- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

В Алжире дан официальный старт президентским выборам

18 января 2019 г. лидер АНДР Абдельазиз Бутефлика дал официальную «отмашку» на проведение президентских выборов, которые должны состояться 18 апреля текущего года. В этот день он объявил своим указом в соответствии со статьей 136 Конституции закона «Об избирательной системе» о созыве с этой целью избирательного корпуса, означающего запуск гонки за пост главы государства.

Одновременно тем же указом предусматривается пересмотр избирательных списков алжирских граждан на предмет включения в него совершеннолетних алжирцев и вычеркивания умерших, который должен быть произведен в период с 23 января по 06 февраля 2019 г.

Таким образом, идея переноса избрания президента АНДР, которую в декабре активно вбрасывали представители правящей элиты Алжира, кажется, похоронена.

Между тем, это отнюдь не устраняет проблемы. Заметим, что эта обычная процедура стала, из-за многочисленных политических спекуляций, неопределенности и слухов, циркулировавших в последнее время в течение долгих недель, важным показателем реальных намерений держателей власти.

Помимо вопроса о созыве избирательного корпуса и своевременного проведения президентских выборов, алжирское общество крайне интересуют дальнейшие намерения нынешнего главы государства.

Несмотря на то, что источники в его окружении намекают, что ему придется это сделать, хотя сам Бутефлика, страдающий от болезней и в том числе от последствий инсульта 2013 г., явно не горит идти на занимаемый им пост в пятый раз, да еще в условиях заметного осложнения для Алжира экономических проблем, вызванных сохранением на протяжении последних пяти лет низких цен на нефть и газ.

Однако с учетом его болезненного состояния практически все небезразличные к судьбам своей страны алжирцы задаются резонными вопросами: выдвинет ли он реально свою кандидатуру на пятый срок или откажется это сделать ввиду явно ухудшения состояния здоровья, продемонстрированного в ходе последних публичных его выступлений? И если откажется, кто его заменит и станет компромиссной фигурой во власти для представителей алжирских правящих кланов, жестко борющихся за уменьшившийся поток ресурсов?

Ответы на эти вопросы слишком задерживаются, и чем больше их нет, тем более нервируется алжирское общество.

И соответственно, до сих пор неясно, кто же станет претендентами на пост главы государства в ходе этой избирательной кампании, учитывая тот факт, что до проведения самого голосования остается всего три месяца, а ничего для этого не готово.

И пока политическое будущее Алжира окутано густым туманом неопределенности в том числе ввиду все менее дееспособного состояния нынешнего президента страны, который на прошлой неделе должен был утвердить новый состав верхней палаты алжирского парламента, за попадание куда довольно активно боролись представители кланов, но так этого и не сделал.

Также показательно, что долгожданный указ А.Бутефлики о выборах главы государства последовал всего за семь дней до истечения срока, позволяющего провести их строго в установленное время, то есть в апреле текущего года.

И это дополнительно подчеркивает неуверенность высшей алжирской власти, создающую большие неудобства для вероятных участников предвыборной гонки, у которых по закону (статья 140 Конституции закона о выборах) остаются лишь 45 дней, чтобы заявить о своих претензиях, а также согласно статье 139 того же закона пройти разнообразные бюрократические фильтры, в том числе собрать и сдать необходимое количество подписей, чтобы быть зарегистрированными в качестве кандидатов.

Следует особо заметить, что Основной алжирский закон автоматически отсекает от участия в выборах алжирских эмигрантов, наиболее авторитетных представителей творческой интеллигенции и бизнеса.

Соответствующие изменения были внесены в Конституцию АНДР в 2016 году после того, как на президентские выборы 2014 г. пошли несогласованные кандидаты – Рашид Некказа и Али Бенуари, проживавшие за границей.

Чтобы исключить участие в  выборах несогласованных и связанных прежде всего с Западом и государствами Залива кандидатов на столь важный пост, регистрационный фильтр был максимально сужен. Согласно последовавшим изменениям Конституции, выдвигаться на него могут лишь алжирцы, прожившие не менее 10 последних лет в Алжире.

И, наконец, еще одним заведомо непроходным для настоящей, а не «кукольной» оппозиции, чьи ставленники являются регулярными спойлерами алжирских президентских выборов, служит «медицинский» фильтр.

Так, помимо исключительного проживания в Алжире, кандидаты на президентский пост должны предоставить медицинскую справку, подтверждающую их дееспособность для исполнения обязанностей президента АНДР.

Разумеется, что в случае своего выдвижения Бутефлика должен пройти его без проблем, несмотря на то, что его проблемы со здоровьем видны невооруженным глазом. Однако для здоровых физически и умственно алжирцев, чьи кандидатуры будут не согласованы с властью, этот медицинский фильтр служит непреодолимым препятствием.

Однако интрига состоит в том, сможет ли А.Бутефлика дотянуть до проведения выборов и если да, то выдержит ли он элементарно церемонию приведения к присяге, чтобы не дать повода усомниться в своих способностях реально руководить страной отведенный ему пятилетний срок.

Соответственно, это вызывает усиление популярности в обществе настроений против 5-го мандата Бутефлики. Представители «советского» поколения технической, творческой и военной интеллигенции Алжира в один голос сравнивают положение своей страны с положением СССР при позднем Л.И.Брежневе и призывают не допустить того, чтобы страна скатилась и в местное подобие «горбачевщины».

Рецептом этого, служит, по их мнению, необходимость правящей элите страны умерить свои аппетиты и договориться о выдвижении более дееспособного кандидата из среды высшего чиновничества, способного не допустить скатывания Алжира к алжирскому же 1991 году.