- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты об иностранном влиянии на политический дискурс в стране как о новом стратегическом вызове

Надав Аргаман, руководитель Службы общей безопасности Израиля (ШАБАК) в начале этого года во время заседания Ассоциации друзей Тель-Авивского университета заявил, что «Государство Израиль и разведывательное сообщество располагают инструментами и возможностями для обнаружения, мониторинга и пресечения попыток иностранного влияния». На уровне слухов, речь идет о России. Таким образом, израильское силовое ведомство «способно обеспечить проведение в стране демократических и свободных выборов в Израиле», назначенных на 9 апреля 2019 года.

Напомним, что глава ШАБАКа заявил, что «на предстоящих выборах произойдет вмешательство иностранного государства,  и <…>  я знаю, о чем говорю». По его словам, зарубежная страна попытается сделать это посредством хакеров.

Как сообщает газета Israel Hayom, недавно было проведено испытание компьютерных систем Центральной избирательной комиссии в рамках подготовки к предстоящим выборам и «из-за боязни попыток враждебных элементов сорвать израильскую избирательную кампанию». Согласно отчету, национальная кибернетическая сеть опубликовала руководство по безопасному поведению в киберпространстве. В буклете высказывается предположение, что существует опасение попыток внешнего вмешательства, которые могут навредить самому процессу выборов или собирать и распространять информацию различными способами. В буклете опубликован ряд наставлений с описанием различных угроз и методов борьбы с ними[i] [1].

Предупреждение Н.Аргамана вызвало много споров в Израиле. Премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что Израиль готов воспрепятствовать любому кибернетическому вмешательству в выборы. «Ни одно государство не готово к этому лучше, чем мы», – сказал Б.Нетаньяху[ii] [2].

Как пишет Итай Брун (исполнительный директор Института национальной безопасности Тель-Авивского университета, INSS) и Давид Симан-Тов (специалист в сфере разведки и киберпространства, более двадцати лет прослуживший в разведывательном отделе и в отделе стратегического планирования ЦАХАЛа), хотя технологическая инфраструктура, используемая для избирательного процесса, может быть оснащена определенными инструментами киберзащиты, операции, направленные на изменение характера политических дебатов в стране во время выборов, представляет собой совершенно другую проблему. «Опыт избирательных процессов на Западе в последние годы показывает, что демократическим странам трудно противостоять операциям по оказанию влияния»[iii] [3].

В прошлом году ЦИК Израиля вошла в список учреждений и организаций, которые получают руководящие указания от Национального центра реагирования на киберугрозы. Однако эти руководящие принципы касаются в первую очередь защиты от угроз технологической инфраструктуры избирательного процесса (списки избирателей, оповещения избирателей, а также регистрация, отчетность и публикация результатов). Однако скрытые вмешательства, нацеленные на внедрение идей и сообщений в политические дискуссии с помощью различных инструментов и, таким образом, направляющие в определенное русло обсуждения в предвыборный период, представляют собой другую угрозу. Эта форма влияния может нарушить демократический процесс, даже если технологическая инфраструктура избирательного процесса работает исправно.

Выборы предоставляют хорошую возможность для проведения операций по усилению влияния. «В этот период политическая поляризация и другие разногласия достигают кульминации, общественность уделяет особое внимание разворачивающимся событиям, и спрос на новости может привести к тому, что СМИ и частные лица будут распространять информацию, которая не прошла проверку». По мнению израильских экспертов, вмешательство в политические вопросы может привести к двум типам влияния:

  1. На сами результаты выборов конкретного кандидата на «праймериз» партий, или партии (или предпочтительного политического блока) на выборах в Кнессет.
  2. Использование выборов в качестве ключевого события для углубления поляризации в израильском обществе и подрыва веры граждан в демократический процесс и его основополагающие идеи (включая достоверность результатов выборов).

