- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Результаты опроса в Израиле: впервые правые не в состоянии сформировать новую правящую коалицию

На протяжении последних лет все без исключения опросы общественного мнения, проводившиеся в Израиле по поводу электоральных предпочтений граждан, неизменно показывали, что после новых выборов в Кнессет правящая коалиция будет снова сформирована теми же правыми и религиозными партиями, которые образуют нынешнюю правящую коалицию. Так продолжалось вплоть до опроса общественного мнения, проведенного на этой неделе после первого публичного выступления лидера новой центристской партии «Хосен ле-Исраэль» бывшего начальника Генерального штаба ЦАХАЛа генерал-полковника запаса Бени (Биньямина) Ганца исследовательским институтом «Маагар Мохот» под руководством профессора Тель-Авивского Университета Ицхака Каца по заказу израильской ежедневной газеты «Исраэль гайом» и израильского телевизионного канала i24NEWS. Среди прочего в ходе упомянутого выступления было объявлено, что партия «Хосен ле-Исраэль» создает технический блок с другой новой партией, которую скорее можно назвать правоцентристской – ТЕЛЕМ, которую возглавляет бывший министр обороны Моше Яалон (он занимал этот пост в 2013-2016 гг., будучи членом Ликуда).  Данным опросом была охвачена представительная выборка и 510 человек. Он стал первым опросом такого рода, согласно результатам которого правые и религиозные партии не смогут сформировать новую коалицию в Израиле. Излишне говорит о том, что это вызвало большой энтузиазм среди израильских левых, хотя, как будет показано далее, традиционным левым израильским партиям результаты опроса сулят не просто сокрушительное поражение, а полный крах.

Анализируя данные опроса, важно обратить внимание на следующий факт: Очень большое число зарегистрированных  Центральной избирательной комиссией партий, причем как новых, так и старых, находится на грани преодоления электорального барьера, составляющего сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных голосов. При возможной статистической ошибке, составляющей, согласно заявлению специалистов института «Маагар мохот», 4 3%, картина будущего израильского Кнессета  может резко измениться, так как голоса, полученные партиями, не преодолевшими электорального барьера, перераспределяются между партиями, которые его преодолели. В этой связи специалистами института «Маагар мохот» были обнародованы , вопреки обычной практике, и результаты партий, не преодолевших, согласно данным опроса, электорального барьера. Это было сделано для получения более верной, хотя и не  точной в смысле окончательного облика будущего Кнессета картины.

В рамках опроса были рассмотрены два сценария: а. нынешний список партий остается без изменения и б.  партия «Хосен ле-Исраэль», к которой уже присоединилась партия ТЕЛЕМ, создаст единый блок с возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом центристской партией «Еш атид», который среди прочего забронирует в своем списке место для бывшего начальника Генерального штаба ЦАХАЛа (занимал этот пост в 2007-2011 гг.) генерал-полковника запаса Габи (Гавриэля) Ашкенази. При реализации первого сценария результаты, согласно данным опроса, были бы следующими:

Крупнейшая правая партия Ликуд во главе с нынешним премьер-министром Биньямином Нетаньяху – 28 мандатов (30 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Партия «Хосен ле-Исраэль» (в блоке с партией ТЕЛЕМ) во главе с Бени Ганцем – 19 мандатов. Таким образом, эта новая, не имеющая представительства в Кнессете нынешнего созыва партия стала бы второй по величине фракцией будущего Кнессета.

Создается впечатление, что едва ли не большая часть голосов была бы получена новой партией за счет центристской партии «Еш атид» во главе с депутатом Кнессета Яиром Лапидом. Она получила бы всего 9 мандатов (11 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), хотя все без исключения предыдущие опросы предсказывали ей значительное усиление и второе место в Кнессете следующего созыва после Ликуда.

Парламентский блок Объединенный арабский список» (ОАС) во главе с депутатом Кнессета-коммунистом Айманом Удой получил бы 9 мандатов (сейчас, после недавнего выхода из состава этого блока партии ТААЛ у него – 10 мандатов).

