- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Венесуэльский кризис: позиция Турции

24 января 2019 г. официальный представитель турецкого лидера Ибрагим Калын сообщил, что президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выразил слова поддержки венесуэльскому коллеге Николасу Мадуро в связи с антиправительственными манифестациями, которые проходят в разных частях страны. «Наш президент связался с главой Венесуэлы и выразил ему поддержку Турции. «Брат мой Мадуро, держись! Мы с тобой». Турция и наш президент будут и впредь демонстрировать принципиальную позицию относительно любых попыток насильственного захвата власти путём государственного переворота», – написал Калын на своей странице в Twitter[i] [1].

Напомним, что в Венесуэле 23 января прошли крупные антиправительственные манифестации, организованные оппозицией. В ряде регионов они сопровождались столкновениями с силами безопасности, которые привели к человеческими жертвами. Председатель парламента Венесуэлы и лидер оппозиции Хуан Гуайдо в среду объявил себя исполняющим обязанности главы государства во время митинга в Каракасе. Временным руководителем страны политика признали ряд государств региона, в том числе США, Канада, Аргентина, Бразилия, Колумбия, Парагвай, Перу, Чили и Эквадор (страны Группы Лимы за исключением Мексики). Мадуро счёл это государственным переворотом, организованным Вашингтоном, и объявил о разрыве дипломатических отношений с США. Ряд стран ЕС выступили в поддержку парламента Венесуэлы и выразили надежду на проведение выборов для урегулирования кризиса. В поддержку Мадуро высказались Россия, Боливия, Иран, Куба, Никарагуа, Белоруссия и Китай, они призвали решить все противоречия мирным путем и выступили против вмешательства извне.

Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в эфире одного из турецких телеканалов заявил, что ряд латиноамериканских стран и в особенности США в последнее время постоянно вмешиваются во внутренние дела Венесуэлы. Чавушоглу подчеркнул, что во главе Венесуэлы стоит законно избранный президент, при этом спикер парламента Венесуэлы де-факто объявляет себя главой государства. «Ситуация очень странная, так как процедура избрания главы государства общеизвестна», — констатировал турецкий министр, подчеркнув обеспокоенность Анкары в связи с положением в этой стране. Чавушоглу подчеркнул, что Турция выступает против изоляции стран или вмешательства во внутренние дела других государств. По его словам, Анкара стремиться оказать посильную помощь дружественной стране, оказавшейся в непростой ситуации. «Накануне вечером президент Турции позвонил венесуэльскому коллеге и получил от Н.Мадуро информацию о ситуации в этой стране. Турция продолжит поддержку демократии в Венесуэле. Надеемся, что ситуация в этой стране нормализуется. В противном случае могут произойти ужасающие процессы. Турция старается внести вклад в решение проблем», — сказал Чавушоглу[ii] [2].

Комментируя последние события Венесуэле, Р.Т.Эрдоган выразил поддержку демократически избранному правительству этой страны. «Необходимо уважать результаты выборов, иначе — это не демократия», — заявил турецкий лидер, выступая на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Мальты Мари-Луиз Колейро Прека в Анкаре. Он подчеркнул недопустимость использования для достижения политических целей методов, противоречащих волеизъявлению народа. «Как человек, верящий в демократию, я был шокирован заявлением господина Трампа (о признании Хуана Гуайдо «временным президентом» — авт.). Необходимо уважать того, кто одержал победу на выборах. Мы выступаем против любых антидемократических действий. Попытки сместить законно избранное правительство Венесуэлы не увенчаются успехом. Мадуро не свернет со своего пути, уверен, что народ Венесуэлы поддержит избранного им лидера», — сказал Эрдоган. Он напомнил, что во время попытки военного переворота (ПВП), предпринятой в Турции 15 июля 2016 г., в отличие от большинства лидеров стран ЕС президент Венесуэлы Н.Мадуро незамедлительно заявил о поддержке законно избранных властей Турции[iii] [3].

Итак, Турция поддержала Н.Мадуро с самого начала. Почему? Здесь есть ряд факторов.

