- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О произраильских законопроектах в Конгрессе США

Президент США Дональд Трамп в воскресенье подтвердил, что американские военные будут и впредь защищать Израиль, одновременно пообещав продвигать вывод американских войск из Сирии, о чем он объявил в декабре 2018 года. Решение Д.Трампа у его оппонентов вызвало «опасения, что Израиль и курдские союзники окажутся в беде перед лицом Ирана, Турции и России, которые теперь расширят свое влияние в охваченной войной стране». В декабре Д.Трамп приказал военным разработать планы по выводу не только 2000 американских военных из Сирии, но и половины 14 000-го американского воинского контингента из Афганистана. При этом руководители разведки США заявили, что «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России) по-прежнему представляет угрозу. В ответ Д.Трамп упрекнул своих «наивных» и «неправильных» глав разведки, которые также противоречили ему в отношении Ирана и Северной Кореи. «Когда я смотрю на Иран, я смотрю на Иран как на страну, которая привела к огромным проблемам». «Поэтому, когда мои разведчики говорят мне, как прекрасен Иран – если вы не возражаете, я буду руководствоваться собственными соображениями».

Д.Трамп утверждает, что ИГ потеряло 99% своей территории и «мы в не столь отдаленном будущем объявим о 100%», – сказал американский президент, при этом заверил, что «мы вернемся очень быстро, если придется», т.к. «у нас очень быстрые самолеты, у нас очень хорошие грузовые самолеты».

В интервью CBS Д.Трамп отметил, что в виду необходимости «защищать Израиль и другие вещи, которые у нас есть», американские войска могут следить за деятельностью Ирана с базы в Ираке, которую, по его словам, США не покинут, хотя и не будут использовать для нападения на Исламскую Республику Иран. По словам Д.Трампа, «мы потратили целое состояние на строительстве этой невероятной базы. Мы могли бы ее сохранить. И одна из причин, почему я хотел бы ее сохранить, заключается в том, что я хочу понаблюдать за Ираном, потому что Иран – это реальная проблема». По признанию президента США расположение американской базы в Ираке идеально, оно позволяет «отслеживать ситуацию в различных частях неспокойного Ближнего Востока»[i] [1].

Неожиданное заявление Д.Трампа в декабре 2018 г. о выводе войск из Сирии и о том, что ИГ потерпело поражение, вызвало тревогу в Израиле, который проводит кампанию по предотвращению иранского военного присутствия на сирийской территории. Израильские официальные лица указывали на американскую базу Эт-Танф на юге Сирии, недалеко от границ с Ираком и Иорданией, как на ключ к сдерживанию Ирана от попыток переправить оружие в Сирию и Ливан. Решение Д.Трампа даже привело к трениям между его администрацией и израильским руководством и вызвало упреки со стороны дружественных Израилю законодателей в Вашингтоне.

На прошлой неделе, 31 января, Сенат проголосовал (68 – «за», 23 – «против») за поправку к  S-1, одобренному верхней палатой первому законопроекту во вновь избранном 116-м Конгрессе США, которая призвана препятствовать выводу американских войск из Сирии и Афганистана. Поправка, представленная лидером фракции Республиканской партии в Сенате Конгресса США Митчем Макконнеллом, последовала за призывом Д.Трампа к сокращению войск в Афганистане и Сирии. Объяснение заключается в том, что ИГ и боевики «Аль-Каиды» (запрещена в России) по-прежнему представляют серьезную угрозу для Соединенных Штатов, а «резкий вывод» американских войск из этих стран может «позволить террористам перегруппироваться, дестабилизировать критические регионы и создать вакуум, который может быть заполнен Ираном или Россией в ущерб интересам Соединенных Штатов и их союзников». Как заявил М.Макконнелл, ИГ и «Аль-Каиду» еще предстоит победить». «А интересы национальной безопасности США требуют постоянной приверженности нашим миссиям в регионе». Голосование свидетельствует об углублении раскола между республиканским Сенатом и Д.Трампом по вопросам внешней политики. Помимо Конгресса США, подобные разногласия существуют в самой администрации Д.Трампа, что проявилось на прошлой неделе, когда главы ряда спецслужб США дали Сенату противоположные позиции президента показания, опровергнув его заявления в отношении «Исламского государства» и ряда других вопросов внешней политики. Напомним также, что заявление Д.Трампа по Сирии вызвало отставку министра обороны США Джеймса Мэттиса.

Поправка М.Макконнелла, которая не имеет обязательной силы, призвана стимулировать сотрудничество между Белым домом и Конгрессом США для разработки долгосрочных стратегий в Сирии и Афганистане, «включая тщательный учет рисков слишком быстрого ухода» США из региона. Сенатор-республиканец от Флориды Марко Рубио выступил в поддержку поправки, заявив, что последние решения Д.Трампа уже подорвали доверие к США на Ближнем Востоке. «Это используется против нас прямо сейчас», – сказал М.Рубио. «Это очень опасная ситуация. Вот почему это очень плохая идея».