Партия «Новые правые» во главе с министром просвещения Нафтали Беннетом и министром юстиции Аелет Шакед, вышедшими из состава религиозно-сионистской партии «Еврейский дом», — 7 мандатов (сейчас у нее – 3 мандата).

Возглавляемый заместителем министра здравоохранения Яаковом Лицманом ашкеназский ультраортодоксальный религиозный парламентский блок «Еврейство Торы», в состав которого входят партии «Агудат Исраэль» и «Дегель га-Тора», — 7 мандатов, ровно столько же, сколько в Кнессете нынешнего созыва.

Возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном правоцентристская партия «Кулану» — 5 мандатов (10 мандатов в Кнессете нынешнего созыва). Следует отметить, что ослабление этой партии предсказывалось и предыдущими опросами.

Крупнейшая левая партия Авода во главе Ави Габаем получила бы всего 5 мандатов (сейчас, после распада парламентского блока «Сионистский лагерь» у нее 19 мандатов). Электоральную катастрофу предсказывали Аводе и все предыдущие опросы, но так мало мандатов она не получала никогда

Предположительно правоцентристская партия «Гешер» во главе с депутатом Кнессета Орли Леви-Абукасис, которая прошла в Кнессет нынешнего созыва по списку партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), а затем вышла из состава ее фракции, образовав фракцию одиночки, — 4 мандата.

Радикальная левая партия МЕРЕЦ во главе с депутатом Кнессета Тамар Зандберг – 4 мандата (5 мандатов в Кнессете нынешнего созыва). Это меньше, чем обещали данной партии предыдущие опросы.

Сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери – 4 мандатов (7 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Не имевшая представительства в Кнессете радикально-правая партия «Зеут» во главе с бывшим депутатом Кнессета Моше Фейглиным (он был депутатом Кнессета от Ликуда в 2013 — 2015 гг.) – 4 мандата. Ранее опросы предсказывали, что она не преодолеет электорального барьера.

Партии, которые, согласно данным опроса, не преодолевают электорального барьера, но близки к нему:

Партия НДИ во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом – 3 мандата (сейчас у нее 5 мандатов).

Религиозно-сионистская партия «Еврейский дом», выступающая в блоке радикально-правой религиозной партией «Ихуд леуми», председатель которой, депутат Кнессета Бецалель Смотрич, судя по всему, возглавит объединенный список, — 3 мандата (сейчас, после выхода из состава фракции «Еврейского дома» «Новых правых» у него 5 мандатов).

Радикально-правая партия «Оцма ле-Исраэль» во главе с бывшим депутатом Кнессета (он был депутатом Кнессета от партии «Ихуд леуми» в 2009-2013 гг.) доктором Михаэлем Бен-Ари – 3 мандата.

Возглавляемая депутатом Кнессета Ахмадом Тиби националистическая арабская партия ТААЛ – 3 мандата (сейчас, после выхода из фракции ОАС у этой партии ровно столько же мандатов).

Левая партия «Тнуа» во главе с депутатом Кнессета Ципи Ливни (сейчас, после раскола парламентского блока «Сионистский лагерь» у нее 5 мандатов) – 1 мандат.

Правая религиозная партия «Яхад» во главе с бывшим министром внутренних дел Эли Ишаем (он занимал этот пост в 2001-2003 и в 2009-2013 гг., будучи лидером партии ШАС) 1  мандат.

Голосов, отданных за все остальные участвующие в выборах партии суммарно, хватило бы всего на один мандат.

Суммарно же преодолевшие электоральный барьер правые и религиозные партии, входящие в состав нынешней правящей коалиции, включая «Новых правых», получили бы всего 51 мандат (до выхода из состава коалиции НДИ у них было 66 мандатов). Даже если добавить к ним мандаты партий «Гешер» и «Зеут», получится всего 59 мандатов, чего недостаточно для формирования правящей коалиции (уместно напомнить, что всего в Кнессете – 120 депутатов).