1.Фактор военных переворотов — В последнее время (после военного переворота в Египте 2013 г. и в особенности после ПВП в Турции 2016 г.) Эрдоган начал резко осуждать военные перевороты или ПВП во всем мире. Например, в январе 2019 г. МИД Турции осудил попытку переворота в Габоне, отметив, что любые попытки незаконным путем свергнуть демократически избранное правительство неприемлемы[iv] [4]. Как уже было сказано, Эрдоган был шокирован заявлением Д.Трампа о признании Х. Гуайдо, отметив, что «необходимо уважать того, кто одержал победу на выборах». Здесь возникает вопрос, почему Эрдоган не уважает результаты президентских выборов Египта (2014 г., 2018 г.) и Сирии (2017 г.)? Ранее Эрдоган назвал президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси «тираном» (он пришел к власти в результате военного переворота), отказывался участвовать во всех мероприятиях, где присутствует египетский лидер и даже сесть за один стол во время обедов в рамках международных саммитов. Однако, вместе с этим, Эрдоган поддерживает хорошие отношения с президентом Судана Омаром аль-Баширом, который, как и А.Ф.ас-Сиси, сначала пришел к власти в результате военного переворота (1989 г.), а потом победил в президентских выборах (1996 г.). Кстати, ливийский лидер Муаммар Каддафи, с которым Эрдоган поддерживал тесные отношения и который наградил его премией «Борца за права человека», в свое время пришел к власти в результате военного переворота (1969 г).

2.Фактор долга — Как уже было сказано, Эрдоган напомнил, что во время ПВП 2016 г. Н.Мадуро незамедлительно заявил о поддержке законно избранных властей Турции. Отметим, что после ПВП 2016 г. Эрдоган заявил, что истинные друзья проявились именно во время путча, добавив, что с первой же минуты ПВП лидеры братских и дружественных стран звонили, посылали сообщения или делали заявления, выражали свою поддержку властям Турции, демократии, однако были и те, которые говорили, что надо подождать и посмотреть, чем закончится военный переворот. Исходя из этого, можно сказать, что Эрдоган возвращает «свой личный долг» Мадуро (в августе 2018 г. Р.Т.Эрдоган  во время телефонного разговора с Н.Мадуро выразил коллеге слова сочувствия и поддержки в связи с недавней попыткой покушения на него[v] [5]). Турецкий колумнист Эмре Конгар в своем статье «Асад и Мадуро» пишет, что и у Б.Асада, и у Н.Мадуро действует «режим одного человека», и США вмешиваются во внутренние дела и в Сирии, и в Венесуэле, однако Эрдоган с одной стороны поддерживает Мадуро, а с другой стороны не поддерживает Асада (несмотря на схожие свойства политических властей Сирии и Венесуэлы)[vi] [6].

3.Политический фактор — В последнее время зафиксировалось потепление в политических отношениях между Турцией и Венесуэлой. В сентябре 2018 г. Каракас посетил М.Чавушоглу, а в декабре – Р.Т.Эрдоган. На совместной пресс-конференции с Эрдоганом Мадуро заявил, что Турция – важный лидер в Евразии. «Кроме того, Турция является действующим председателем ОИС. То же самое можно сказать и о Венесуэле, которая является признанным лидером Карибского региона. Каракас также возглавляет Движение неприсоединения. Мы против формирования однополярного миропорядка. Эра империй осталась позади. У Венесуэлы и Турции есть потенциал и возможности для вклада в формирование нового миропорядка», — сказал Мадуро. Он напомнил, что в ноябре 2010 г., будучи министром, посещал Турцию. «Я стал первым венесуэльским министром, посетившим Турцию. Именно наша делегация раскрыла для Венесуэлы потенциал связей с Турцией. Нас отправил в Турцию мой предшественник — команданте Уго Чавес. Он очень хотел лично познакомиться с президентом Турции», — сказал Мадуро. По его словам, далее состоялся первый в истории двусторонних отношений визит президента Венесуэлы в Анкару, и наконец, сегодня президент Турции прибыл с ответным визитом в Каракас[vii] [7]. Турецкий лидер же высоко оценил позицию Венесуэлы по арабо-израильскому урегулированию и поддержку, оказываемую Каракасом борьбе палестинского народа за свои права. Эрдоган напомнил, что Венесуэла присоединилась в качестве наблюдателя к ОИС, и что Мадуро принимал участие в саммите ОИС, созванном в связи с переносом посольства США в Иерусалим, поддержав позицию исламских стран по данному вопросу. По его словам, сегодня Венесуэла в числе стран, оказывающих наиболее сильную поддержку борьбе палестинского народа. Н.Мадуро наградил Р.Т.Эрдогана высшей венесуэльской наградой орденом Освободителя первого класса, а также вручил ему копию меча национального героя Боливарианской Республики Симона Боливара[viii] [8]. А в июле 2018 г.  Мадуро назвал Эрдогана своим другом и «лидером нового многополярного мира». Комментарии Мадуро прозвучали во время церемонии в президентском дворце в Анкаре, где Эрдоган был приведён к присяге в качестве президента на второй срок со значительно расширенными полномочиями[ix] [9]. Все это показывает, что теплые отношения сложились между Турцией и Венесуэлой. За последние два года Мадуро посетил Турцию четырежды. Кроме того, в 2016 г. он прибыл в Стамбул для участия в Энергетическом конгрессе. Президент Турции хорошо понимает, что в случае ухода Мадуро у него будет сложные отношения с Х.Гуайдо и что будет иметь меньше возможностей для маневра (в январе 2019 г. Эрдоган во время телефонного разговора поблагодарил Н.Мадуро за приглашение принять участие в церемонии инаугурации президента Венесуэлы, однако выразил сожаление в связи с тем, что не сможет принять участие в церемонии из-за плотного графика, сообщив, что Турцию на мероприятии представит вице-президент страны Фуат Октай[x] [10]).

