- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К визиту эмира Катара шейха Тамима бен Хамада Аль Тани в Южную Корею

С 27 января с. г.  эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани находился с двухдневным визитом в Южной Корее в рамках своего тура по странам Азии (который включает в себя также посещение Японии и Китая – авт.)[i] [1]. Это его четвертый визит в эту азиатскую страну. Эмир Тамим провел переговоры с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином, в ходе которых главы государств обсудили пути развития двусторонних отношений и вопросы, связанные с региональной стабильностью. Президент Южной Кореи высоко оценил развитие дружественных отношений и сотрудничества между странами в  различных областях, отметив, что дружба с Катаром является важной для его страны и что хотел бы укрепить всеобъемлющее партнерство между двумя странами. Мун Чжэ Ин добавил также, что корейско-катарское сотрудничество в области энергетики и экономики имеет большой потенциал и стоит отрыть ему более широкие горизонты.

Напомним, что Южная Корея считается одной из основных высокоразвитых экономических стран в Азии и является вторым по величине  потребителем СПГ Катара. Южно-корейский посол в Катаре Ким Чанг Мо сообщил катарской газете Gulf Times, что «общий объем торговли между странами составил 11,7 млрд долларов, зарегистрировав 12% рост в 2017 году, что же касается  2018 года, то официальных данных пока нет, однако известно, что объем торговли между Сеулом и Дохой в первой половине 2018 года превысил уровень предыдущего года»[ii] [2]. Ким Чанг Мо заметил, что «основными статьями экспорта Южной Кореи в Катар являются трансформаторы для электроэнергетики, строительная техника и автотранспорт, в то время как основными позициями экспорта Катара в Республику Южная Корея являются природный газ, нефть и нафта». Южнокорейская компания Kogas имеет торговое соглашение с катарской компанией Ras Gas, которое предусматривает экспорт 9 млн тонн СПГ в год до 2024-2026 годов[iii] [3]. К тому же, Доху устраивает нейтральная позиция Сеула по отношению к катарскому кризису: президент Мун Чжэ Ин уверен, что решить проблему можно лишь путем диалога, а эскалация конфликта совершенно не нужна.

Катар и Южная Корея подписали ряд меморандумов о взаимопонимании в различных секторах, имеющих стратегическое значение для обеих стран. Они были подписаны в торжественной обстановке, в присутствии Мун Чжэ Ина и Тамима бен Хамада Аль Тани. Так,  меморандум о взаимопонимании для сотрудничества в области сельского хозяйства был подписан между Министерством муниципалитетов и окружающей среды Катара и Министерством сельского хозяйства, продовольствия и развития сельских районов Южной Кореи. Основная цель его подписания состоит в том, чтобы развивать свое сотрудничество в сфере сельского хозяйства, промышленности, сотрудничества в области сельскохозяйственных исследований, обмен опытом и технологиями, а также совместная разработка экологически чистых сельскохозяйственных технологий.

Еще один  меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в секторе наземного транспорта был подписан между Министерством транспорта и коммуникаций Катара и Министерство земель, инфраструктуры и транспорта Республики   Корея.

Между Министерством муниципалитета и охраны окружающей среды Катара и Министерства океанов и рыболовства Южной Кореи также подписали МОВ по вопросу сотрудничества в сфере рыболовства и рыбного хозяйства, признания лицензий морских техников, а также в области работы портов. Сообщается, что подписание документа было инициировано в связи с активным желанием Дохи сотрудничать с Сеулом в этой области с целью повышения уровня продовольственного самообеспечения. Таким образом, в рамках этого меморандума Южная Корея будет делиться с Катаром опытом в добыче, обработке и обеспечении санитарных норм морепродуктов, а также в управлении портами. Ожидается, что соглашение активизирует выход южнокорейских профильных компаний на рынок Катара[iv] [4].

Так же меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области профессиональной переподготовки и развития профессиональных навыков был заключен между главным таможенным управлением Катара и Институтом пограничного контроля Южной Кореи. Еще один МОВ по сотрудничеству в области интеллектуальных сетей, прикладных методов и технологий был подписан между катарской корпорацией по  электроэнергии и воды корпорация (Qatar General Electricity and Water Corporation или Kahramaa) и корейской электроэнергетической корпорацией (Korea Electric Power Corporation или KEPCO). Меморандум включает в себя сотрудничество и обмен опытом в сфере технологий «умного» города (smart city technologies) и информационных технологий.

СМИ Катара высоко оценили визит эмира Катара Тамима в Южную Корею, называя его «историческим», а также выразили уверенность в развитии двусторонних отношений. После Южной Кореи эмир Катара направился в Японию,   продолжая свою поездку, основой которого является именно укрепление более тесного сотрудничества со странами Азии. Как мы  уже не раз наблюдали на примере других стран, Доха активно использует инструменты мягкой силы, чтобы заручиться еще большей поддержкой со стороны дружественных ей государств.

[i] [5]                       https://www.qatarday.com/news/local/qatar-amirs-visit-to-south-korea-deepen-doha-seoul-relations/66196 [6]

[ii] [7] https://www.gulf-times.com/story/620476/Amir-arrives-in-Seoul-on-start-of-3-nation-Asia-to [8]

[iii] [9] https://www.iloveqatar.net/news/general/qatar-and-south-korea-a-growing-partnership [10]

[iv] [11]                     https://www.gulf-times.com/story/620575/Qatar-and-S-Korea-sign-MoUs-take-relations-to-grea [12]