Как уже было сказано выше, в ходе того же опроса его участникам была предложена возможность того, что возглавляемая Бени Ганцем партия «Хосен ле-Исраэль», к которой уже присоединилась возглавляемая Моше Яалоном партия ТЕЛЕМ, создаст единый блок с возглавляемой депутатом Кнессета Яиром Лапидом партией «Еш атид», который среди прочего забронирует в своем списке место генерал-полковника запаса Габи Ашкенази.

Как выяснилось, в таком случае центристский блок партий «Хосен ле-Исраэль» и «Еш атид» стал бы самой крупной фракцией в будущем Кнессете, получив 32 мандата.

Ликуд оказался бы на втором месте, сохранив за собой те же 30 мандатов, которые есть у него сейчас.

Третьей по величине фракцией Кнессета оказался бы в таком случае арабский парламентский блок ОАС, который получил бы 9 мандатов.

Далее следуют: парламентский блок «Еврейство Торы» — 8 мандатов; партия «Новые правые» — 7 мандатов; МЕРЕЦ – 4 мандата и «Кулану» — 4 мандата.

Остальные партии не преодолели бы в такой ситуации электорального барьера. При этом Авода, «Гешер», «Зеут», НДИ, ТААЛ, ШАС и блок «Еврейский дом»-«Ихуд леуми» набрали бы голосов на 3 мандата, оказавшись близко к электоральному барьеру.

Голосов, поданных за партию «Оцма ле-Исраэль», хватило бы на 2 мандата. Партии «Тнуа» и «Яхад» набрали бы голосов, которых хватило бы только на 1 мандат, каждая. Голосов, поданных за все остальные партии, хватило бы на 1 мандат.

Суммарно же преодолевшие электоральный барьер правые и религиозные партии, входящие в состав нынешней правящей коалиции, включая «Новых правых», получили бы в такой ситуации всего 49 мандатов, что никак не позволяет говорить о создании новой правящей коалиции. Однако и левые центристы оказались бы не в состоянии создать альтернативную коалицию (говоря об израильской политики, всегда следует помнить о том, что арабские партии последовательно отказываются входить в правящие коалиции, не только с правыми, но и с левыми сионистами). В таких условиях единственной реальное возможностью остается правительство национального единства, созданное на основе широкого центристского блока и Ликуда.

Несмотря на то, что Ликуд, согласно данным этого опроса, впервые за долгое время оказался второй по величине фракцией, многолетний лидер Ликуда, премьер-министр Биньямин Нетаньяху по-прежнему сильно превосходит в индивидуальном зачете всех своих соперников. 38% опрошенных заявили, что именно он является наилучшим кандидатом на пост премьер-министра. Лишь 22% назвали в таком качестве Бени Ганца, а 9% — Яира Лапида. Поддержка, полученная всеми остальными израильскими политиками, еще меньше.

Подводя итог, можно сделать следующие основные выводы:

  1. За оставшееся до выборов время (они состоятся 9 апреля) между различными партиями будут вестись активные переговоры о создании технических блоков, которые позволят минимизировать потерю голосов. В частности уже сейчас можно сообщить, например, о том, что ведутся активные переговоры о создании такого блока между возглавляемой депутатом Бецалелем Смотричем правой религиозной партией «Ихуд леуми», уже образующей блок с «Еврейским домом», и радикально правой партией «Оцма ле-Исраэль».
  2. Можно ожидать, что результаты данного опроса послужат стимулом для переговоров об объединении в единый блок между партиями «Хосен ле-Исраэль» и «Еш атид». Основным препятствием к такому объединению могут стать личные амбиции их лидеров.
  3. Теперь уже однозначно можно сказать, что израильские левые стерты с политической карты практически полностью. Основная борьба идет сейчас между правыми и центристами, которые демонстративно дистанцируются от левых.