Несмотря на то, что многие демократы утверждают, что США должны в конечном итоге уйти из Сирии и Афганистана, около половины из них поддержали резолюцию М.Макконнелла. Сенатор-демократ от Калифорнии Дайан Файнштейн заявила после голосования, что, по ее мнению, «США давно уже не могут договориться о надлежащем завершении» конфликта в Афганистане. Одновременно она  согласна с М.Макконнеллом, что «стремительный вывод» из любой страны без политических решений может поставить под угрозу то, чего войскам уже удалось добиться. Многие из самых либеральных членов Сената, в том числе несколько демократов, ожидающих президентских выборов в 2020 году, проголосовали против поправки. Независимый сенатор Берни Сандерс из Вермонта сказал, что, по его мнению, Д.Трамп объявил о выводе войск слишком резко, но США слишком долго находятся в Афганистане и Сирии. По его словам, «то, что говорит Макконнелл, – давайте сохраним статус-кво».

В случае окончательного принятия поправки Конгрессом США, формулировка будет добавлена ​​в пакет законопроектов по внешней политике, который находился на рассмотрении Сената в течение нескольких недель. Законодательство включает меры по поддержке Израиля и Иордании и «введению санкций в отношении сирийцев, причастных к военным преступлениям»[ii] [2].

Речь идет о пакете законодательных инициатив «Об укреплении безопасности Америки на Ближнем Востоке» (S.1 – The Strengthening America’s Security in the Middle East Act), который был утвержден Сенатом США 29 января с.г. Он направлен на поддержку Израиля, в том числе на борьбу с антиизраильской кампанией BDS («бойкот, изоляция и санкции»)[iii] [3]. Особое значение для Израиля имеет законопроект, позволяющий американским властям аннулировать контракты с компаниями, оказывающими поддержку или непосредственно задействованными в движении BDS[iv] [4].

Это первый после промежуточных выборов в Конгресс (в ноябре 2018 года) пакет законодательных актов, который рассматривает Сенат США после самого продолжительного в американской истории «шатдауна» (35 дней, с 22 декабря 2018 года по 25 января 2019 года). Отметим, также, что сенаторы его одобрили после того, как  Д.Трамп фактически проиграл противостояние Конгрессу, подписав временный бюджет ряда ведомств сроком действия до 15 февраля, тем самым прекратив «шатдаун». Предполагается, что в ближайшие недели будут вестись переговоры о долгосрочном бюджете.

Напомним, что 9 января 2019 года, во время «шатдауна», этот пакет в Сенате не прошел (за него проголосовали 56 «за» и 44 «против»)[v] [5]. Большая часть демократов в Сенате пообещала блокировать все законодательные акты до прекращения «шатдауна». После того, как Д.Трамп пошел на попятную, более 20 демократов, включая лидера меньшинства Чака Шумера, проголосовали за пакет актов, направленных на «укреплении безопасности Америки на Ближнем Востоке». В то же время все демократы, выдвинувшие свою кандидатуру на пост президента США на выборах 2020 года, проголосовали «против» (Элизабет Уоррен, Берни Сандерс, Кристен Гиллибранд) или воздержались от голосования (Камала Харрис, Кори Букер).

Марко Рубио, член Республиканской партии от штата Флорида, выступил в качестве инициатора пакета законопроектов, рассчитывая на двухпартийную поддержку. В этой связи отметим, что наказание корпораций и отдельных лиц, которые поддерживают движение BDS, является приоритетной задачей в работе с американскими законодателями для AIPAC (Американо-израильского комитета по общественным связям), влиятельного произраильского лобби в США.

После прекращения «шатдауна» пакет законодательных инициатив «Об укреплении безопасности Америки на Ближнем Востоке» был утвержден Сенатом Конгресса США 74 голосами, 19 – «против», 7 – воздержались или отсутствовали. Пакет, помимо прочего, повторяет содержание и законодательно закрепляет договор об американской военной помощи Израилю на общую сумму 38 млрд долларов, рассчитанных на десять лет. Напомним, что Меморандум о взаимопонимании (МОВ) по военной помощи, рассчитанный на период с 2019 по 2028 финансовые годы, был подписан 14 сентября 2016 года при Бараке Обаме[vi] [6]. Положение о МОВ было внесено в пакет законопроектов S.1 для того, чтобы защитить объемы военной помощи Израилю от бюджетных конфликтов в будущем вне зависимости от состава Конгресса или личности президента.  В пакет также входит законопроект «О борьбе с бойкотом Израиля» (Israel Anti-Boycott Act) и «О борьбе с BDS» (Combating BDS Act). Большинство крупных еврейских организаций поддерживает эти законодательные инициативы, однако Американский союз защиты гражданских свобод (ACLU) и J Street, лоббистская произраильская организация «левого» толка, выступают категорически «против». Они объясняют это тем, что законопроекты нарушают свободу слова в США, в то время как объявлять бойкот – право любого американца[vii] [7]. В пакет входит также Закон о продлении сотрудничества с Иорданией в сфере обороны (United States-Jordan Defense Cooperation Extension Act) и Закон о защите гражданского населения Сирии (Caesar Syria Civilian Protection Act of 2019), предусматривающий санкции против тех, кто тем или иным образом взаимодействует с режимом Башара Асада в Сирии, т.е. в первую очередь – против России и Ирана.