4.Экономический фактор — Во время декабрьского визита Эрдогана в Каракасе состоялся бизнес-форум «Турция – Венесуэла» и две страны подписали 10 соглашений о развитии сотрудничества. В частности, Каракас и Анкара договорились развивать отношения в оборонной, горнодобывающей, нефтяной и других областях. Говоря о перспективах развития экономического сотрудничества между Каракасом и Анкарой, Н.Мадуро подчеркнул, что Венесуэла готова создать максимально благоприятные условия для деятельности в стране турецких инвесторов. «Двери Венесуэлы всегда будут открыты для вас. Приходите, стройте и инвестируйте», — сказал Мадуро, обращаясь к турецким предпринимателям. Глава Венесуэлы отметил, что за короткий срок двум странам удалось существенно укрепить торгово-экономические связи. Мадуро указал на наличие большого потенциала для сотрудничества между Турцией и Венесуэлой в сфере алюминиевой и золотодобывающей промышленности, авиаперевозок и туризма. Эрдоган же отметил, что географическое расстояние, разделяющее Турцию и Венесуэлу, не является препятствием для укрепления двусторонних связей и сотрудничества. Он напомнил, что за первые девять месяцев 2018 г. товарооборот между двумя странами превысил 1 млрд долларов. «Мы стремимся увеличить турецкий экспорт в Венесуэлу, и нам необходимо сделать нашу торговлю более стабильной и устойчивой. Мы прилагаем усилия для диверсификации и углубления сотрудничества с Венесуэлой во всех областях, опираясь на взаимопонимание, основанное на взаимовыгодном сотрудничестве. Экономические отношения Турции и Венесуэлы имеют большой потенциал», — добавил Эрдоган[xi] [11]. Напомним, что в мае 2018 г. Эрдоган провел встречу в режиме видеоконференции с  Мадуро и в ходе переговоров заявил, что товарооборот между Турцией и Венесуэлой в 2016 г. составлял 83 млн долларов, в 2017 г. этот показатель достиг 154 млн долларов, добавив, что Турция намерена довести товарооборот с Венесуэлой до 2 млрд[xii] [12]. Все это показывает, что уход Мадуро может поставить под вопрос хорошие экономические отношения с Венесуэлой. Кроме того, надо учесть, что Венесуэла — одно из самых богатых нефтью государств мира и для Турции она представляет важность и с этой точки зрения. И наконец, Венесуэла продает свое золото на фоне санкций со стороны США и неопределенной ситуации с возвратом в Венесуэлу ее же золота из Великобритании. 15 января 2015 г. учёный и бывший политический деятель в турецком посольстве в Каракасе Имдат Онер в своем статье писал, что правительство Турции, спустя три года после того, как её изобличили на том же самом с Ираном, повторяет схему по обходу санкций, торгуя золотом с Венесуэлой (попавшей в чёрный список США). «Отношения Венесуэлы и Турции в последние годы становятся всё более дружественными, и правительство страны приняло решение перенести переработку золота из Швейцарии в Турцию, где, по её мнению, меньше шансов на захват золота в результате санкций США. Однако очевидно, что золото, которое должно было вернуться в Венесуэлу, так и не было отправлено обратно, а всплеск торговли Турции с ОАЭ вызвал подозрение, что Турция отправляет золото в ОАЭ, которое они импортировали из Венесуэлы, переводя его в ликвидные активы. Кроме того, Турция недавно начала поставлять основные товары в рамках продовольственной программы Венесуэлы по распределению по субсидированным ценам продуктов питания через местные Комитеты по снабжению и производству (CLAP), создавая схему «золото в обмен на продовольствие» между Анкарой и Каракасом. «Этот механизм напоминает операции, ранее проводимые через турецкий государственный банк Halkbank, в рамках которых торговля золотом и фиктивными продуктами питания использовались для перемещения миллиардов долларов в обход американских санкций против Ирана», – добавил Онер[xiii] [13]. В Турции хорошо понимают, что приход к власти Гуайдо может положить этому конец.

