- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Неустойчивость развития аграрного сектора Туниса: перспективы на 2019 год

Анализ развития аграрного сектора Туниса за прошедший год приводит к неутешительным результатам, что позволяет говорить о неустойчивой тенденции и отсутствии отчетливых перспектив в начавшемся году. Этот вывод несколько расходится с оптимистичными прогнозами Всемирного банка, эксперты которого в целом предрекают успех в развитии аграрного сектора (и туризма) в Тунисе в 2019 г., который будет подталкивать страну к положительным показателям экономического роста в целом. В среднем экономический рост в Тунисе прогнозируется на отметке 2.5-3% (последняя оценка Всемирного банка – 2.9% в 2019 году). Эта задача может быть решена, полагают во Всемирном банке, во многом благодаря именно потенциалу аграрного сектора, вклад которого оценивается в 14% ВВП. Eще более амбициозным и оптимистичным видится ситуация новому правительству Туниса, избранному в ноябре 2018 г. и уже анонсировавшему экономический рост на уровне 4%. При этом сельскому хозяйству, по заявлению тунисских властей, уготовлена роль экономического локомотива в обеспечении такого роста и  уже обещаны важные и давно назревшие структурные реформы.

Реальная ситуация, складывающаяся на сегодняшний день, несколько расходится с прогнозами.  По данным за 2018 год, производство всех видов злаков было на отметке ниже среднего уровня за последние пять лет и составило 1.4 млн. тонн. Этот показатель на 10% ниже уровня 2017 года. Более того, он серьезно не дотягивает до целевых параметров, обозначенных в национальной стратегии развития аграрного сектора, которые были определены правительством на уровне 2.7 млн тонн ежегодно. Нужно отметить, что правительством в прошлом году, как и ранее, были предприняты адекватные меры и созданы благоприятные условия для наращивания аграрного производства: были просубсидированы семена и удобрения и ирригационные системы для фермеров, обеспечено необходимое техническое содействие и поставлено оборудование. Проблема заключается в нестабильности климатических условий и, в частности, в нарушении режима дождевого сезона, что в конечном счете приводит к таким резким вариациям в производстве продукции. Например, зависимость производства пшеницы от дождевого сезона составляет 85%, и лишь 15% пшеницы в Тунисе производится на землях с искусственным орошением.

При этом, даже в периоды хорошего урожая Тунис серьезно зависит от импорта зерновых, прежде всего пшеницы, в среднем закупая в год порядка 3.5 млн. тонн. В то же время, несмотря на высокую зависимость от импорта продовольствия, правительство Туниса умело справляется с колебаниями цен на мировых продовольственных рынках и другими угрозами, что наглядно подтвердилось в 2018 году.

Внутреннюю стабильность продовольственной системы удается обеспечивать благодаря эффективной системе субсидирования основных видов продовольствия, что позволяет минимизировать риски и удерживать продовольственную инфляцию и ценовые колебания. В частности, начиная с 2012 года цены на такие стратегические виды продовольственной номенклатуры как пшеница и хлеб остаются стабильными и их годовая инфляция не превышает 3%.  В то же время, в октябре 2018 года был впервые зафиксирован существенный скачок в росте общего индекса потребительских цен на продовольствие и напитки на 6% с начала года, что вызвало определенную настороженность на рынках. Насколько эта тенденция будет развиваться в 2019 году, пока сложно прогнозировать, однако, по мнению экспертов, ситуация в целом является управляемой и ожидать масштабных кризисов в продовольственной сфере в нынешнем году не стоит, несмотря на ряд негативных показателей в развитии аграрного сектора по итогам прошлого года.

Что касается перспектив аграрного производства в 2019 году, то многое будет зависеть, как уже отмечалось, от эффективности проведения аграрных реформ и предлагаемых правительством мер по наращиванию производства и сохранению устойчивости схемы сельскохозяйственных субсидий. Под воздействием ряда негативных факторов внешнего характера (в том числе в торговой и финансовой сферах), правительству пришлось пойти в конце 2018 года на непопулярные меры по сокращению ряда социальных льгот, а также уровня заработной платы в госсекторе. В то же время, судя по заявлениям нового правительства Туниса, менять систему субсидирования аграрного сектора в 2019 году пока не планируется. Власти Туниса запланировали в течение текущего года удвоить производство природного газа (с нынешних 35 тысяч до 65 тысяч баррелей), что позволит диверсифицировать и стабилизировать финансовые поступления в бюджет и таким образом исправно выполнять социальные обязательства, включая программы субсидирования аграрного сектора и главное – обеспечение субсидиями стратегических видов продовольственной номенклатуры. Но чтобы это реализовать, правительству также предстоит решить задачу сокращения бюджетного дефицита с 4.9% в 2018 году до как минимум 3.9% в 2019 году. А заодно предпринять дополнительные шаги по сокращению государственного долга (он превышает сегодня 70% от ВВП).

Другим важным индикатором для перспектив развития аграрного производства Туниса является инвестиционная стратегия властей. Многое будет зависеть от того, удастся ли создать здоровый финансовый климат для инвестиций, в том числе в контексте обозначенных выше мер по стабилизации бюджета. Но главное – смогут ли власти обеспечить приток в значительных объемах инвестиций от международных и региональных финансовых институтов и от частного сектора на цели развития аграрного сектора. В частности, по итогам 2018 года наблюдался рост частных инвестиций в аграрный сектор на 15.4% по сравнению с предыдущим годом. При этом в основном приток инвестиций наблюдался в сектор аквакультуры (прирост 90%) и сектор оказанию услуг (прирост 36%) и сектор первичной обработки продукции (прирост 62%). При этом, инвестиции в рыбную промышленность сократилось на 37%.