По словам израильских экспертов, вмешательство России в президентские выборы в США 2016 года является примером операции по оказанию стратегического влияния на темы политического дискурса. Цель российского вмешательства не ограничивалась избранием Дональда Трампа на пост президента США: задача заключалась в использовании раскола в американском обществе и усилении поляризации, чтобы заставить американскую общественность утратить веру в демократию и в избирательный процесс. Россия не обязательно собиралась заставить американцев поверить в распространяемые ею сообщения, а скорее вызвать сомнение, подорвать веру в факты и вызвать отвращение к политической системе до такой степени, чтобы люди не желали голосовать.

Речь шла не только о ложных новостях (fake news), но и о всеобъемлющей кампании, которая включала в себя кражу, редактирование и публикацию компрометирующих данных в СМИ, что также распространялось огромной армией виртуальных «ботов» и «троллей».

И.Брун и Д.Симан-Тов признают, что по факту степень влияния российской кампании на результаты выборов в США неизвестна, впрочем, они сомневаются, что о реальном  положении дел когда-либо станет известно. В любом случае, эта кампания выявила организационные недостатки в американском киберпространстве, несмотря на крупные инвестиции на протяжении многих лет. «Россия не атаковала секретное ядро ​​американской системы или ее критические инфраструктуры (которые надежно защищены); вместо этого Россия умудрилась повлиять на представления и поведение миллионов избирателей. В этом смысле то, что произошло на выборах в США в 2016 году, было «кибер Перл-Харбором» – неожиданным стратегическим сюрпризом в информационную эпоху». Американское разведывательное сообщество выявило российские операции и смогло описать большинство тактических приемов, но сегодня ясно, что оно не правильно поняло их суть, цели или последствия.

Более того, похоже, что в Соединенных Штатах не было подразделения, которое несло бы ответственность за противодействие российской кампании или было бы институционально, юридически, концептуально и технологически способно осуществить необходимые превентивные меры. Таким образом, главная трудность при противодействии операциям, которые призваны повлиять на политические дискуссии в стране, заключается в отсутствии целостного видения, которое позволяет выявить как вмешательства извне, так и их фактическое влияние на политический дискурс. Также необходимо понимание используемых технических средств и содержания.

После президентских выборов в США, израильские эксперты наблюдали попытки оказания влияния на избирательные кампании в Европе, в том числе в Германии, Англии, Франции и на Украине. Россия, по их мнению, – не единственная страна, вмешивающаяся в избирательные процессы по всему миру. «Различные акторы на Ближнем Востоке также разработали доктрины по проведению мероприятий по оказанию воздействия на политический дискурс. Эти операции ранее проводились различными способами, а в последние годы – в основном в цифровом пространстве, с упором на социальные сети. Так, например, израильские эксперты пишут о том, что в последние месяцы была выявлена широко распространенная иранская операция по оказанию влияния, нацеленная, прежде всего, на обострение внутренних разногласий между различными американскими социальными группами. В Соединенных Штатах распространялся чувствительный, социально нагруженный контент, предназначенный для провоцирования общественности, радикализации позиций и разжигания острых дискуссий в обществе. С целью проведения этой кампании, Иран за несколько лет сформировал широкую синхронизированную сеть на первый взгляд заслуживающих доверие, но фальшивых новостных сайтов и фальшивых социальных сетей, создал вокруг них онлайн-дискуссии и оплачивал их публикацию. Аналогичная попытка, хотя и в более ограниченном масштабе, была зафиксирована в Израиле в 2018 году. «Эта кампания была направлена ​​на то, чтобы заставить израильскую общественность пересмотреть политику Израиля и процесс принятия решений по вопросам безопасности».

Уроки выборных кампаний последних лет показывают, что по разным причинам демократическим государствам сложно противостоять операциям по оказанию влияния. Стремление «очистить» дискурс от незаконного контента приводит к давлению на основополагающие принципы демократической системы, прежде всего на защиту права на свободное выражение мнений. «Определение границ легитимности – что приемлемо, а что нет в кампаниях по оказанию влияния – также проблематично».

