- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О кризисе в ирано-польских отношениях

Последние недели ознаменованы острым кризисом в  отношениях между Ираном и Польшей. Он  был вызван согласием Польши провести в своей столице – Варшаве – ближневосточную конференцию на высшем уровне, посвященную проблеме влияния Ирана в регионе, под названием «Мир и безопасность в регионе Ближнего Востока». О планах организации такой конференции объявил в начале января Госсекретарь США  Майкл Помпео во время своего очередного ближневосточного турне. На этот саммит были приглашены лидеры или министры иностранных дел десятков государств —  Саудовской Аравии, Египта, Иордании, Марокко, ОАЭ, Бахрейна и других мусульманских стран, государств Азии, Африки, Северной и Южной Америки и Европы. Приглашение направлено и в Израиль. Разумеется, немедленно выразил свое возмущение официальный Тегеран. Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад-Джавад Зариф назвал конференцию «позорным антииранским цирком», который является для Польши несмываемым пятном. На официальном сайте польского МИДа опубликовано в этой связи разъяснение, в котором говорится, что Польша – независимое суверенное государство, которое имеет право проводить на своей территории любое политическое мероприятие. Временному поверенному в делах Польши в ИРИ Войцеху Унолту вручили ноту протеста в связи с проведением саммита. В ноте говорится, что предстоящая конференция — это враждебный шаг со стороны США против Исламской Республики Иран, и ожидается, что Польша воздержится от сотрудничества с США по проведению этой конференции. Ее уже назвали антииранской, а в Иране началась кампания «мщения». Министерство культуры отреагировало отменой запланированной  на февраль Недели польского кино. Ретроспектива польских фильмов должна была пройти в кинотеатрах крупнейших иранских городов Тегерана, Шираза, Мешхеда, Исфахана. Временно прекращена выдача виз на посещение Ирана гражданами Польши.  Кстати, пресс-секретарь иранского МИДа Бахрам Касеми отказался подтвердить или опровергнуть достоверность такой информации, которую распространило частное польское информационное агентство. В Тегеране циркулируют слухи о возможной силовой провокации в районе польского посольства. Там замечены курсирующие группами мотоциклисты–басиджи (участники военизированных соединений, находящихся под эгидой КСИР – В.М.).  Как пишет по этому поводу издающаяся на фарси в Лондоне газета «Кейхан», в Иране стало уже традицией  организовывать подобного рода провокации в случает обострения отношений Ирана с какой либо страной.

Как сообщило иранское информационное агентство ИСНА, 21 января в Тегеран прибыла группа сотрудников МИДа Польской Республики во главе с заместителем главы ведомства Мацеем Лангом.  На встрече с заместителем иранского министра иностранных дел ИРИ Аббасом Эракчи обсуждались все перипетии будущей конференции, до начала которой осталось уже меньше трех недель.  В Иране уже не раз называли проведение такой конференции недружественным шагом против Исламской Республики, обещая всеми возможными путями бороться против ее созыва. На встрече в МИД ИРИ польская делегация заявила, что их страна стремится преодолеть кризис двусторонних отношений, надеясь придти к взаимопониманию. В официальном сообщении по этому поводу сказано, что переговоры прошли в конструктивной атмосфере. На них обсуждались двусторонние отношения. Иранским участникам переговоров было разъяснено, что варшавская конференция не направлена против какой-либо страны. Однако, как пишут иранские СМИ,  в частности – интернет-портал Iranpressnews, и.о. постпреда США в ООН Джонатан Кохен, выступая 24 января на заседании Совета Безопасности,  назвал конференцию в Варшаве акцией против подрывной деятельности иранского режима на Ближнем Востоке. Цель конференции, продолжил американский дипломат, состоит в создании некой новой структуры безопасности в регионе. То есть, речь идет о поддержке идеи более стабильного Ближнего Востока. В этой связи телеканал «Аль-Миядин» написал, что планируемая в Варшаве конференция явится частью американского плана изменения карты региона Ближнего Востока. «По сути, это продолжение открытой конфронтации с иранским режимом».

Интересно отметить, что в попытках добиться отмены конференции в Варшаве, в Иране используют и фактор «особых отношений» между двумя странами. Иранские СМИ пишут в эти дни, что в Польше должны помнить о том, какую помощь оказал  Иран ее гражданам в годы войны 1939-1945 гг. В этой связи в СМИ упоминают  о польском кладбище в Тегеране. Там похоронены почти две тысячи польских граждан. Большинство из них составили  поляки, возвращавшиеся в годы Второй Мировой войны в Европу через Иран после освобождения из лагерей ГУЛАГа в Сибири и Казахстане. На кладбище установлен обелиск, где выбиты имена всех похороненных здесь с 1942 по 1944 год. Все эти годы кладбище тщательно сохраняется. Еще один фактор – история, связанная с «тегеранскими детьми». В годы Второй мировой войны в Тегеране оказалась большая группа польских евреев, ехавших через Иран в Британскую подмандатную Палестину (Эрец-Исраэль). Речь идет о еврейских детях из Польши, оказавшиеся на территории Советского Союза в 1939 году и прибывших в Эрец-Исраэль через Тегеран в феврале и в августе 1943 г.  В 1942 г. правительство Польши в изгнании и руководство СССР пришли к соглашению о выезде из Советского Союза более 24 тыс. польских беженцев, которые должны были войти в состав польской армии генерала В.Андерса. Вместе с солдатами эмигрировало около 11 тысяч гражданских лиц, в том числе — 3000 детей. Среди эмигрантов была и тысяча еврейских детей, в основном — сирот, и 800 взрослых евреев. Все они следовали на поездах из Самарканда в Красноводск, и оттуда вся группа через Каспийское море добиралась до Тегерана. Не всем детям удалось доехать до Тегерана, некоторые умерли от болезней. После прибытия детей в Иран взрослые еврейские беженцы с помощью членов иранской еврейской общины организовали еврейский детский дом, разместившийся в палаточном лагере. Иранские власти оказывали его обитателям всяческое содействие. В январе 1943 г. Еврейское Агентство Сохнут зафрахтовало корабль и получило разрешение от британских властей на иммиграцию детей в Эрец-Исраэль. Иранские власти оказывали им всяческое содействие.  Дети перебрались вначале в Ахваз, а затем в южноиранский порт Бендер-Шахпур. Оттуда на корабле их переправили в Карачи (тогда — Индия). После нескольких месяцев скитаний, 18 февраля 1943 г. дети прибыли на поезде в Эрец-Исраэль. Вторая группа — около 110 детей прибыла туда 4 августа 1943 г. Из среды «тегеранских детей»  вышли впоследствии  известные израильские политики и ученые. Назовем лишь одного – первого посла Израиля в СССР и России после Шестидневной войны и восстановления отношений в 1991 г. – Арье Левина, который, пробыв несколько лет в Тегеране, прекрасно говорил на фарси и много лет занимался аналитической работой на иранском направлении в МИДе Израиля.