5.Американский фактор — Кризис в Венесуэле отличный шанс для Турции, чтобы вновь показать США свою самостоятельность. Позиции Турции и США не совпадают в этом вопросе (турецкая позиция совпадает с позициями России, Китая  и Ирана), и венесуэльский кризис может стать очередным фронтом в турецко-американских отношениях. Поддержав Мадуро, Турция также может попытаться (сделав резкий разворот) получить дивиденды и уступки от США в других вопросах.

6.Военный фактор – В декабре 2018 г. Эрдоган в Каракасе заявил, что Турция и Венесуэла «открыли новую страницу» в двусторонних отношениях, добавив, что Анкара готова оказать экономическую помощь Каракасу. Не исключаем, что в такой атмосфере Эрдогану захочется создать военную базу в Венесуэле, которая станет первой военной базой Турции в Латинской Америке. В последнее время Турция создала свои военные базы в Сомали и в Катаре (кстати, после улучшения экономических отношений и получения от Дохи экономической помощи). Не исключаем, что Эрдоган уже обсудил этот вопрос с Мадуро и даже получил предварительное согласие (Венесуэла может стать хорошим покупателем турецкого оружия). Примечательно, что в декабре 2018 г. турецкий политолог Хусаметтин Аслан заявил, что Турция должна создать военную базу в  Венесуэле, как она ранее эта сделала в Катаре. Он уточнил, что Турция нуждается в создании военно-морской базы в Венесуэле, поскольку эта база обеспечит военную основу для латиноамериканской политики Турции, станет сдерживающим фактором в регионе, обеспечит геостратегических и энергетических дивидендов Турции[xiv] [14].

[i] [15] Kalın: Erdoğan, Maduro’ya ‘Kardeşim, dik dur yanındayız’ dedi, Sputnik Türkiye, 24․01․2019․

[ii] [16] Çavuşoğlu: Venezüella’da meclis başkanı de facto olarak başkan ilan ediyor, bu çok garip, Sputnik Türkiye, 24․01․2019․

[iii] [17] Erdoğan’dan Venezuela açıklaması: Şok oldum!, Haber7, 25.01.2019. [18]

[iv] [19] Türkiye’den Gabon’daki darbe girişimine kınama, Sputnik Türkiye, 07.01.2019. [20]

[v] [21] Başkan Erdoğan’dan Maduro’ya geçmiş olsun telefonu, Yeni Şafak, 07.08.2018.

[vi] [22] Emre Kongar, Esad ve Maduro, Cumhuriyet, 29.01.2019.

[vii] [23] Venezuela Devlet Başkanı Maduro: Türkiye Avrasya bölgesinde çok önemli bir liderliğe sahip, TRT Haber, 04.12.2018.

[viii] [24] Başkan Erdoğan Venezuela’da konuştu, Sabah, 04.12.2018. [25]

[ix] [26] Venezuela Devlet Başkanı Maduro: Erdoğan’ın törenine katılmaktan onur duydum, CNN Türk, 10.07.2018.

[x] [27] Başkan Erdoğan ve Nicolas Maduro’dan kararlılık vurgusu, Takvim, 07.01.2019.

[xi] [28] Türkiye ve Venezuela arasında 10 anlaşma imzalandı, Kıbrıs Postası, 04.12.2018. [29]

[xii] [30] Türkiye-Venezuela arasında dev anlaşma!, Haber7, 17.05.2018

[xiii] [31] Imdat Oner, Venezuela, Turkey using gold to evade U.S. sanctions, Miami Heralds, 15.01.2019.

[xiv] [32] ‘Türkiye, Venezüella’da askeri üs açmalı’, Sputnik Türkiye, 04.12.2018.