- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К визиту премьер-министра Румынии в Израиль

Румыния, наряду со странами, входящими в состав форума «Вышеград» (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), является на сегодняшний день одним из ближайших союзников Израиля в Европе. При этом точнее было бы сказать «в Европейском союзе», поскольку политические отношения еврейского государства с ЕС, несмотря на тесные экономические, научные и культурные связи между ними, совсем не просты. ЕС, в отличие от США, и сейчас проводит проарабскую политику, которая периодически становится отрыто антиизраильской.

Политические разногласия между Израилем и ЕС как единым политическим организмом, а также между Израилем и рядом ведущих государств-членов ЕС (например, Францией, Германией и Испанией) касаются целого ряда принципиальных для еврейского государства проблем:

  1. Отношение к иранской ядерной угрозе, к экспансии Ирана на Ближнем Востоке и к активному использованию им террора. Достаточно упомянуть о том, что ЕС продолжает поддерживать крайне неблагоприятную для еврейского государства «ядерную сделку» с Ираном и после того, как из нее вышли США.
  2. В рамках своей проарабской политики ЕС, в отличие от США, упорно отказывается официально признать Иерусалим (даже Западный Иерусалим, как это недавно сделала Австралия) столицей Государства Израиль.
  3. ЕС упорно продолжает настаивать на полностью утратившей свою актуальность формуле «Два государства для двух народов» в качестве основы урегулирования арабо-израильского конфликта. Под этой формулой европейцы подразумевают создание независимого палестинского арабского государства на всей территории Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) и сектора Газа со столицей в Восточном Иерусалиме, который Израиль, как известно, рассматривает в качестве неотъемлемой части своей столицы.
  4. Исходя из такого видения путей решения арабо-израильского конфликта, ЕС рассматривает еврейские поселения Иудеи и Самарии и еврейские кварталы Восточного Иерусалима в качестве незаконных и «препятствующих достижению мира». Более того, ЕС активно и щедро финансирует незаконное арабское строительство в Иудее и Самарии с целью захвата земель в так называемых зонах С, которые находятся, согласно Норвежским соглашениям середины 1990-х годов, под полным контролем Израиля. При этом преследуется декларируемая цель изменения демографической ситуации в данных районах с тем, чтобы в дальнейшем они были включены в состав арабского, а не еврейского государства.
  5. И, наконец, ЕС регулярно принимает и поддерживает в международных форумах резолюции, осуждающие Израиль за «непропорциональное применение силы» в ответ на арабский террор, например, на ракетные обстрелы суверенной территории Государства Израиль из контролируемого ХАМАСом сектора Газа.

Борьбы с антиизраильской политикой ЕС является в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности израильской дипломатии, руководимой премьер-министром Биньямином Нетаньяху, который занимает одновременно и пост министра иностранных дел. Активно развивая отношения с государствами-членами форума «Вышеград» и с Румынией, правительства которых не согласны по целому ряду политических вопросов с более влиятельными государствами-членами ЕС, Биньямин Нетаньяху пытается создать своего рода «рычаг», который позволил бы Израилю влиять в желательном для себя направлении на ближневосточную политику ЕС.

Именно в таком контексте стоит рассматривать официальный визит премьер-министра Румынии Виорики Дэмчилэ в Израиль. В пятницу она встретилась в Иерусалиме со своим израильским коллегой Биньямином Нетаньяху. В начале этой встречи премьер-министр Израиля, обращаясь к своей высокопоставленной гостье, фактически сделал заявление для прессы: «Это великолепная возможность увидеть вас снова. Отношения между Израилем и Румынией великолепны, и они укрепятся еще больше, благодаря вашему визиту. Я надеюсь, что вы будете действовать для того, чтобы останавливать направленные против Израиля дурные решения Европейского союза. Я, конечно, надеюсь, что вы будете действовать и для того, чтобы в Иерусалим было переведено ваше посольство и другие посольства. Мы ждем вас в Иерусалиме».

Следует отметить, что румынский парламент уже принял принципиальное решение о переводе посольства своей страны в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, однако практическая реализация этого шага наталкивается на сопротивление президента страны Клауса Вернера Йоханниса и ряда других влиятельных политических деятелей, опасающихся ухудшения отношений между Румынией и ЕС.

Как позднее было сообщено в израильских СМИ, в закрытой части своей встречи премьер-министр Биньямин Нетаньяху и премьер-министр Виорика Дэмчилэ обсуждали «пути углубления сотрудничества между двумя государствами в различных сферах». Обсуждалась также иранская агрессия и попытки Ирана сделать свое военное присутствие в Сирии постоянным. При этом Биньямин Нетаньяху особо подчеркнул, что борясь с исламским террором, Израиль защищает не только себя, но и Европу.

Говоря об интересе Румынии в развитии отношений с Израилем, следует отметить, что в Румынии действует большое количество израильских коммерческих компаний (по данным 2010 года, их число превышало 5800). В 2007 году между двумя государствами было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере экономики. Что касается объема двусторонней торговли, то в денежном выражении он ежегодно превышает в последние годы 3 миллиарда долларов США.

В заключение следует сказать и о том, что в прошлом в Румынии проживала очень крупная еврейская община. Накануне Второй мировой войны ее численность составляла 850 тысяч человек (4,5% населения страны). Около половины из них погибли во время Холокоста. Подавляющее большинство из переживших Холокост 425 тысяч румынских евреев и родившихся после войны потомков репатриировалось в Израиль. Они составляют заметную группу в населении Израиля. Множество израильтян владеет румынским языком, что упрощает деловые контакты с Румынией. По данным переписи населения 2002 года, в Румынии оставалось только 6179 евреев.