- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О новых тенденциях гуманитарной работы в Сирии в 2019 году

По мнению многих международных экспертов, в 2019 году гуманитарный кризис в Сирии преодолен не будет, и несмотря на постепенную трансформацию общественно-политической жизни в сторону нормализации, главные структурные проблемы сохранятся.

Действительно, в общественной и социальной жизни сирийского населения и в его массовом сознании, особенно на примере Дамаска, происходят глубинные изменения и синдром военного конфликта медленно, но неумолимо отходит на второй план, уступая место активным инициативам по восстановлению мирной жизни и реконструкции экономики.

Однако эксперты ООН сходятся в одном: говорить о завершении гуманитарного кризиса в стране пока преждевременно. С 2011 г. Сирия (наряду с Йеменом) является главной площадкой для работы международных гуманитарных организаций, и нет причин сомневаться в том, что данная тенденция сохранится и в нынешнем году.

В то же самое время, можно предположить, что контуры и модальности гуманитарной работы ООН в Сирии на протяжении 2019 года будут меняться. Если до сегодняшнего дня основной фокус гуманитарных усилий приходился на проекты по спасению людей, то есть по сути обеспечение их выживаемости, то в нынешнем году нужно будет уделять первостепенное внимание проектам по созданию источников доходов и возобновлению производственных мощностей и средств к существованию. Также прогнозируется переход от простой и повсеместной раздачи продовольствия и других видов гуманитарного содействия к более адресным и целевым проектам денежных трансферов и ваучеров в целях стимулирования местной торговли и рынков.

Одной из главных структурных проблем в текущем году останется проблема гуманитарных потребностей и доступа населения к помощи. Несмотря на освобождение и деблокирование значительных территорий от террористов, по-прежнему ряд крупных районов на северо-востоке и северо-западе, а также на юге Сирии контролируются повстанческими вооруженными группами международного формата или местного значения. В этих районах проблема обеспечения гуманитарного доступа является значительной и потребует от Дамаска и международных организаций проведения непростых переговоров с различными силами. Таким образом, гарантировать в текущем году беспрепятственный и свободный гуманитарный доступ ко всем группам населения на территории страны не представляется реалистичным. В этом контексте, ключевая посредническая роль для ведения переговоров относительно гуманитарного доступа – как и прежде – будет отведена Международному комитету Красного креста, который в качестве нейтральной и неполитической организации до настоящего момента успешно с этой функцией справлялся.

Другим важным фактором гуманитарной работы в Сирии в 2019 году станет то обстоятельство, что по сути доминирующая часть реципиентов помощи оказывается в зонах, контролируемых правительством Сирии. Это, разумеется, накладывает на Дамаск максимальную ответственность за судьбу наибольшей части населения, нуждающегося в гуманитарном содействии. С другой стороны, данное обстоятельство создает некоторые ограничения и красные линии для работы доноров, учреждений ООН и неправительственных организаций, особенно ангажированных с западными странами, поддерживающими оппозиционные вооруженные группы. При этом, нужно понимать, что с учетом ограниченности финансовых возможностей Дамаска, помощь по линии этих институтов и доноров может оказаться ключевой для решения гуманитарных проблем населения. Самим донорам и ооновским институтам придется инвестировать больше ресурсов и усилий в налаживание координационных механизмов с Дамаском по обеспечению гуманитарного содействия, который постепенно будет закреплять свою центральную и основополагающую роль в этом процессе. Некоторым неправительственным организациям, ранее стремившимся обходить сирийское правительство и использовать каналы поставки помощи через границу из соседних государств (особенно из Турции и Иордании), такая новая реальность может не понравится. Но каких-либо альтернативных опций пока не вырисовывается, а по мере укрепления контроля Дамаска на сирийской государственной границе ключевая роль официального правительства в регулировании и координации гуманитарных поставок будет только возрастать.

Отдельного внимания в 2019 году будет заслуживать ситуация на нестабильном северном фронте в провинции Идлиб, который пока контролируется террористическими группировками. Здесь сегодня сконцентрирована наибольшая часть внутренне перемещенных лиц, нуждающихся в срочном и регулярном гуманитарном содействии. Очевидно, что с учетом политических и геополитических реалий, гуманитарное содействие на этом векторе в 2019 году будет оказываться за счет пограничной гуманитарной операции напрямую с территории Турции, какое бы это не вызывало недовольство со стороны Дамаска. При этом, как прогнозируют международные эксперты, общая ситуация с группой внутренне переселенных лиц в 2019 году может измениться. Согласно предварительным оценкам, из нынешних 6 млн внутренне перемещенных лиц, порядка 800 тысяч человек за последние 12 месяцев уже репатриировали обратно в свои дома на территории, контролируемые сирийским правительством. Ожидается, что данная тенденция с новой силой продолжится и в 2019 году.

В то же время, ожидать какой-либо массовой репатриации внутренне перемещенных лиц, а тем более внешних мигрантов обратно в Сирию в ближайшее время не приходится, полагают эксперты. Существуют объективные факторы, препятствующие этому процессу. В первую очередь – разрушенные до основания городские кварталы Алеппо, Хомса, Ракки, Восточной Гуты по-прежнему остаются непригодными для проживания, там отсутствуют элементарные бытовые условия и социальные службы, а также центральные коммунальные услуги (водоснабжение, электричество и пр). Второе – демографический и этнический фактор, а также изменение системы землевладения – многие сирийцы просто не желают возвращения обратно после 8 лет войны из-за изменившихся условий, предпочитая жить временно у родственников и друзей, либо даже в лагерях. В-третьих, фактор безопасности. Несмотря на окончание активных военных действий на большей части освобожденных территорий, многие сирийцы по-прежнему ощущают себя незащищенными, опасаясь рецидива конфликта, и не спешат возвращаться обратно. Это обстоятельство относится, в частности, к провинции Дейр эз-Зор, где активность остатков террористической сети ИГ (запрещено в России) по-прежнему довольно высока.

В целом, в 2019 году намечаются новые контуры и параметры гуманитарной работы в Сирии, которые потребуют адаптации и новых модальностей. В то же время, ожидать кардинальных перемен в плане преодоления гуманитарного кризиса в Сирии пока не приходится.