентских выборов.

Среди иранского консервативного духовенства появились различные версии на этот счет. По мнению одних политиков и экспертов, совмещение сроков выборов будет проходить по такой схеме, чтобы сократить первый срок президентского правления М. Ахмадинежада на 1 год (до трех лет) и провести совместные выборы президента и парламента уже в 2008 году. Это позволит, считают они, гарантировать убедительную победу М. Ахмадинежада (пока он находится на пике популярности) и обеспечить его переизбрание на второй срок.

Однако более убедительной выглядит другая версия, высказанная некоторыми представителями консервативной парламентской фракции «Осульгяран» («старая гвардия» консерваторов). Они считают, что неоконсервативные круги парламента («Абадгяран»), наоборот, хотят увеличить с четырех до пяти лет срок своего мандата с тем, чтобы в 2009 году прошли совместные президентские и парламентские выборы. А такой поворот, полагает, в частности, известный депутат от «старой гвардии» консерваторов Джалал Яхизаде, вызывает множество вопросов с точки зрения легитимности и согласования с Конституцией. А главное, по его мнению, то, что такое решение не будет понятно электорату, который избирал депутатов на четырехлетний, а не на пятилетний срок. Тем более, отмечает он, депутаты пока недостаточно себя проявили, чтобы заслужить это доверие, а уже предлагают продлить свой мандат полномочий.

Противники новой парламентской инициативы также отмечают, что совмещение президентских и парламентских выборов крайне негативно скажется на эффективности управления и вызовет настоящий управленческий кризис. Дело в том, утверждают они, что приход новой администрации неизбежно требует адаптационного периода, который длится от 6-8 месяцев до года. В этом смысле одновременная смена состава исполнительной и законодательной власти фактически парализует государственную власть, которой понадобиться гораздо больше времени на адаптацию.

Таким образом, отмечают иранские эксперты, большинство представителей политических сил Ирана приняли новую инициативу неоконсерваторов в штыки. Пока не прозвучало официальное мнение Верховного лидера А. Хаменеи по данному вопросу, неизвестно отношение к нему президента М. Ахмадинежада. Однако, по мнению аналитиков, данная инициатива имеет небольшие шансы на успех и оценивается весьма скептически. Даже если законопроект успешно пройдет два чтения в парламенте и будет им одобрен, сложный механизм «сдержек и противовесов» исламской политической системы ИРИ не позволит ему стать полноценным законом. Ведь для этого потребуется сначала ратификация в Наблюдательном совете ИРИ, после чего проект обретает форму закона и может быть исполнен.

Как показывает сложившаяся практика, рассмотрение такого рода законопроектов в Наблюдательном совете (если нет намеренного подталкивания со стороны правящей верхушки) может длиться от года до трех лет. Подконтрольный исламскому духовенству и представленный в основном членами «старой гвардии» консерваторов Наблюдательный совет вряд ли пропустит данный законопроект и скорее всего отклонит его. Тогда, по иранским законам, в игру вступает Совет по целесообразности принимаемых решений (СЦПР), которому по конституции отведена роль арбитра между парламентом и Наблюдательным советом в случае возникновения противоречий. СЦПР возглавляет бывший соперник М. Ахмадинежада по президентским выборам-2005 А.А. Хашеми-Рафсанджани, который, пожалуй, менее всего может быть заинтересован в слиянии президентских и парламентских выборов. Понимая минимальность своих шансов на следующих парламентских выборах (по целому ряду факторов), А.А. Хашеми-Рафсанджани рассчитывает за счет собственного авторитета протолкнуть в состав парламента восьмого созыва своих единомышленников по центристскому блоку. Новый законопроект неоконсерваторов, таким образом, в корне перечеркивает эти пожелания, поскольку в случае объединения выборов на волне популярности нынешнего президента М. Ахмадинежада именно члены его команды попадут в парламент. Таким образом, СЦПР во главе с А.А. Хашеми-Рафсанджани также едва ли одобрит предлагаемый законопроект.

Напрашивается следующий вывод. Иранские неоконсерваторы, представляющие партию «Благоустроителей исламского Ирана» («Абадгяран») во главе с президентом М. Ахмадинежадом, твердо настроены на практическую реализацию одной из основных доктрин, провозглашенных ими после президентских выборов-2005. Речь идет о курсе на «укрепление основ исламского строя» посредством централизации власти и сокращения ее либерально-демократических институтов. Предложенный иранскими депутатами от фракции «Абадгяран» законопроект находится в русле данного курса, поскольку нацелен на «усиление единомыслия» между парламентом и правительством, а, по сути, ведет к формированию однопартийной политической системы. Ясно также, что неоконсерваторы настроены весьма решительно и во имя реализации данной идеи фикс готовы на многое, вплоть до внесения изменений в Основной закон (Конституцию) ИРИ.

В то же самое время практические шансы одобрения законопроекта, с учетом его неприятия многочисленными блоками различной политической окраски — как реформаторов, так и «старой гвардией консерваторов», — оцениваются невысоко. Успех законопроекта может быть гарантирован только при личном вмешательстве института Верховного лидера, который контролирует деятельность всех трех ветвей власти. Однако реальной политической мотивации для такого вмешательства эксперты пока не видят.