Румыния, наряду со странами, входящими в состав форума «Вышеград» (Польша, Чехия, Словакия и Венгрия), является на сегодняшний день одним из ближайших союзников Израиля в Европе. При этом точнее было бы сказать «в Европейском союзе», поскольку политические отношения еврейского государства с ЕС, несмотря на тесные экономические, научные и культурные связи между ними, совсем не просты. ЕС, в отличие от США, и сейчас проводит проарабскую политику, которая периодически становится отрыто антиизраильской.
Политические разногласия между Израилем и ЕС как единым политическим организмом, а также между Израилем и рядом ведущих государств-членов ЕС (например, Францией, Германией и Испанией) касаются целого ряда принципиальных для еврейского государства проблем:
- Отношение к иранской ядерной угрозе, к экспансии Ирана на Ближнем Востоке и к активному использованию им террора. Достаточно упомянуть о том, что ЕС продолжает поддерживать крайне неблагоприятную для еврейского государства «ядерную сделку» с Ираном и после того, как из нее вышли США.
- В рамках своей проарабской политики ЕС, в отличие от США, упорно отказывается официально признать Иерусалим (даже Западный Иерусалим, как это недавно сделала Австралия) столицей Государства Израиль.
- ЕС упорно продолжает настаивать на полностью утратившей свою актуальность формуле «Два государства для двух народов» в качестве основы урегулирования арабо-израильского конфликта. Под этой формулой европейцы подразумевают создание независимого палестинского арабского государства на всей территории Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) и сектора Газа со столицей в Восточном Иерусалиме, который Израиль, как известно, рассматривает в качестве неотъемлемой части своей столицы.
- Исходя из такого видения путей решения арабо-израильского конфликта, ЕС рассматривает еврейские поселения Иудеи и Самарии и еврейские кварталы Восточного Иерусалима в качестве незаконных и «препятствующих достижению мира». Более того, ЕС активно и щедро финансирует незаконное арабское строительство в Иудее и Самарии с целью захвата земель в так называемых зонах С, которые находятся, согласно Норвежским соглашениям середины 1990-х годов, под полным контролем Израиля. При этом преследуется декларируемая цель изменения демографической ситуации в данных районах с тем, чтобы в дальнейшем они были включены в состав арабского, а не еврейского государства.
- И, наконец, ЕС регулярно принимает и поддерживает в международных форумах резолюции, осуждающие Израиль за «непропорциональное применение силы» в ответ на арабский террор, например, на ракетные обстрелы суверенной территории Государства Израиль из контролируемого ХАМАСом сектора Газа.
Борьбы с антиизраильской политикой ЕС является в последние годы одним из приоритетных направлений деятельности израильской дипломатии, руководимой премьер-министром Биньямином Нетаньяху, который занимает одновременно и пост министра иностранных дел. Активно развивая отношения с государствами-членами форума «Вышеград» и с Румынией, правительства которых не согласны по целому ряду политических вопросов с более влиятельными государствами-членами ЕС, Биньямин Нетаньяху пытается создать своего рода «рычаг», который позволил бы Израилю влиять в желательном для себя направлении на ближневосточную политику ЕС.
Именно в таком контексте стоит рассматривать официальный визит премьер-министра Румынии Виорики Дэмчилэ в Израиль. В пятницу она встретилась в Иерусалиме со своим израильским коллегой Биньямином Нетаньяху. В начале этой встречи премьер-министр Израиля, обращаясь к своей высокопоставленной гостье, фактически сделал заявление для прессы: «Это великолепная возможность увидеть вас снова. Отношения между Израилем и Румынией великолепны, и они укрепятся еще больше, благодаря вашему визиту. Я надеюсь, что вы будете действовать для того, чтобы останавливать направленные против Израиля дурные решения Европейского союза. Я, конечно, надеюсь, что вы будете действовать и для того, чтобы в Иерусалим было переведено ваше посольство и другие посольства. Мы ждем вас в Иерусалиме».
Следует отметить, что румынский парламент уже принял принципиальное решение о переводе посольства своей страны в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, однако практическая реализация этого шага наталкивается на сопротивление президента страны Клауса Вернера Йоханниса и ряда других влиятельных политических деятелей, опасающихся ухудшения отношений между Румынией и ЕС.
Как позднее было сообщено в израильских СМИ, в закрытой части своей встречи премьер-министр Биньямин Нетаньяху и премьер-министр Виорика Дэмчилэ обсуждали «пути углубления сотрудничества между двумя государствами в различных сферах». Обсуждалась также иранская агрессия и попытки Ирана сделать свое военное присутствие в Сирии постоянным. При этом Биньямин Нетаньяху особо подчеркнул, что борясь с исламским террором, Израиль защищает не только себя, но и Европу.
Говоря об интересе Румынии в развитии отношений с Израилем, следует отметить, что в Румынии действует большое количество израильских коммерческих компаний (по данным 2010 года, их число превышало 5800). В 2007 году между двумя государствами было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере экономики. Что касается объема двусторонней торговли, то в денежном выражении он ежегодно превышает в последние годы 3 миллиарда долларов США.
В заключение следует сказать и о том, что в прошлом в Румынии проживала очень крупная еврейская община. Накануне Второй мировой войны ее численность составляла 850 тысяч человек (4,5% населения страны). Около половины из них погибли во время Холокоста. Подавляющее большинство из переживших Холокост 425 тысяч румынских евреев и родившихся после войны потомков репатриировалось в Израиль. Они составляют заметную группу в населении Израиля. Множество израильтян владеет румынским языком, что упрощает деловые контакты с Румынией. По данным переписи населения 2002 года, в Румынии оставалось только 6179 евреев.