Дополнительной трудностью при столкновении с враждебным влиянием на политический дискурс является множество элементов, которые могут быть вовлечены в такие кампании по оказанию влияния как внутри страны, так и за рубежом (что затрудняет различие между попытками внешнего и внутреннего влияния): государства и организации, запускающие операции по оказанию влияния с целью ослабления государства и усиления поляризации в обществе; внутриполитические элементы, которые распространяют дезинформацию (и могут неосознанно повторять сообщения, распространяемые иностранными агентами влияния); аполитичные организации, которые распространяют ложные, ошибочные или искаженные новости для различных повесток дня; и коммерческие элементы, которые извлекают выгоду из большой популярности ложной информации. Очень трудно различить элементы и операции, которые работают в одном и том же пространстве и используют одни и те же платформы.

Враждебные вмешательства в политические дискуссии представляют собой новый тип стратегической угрозы для демократий, в том числе для Израиля. По мнению экспертов INSS, политические разногласия и социальная поляризация превращают Израиль в благоприятную среду для проведения операций по оказанию влияния, и предупреждение Н.Аргамана, главы ШАБАКа, о том, что иностранное государство может потенциально вмешаться в предстоящие выборы в Кнессет, не вызывает у них удивления. «Борьба с этой угрозой – сложная, многогранная задача, над которой необходимо систематически работать как в обычное время, так и во время самих выборов».

В преддверии апрельских выборов 2019 года эксперты INSS предлагают немедленно принять следующие меры:

  1. Создать интегрированную межорганизационную рабочую группу (включая элементы гражданского общества) для координации и руководства подготовкой и всеми мерами различных органов по предотвращению иностранного влияния на политический дискурс. Эта команда также будет отвечать за предупреждение общественности.
  2. Провести имитационное моделирование со всеми соответствующими элементами, что позволит выявить пробелы в текущей готовности и понять угрозы, изучить возможные способы воздействия, обозначить соответствующие обязанности и относительные преимущества различных элементов, а также поддержать разработку контрмер.
  3. Достигнуть соглашения между политическими партиями о том, что защита демократического процесса является общим интересом. Следовательно, должны быть предприняты шаги для четкой маркировки политической рекламы, воздержания от использования фальшивых аккаунтов и ложной информации, а также повышения информационной безопасности (опыт показывает, что партии, политики и избирательные комиссии являются основной целью атак).
  4. Поощрять крупные платформы (социальные сети и Google) продолжать работу по выявлению враждебных операций по оказанию влияния.
  5. Поощрять социальные сети брать на себя ответственность за тщательное расследование распространяемой ими информации (используя всесторонние методы проверки фактов и деликатное выявление возможности враждебного влияния).
  6. Объяснять общественности суть явления и способы противостояния.

По мнению израильских экспертов, чтобы подготовиться к противодействию иностранному вмешательству в предстоящие в Израиле досрочные выборы, необходимо сформировать интегрированную целевую группу, объединяющую усилия правительства, гражданского общества, политических партий, средств массовой информации и значимых политических платформ. Другими словами, помимо того, что, звучит призыв к общественности мобилизоваться перед лицом хоть и не называемого, но вполне определенного врага, вполне подготовлена почва для того, чтобы в случае необходимости поставить итоги выборов под сомнение.

[i] [4] ШАБАК: «Мы можем предотвратить влияние иностранцев на выборы в Израиле» // Israel Hayom. 09.01.2019. URL: https://www.israelhayom.co.il/article/622849 [5] (на иврите)

[ii] [6] Нетаньяху: Израиль готов помешать любому кибернетическому вмешательству в выборы // Кан. 09.01.2019. URL: https://www.kan.org.il/item/?itemid=45465 [7] (на иврите)

[iii] [8] Иностранное влияние на политический дискурс: новый стратегический вызов  // INSS. 16.01.2019. URL: https://www.inss.org.il/publication/foreign-influence-political-discourse-new-strategic-challenge/?offset=0&posts=2113 [9] (на англ. яз.)