В то время как законопроект «О борьбе с бойкотом Израиля» объявляет незаконным бойкотирование еврейского государства в соответствии с федеральным законом, законопроект «О борьбе с BDS» закрепляет на федеральном уровне законы 26 штатов и муниципалитетов, которые были приняты до рассмотрения этих инициатив в Конгрессе США. Одновременно два американских федеральных суда постановили, что наказание компаний или отдельных лиц, бойкотирующих товары, произведенные в Израиле или поселений, нарушает права, гарантированные Первой поправкой Конституции США[viii] [8].

Как отметил Джон Болтон, помощник американского президента по национальной безопасности, во время своего визита в Иерусалим в январе 2019 года, под руководством Дональда Трампа и премьер-министра Биньямина Нетаньяху установились «самые лучшие американо-израильские отношения в истории»[ix] [9]. Вашингтон «полон решимости» продолжать в том же духе, потому что обе страны нуждаются в «прочной связи» и «сильном лидерстве» во все более неспокойные времена для обеспечения безопасности.

В США оптимизм Дж.Болтона разделяют далеко не все. После голосования в Сенате Конгресса США законопроект «Об укреплении безопасности Америки на Ближнем Востоке» должен пройти утверждение в Палате представителей, где демократы имеют большинство в 235 мест против 199, и только потом поступить на подпись Д.Трампу. С учетом того, что в разгар противостояния президента и Конгресса пакет законодательных инициатив не прошел Сенат, в котором у республиканцев большинство (53 против 45), то за Палату представителей предстоит усиленная борьба. Способствовать успеху может поправка М.Макконнелла, но основные торги развернуться в процессе согласования всех параметров бюджета, т.к. Д.Трамп возобновил финансирование центральных министерств и ведомств  США всего до 15 февраля с.г. Перед произраильским лобби (поддерживающим политику нынешнего правительства Б.Нетаньяху) стоит задача не из легких. Тем временем Д.Трамп продолжает давить на демократов, предупреждая о закрытии госучреждений в столице. Инициаторы и сторонники упомянутых законопроектов  обвиняют демократов в поддержке BDS и чуть ли не в антисемитизме.

[i] [10]                      Трамп говорит, что США «защитят» Израиль и следят за Ираном с иракской базы // The Times of Israel. 03.02.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/trump-says-us-will-protect-israel-keep-eye-on-iran-from-iraqi-base/ [11] (на англ. яз.)

[ii] [12]                     Двухпартийное голосование в Сенате США осуждает Трампа за его планы выйти из Афганистана и Сирии // The Times of Israel. 01.02.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/us-senate-vote-rebukes-trump-on-syria-afghanistan-pullout-plans/ [13] (на англ. яз.)

[iii] [14]                     S.1. Конгресс США. 04.01.2019. URL: https://www.congress.gov/bill/116th-congress/senate-bill/1/text [15] (на англ. яз.)

[iv] [16]                    США продвигают пакет законов в защиту Израиля // Вести. Израиль. 29.01.2019. URL: https://www.vesty.co.il/articles/0,7340,L-5454487,00.html

[v] [17]                      Сенат застопорил анти-BDS // The Jerusalem Post. 09.01.2019. URL: https://www.jpost.com/Middle-East/First-bill-of-new-US-Congress-on-Middle-East-Israel-stalls-in-Senate-576761 [18] (на англ. яз.)

[vi] [19]                     Об американской помощи Израилю и ее оценках // Институт Ближнего Востока. 11.05.2018. URL: http://www.iimes.ru/?p=44235

[vii] [20]                    Сенат выдвигает законопроекты против BDS как только Конгресс возобновляет работу после шатдауна // The Times of Israel. 29.01.2019. URL: https://www.timesofisrael.com/senate-advances-anti-bds-bills-as-congress-resumes-work-after-shutdown/ [21] (на англ. яз.)

[viii] [22]                   Америка в последнюю очередь? Первый в 2019 году законопроект Сената направлен на то, чтобы защитить Израиль от бойкота // RT. 06.01.2019. URL: https://www.rt.com/usa/448190-us-senate-israel-boycott-law/ [23] (на англ. яз.)

[ix] [24]                     Болтон: у нас самые хорошие американо-израильские отношения в истории // The Jerusalem Post. 06.01.2019. URL: https://www.jpost.com/Breaking-News/Bolton-We-have-the-best-US-Israel-relations-in-history-576508 [25] (на англ. яз.)