- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ирак-Иордания: об открытии нового пограничного перехода в Тербиле

2 февраля главы правительств Ирака и Иордании встретились на пограничном переходе Тербиль, где, согласно их общей оценке, была начата «новая веха» в реализации соглашения между двумя странами. Адель Абдель Махди и Омар аль-Раззаз, прибывшие на иорданско-иракскую границу из Багдада присутствовали при открытии обновленного перехода и понаблюдали за тем, как как грузовые автомобили пересекают границу. После этого высокие гости приняли участие в открытии совместной промышленной зоны.

Заявление полученное иракскими СМИ из канцелярии премьер-министра приводит эти детали: «Премьер-министр Адель Абдель Махди встретился сегодня на иракско-иорданской границе с премьер-министром Иорданского Хашимитского Королевства, Омаром Аль-Раззазом в сопровождении двух делегаций высокого уровня». В заявлении также говорится, что встреча проводилась с целью «заключить соглашение о сотрудничестве и обмене интересами между двумя странами для вступления в силу и открытия совместной промышленной зоны». Само совместное соглашение о промзоне было подписано в Багдаде в конце прошлого года.

28 декабря 2018 г. премьер-министр Иордании Омар аль-Раззаз посетил Багдад и провел расширенные переговоры с иракской стороной, чтобы обсудить пути достижения экономической интеграции между двумя странами, увеличения объема торгового оборота и согласования мер по активизации торговых коммуникаций.  Обсуждались завершение строительства нефтепровода и вопросы, связанные с импортом нефти, а также, как повысить уровень сотрудничества в области промышленности и инвестиций, и извлечь выгоду из опыта и компетенций в этих сферах, а также в других областях.

Результатом переговоров стало подписание экономического соглашения между двумя странами, которое включало несколько областей, важнейшей из которых являлись нефть и создание совместной промышленной зоны, той самой, которая и была официально открыта в Тербиле, спустя месяц с небольшим.

Примечательно, что Адель Абдель Махди фактически анонсировал это событие, когда объявил 31 января, что соглашение с Иорданией будет реализовано в отношении экспорта нефти и «откроет переход в Тербиле через два дня, что позволит обеспечить тысячи рабочих мест для иракцев».

Затем, выступая уже в Тербиле, Адель Абдель Махди добавил, что торговый обмен между Ираком и Иорданией позитивно отразится на общем движении рынка, как в самих странах, так и придаст новый импульс всему региону.

Он также рассказал журналистам, что «вместе с иорданским коллегой, Омаром аль-Раззазом они наблюдали за тем как грузовики, въезжающие через переход в обоих направлениях, подготовились к движению, и, по завершении пограничных и таможенных формальностей в накопительных зонах, им дали разрешение на проезд».

«Я рад начать новую фазу коммерческого обмена между Ираком и Иорданией на благо двух народов и открыть движение большого потока автомобильного транспорта через пограничный порт Тербиль» — добавил он.

«Доходы от транспортного и торгового движения будут положительно восприняты нашей экономикой и бюджетом, и рынок труда в Ираке и провинции Анбар, особенно вдоль дороги к остальной части Ирака, весь этот район, будут вовлечены в хозяйственный и торговый процесс активизированный для достижения безопасности, стабильности и экономического процветания», — так оценил иракский премьер-министр эффект от произошедшего.

Представители таможенных органов проинформировали премьер-министра о «ходе работы перехода и количестве проезжающих грузовых автомобилей, а также о влиянии собираемых пошлин на удвоение доходов, собираемых на этом важнейшем направлении».

Такое, казалось бы, важное событие должно было быть воспринято сугубо положительно, особенно, в контексте наведения достаточно устойчивого порядка в Анбаре, на основных трассах, ведущих к Иордании.  Еще год тому назад, грузовой транспорт в тех местах мог перемещаться только в виде хорошо охраняемых военных конвоев. Тем не менее, Анбар, преимущественно суннитская провинция, причем, достаточно сложная, несмотря на все очевидные преимущества оживления приграничной торговли и возобновления транзита грузов, восприняла реализацию Багдадом этого проекта критически.

Член провинциального парламента Анбара, для начала, раскрыл размер финансовых потерь, которые ежегодно несла провинция из-за приостановки деятельности перехода Тербиль «во время контроля его бандами и террористических атак на города провинции».

Хамид Ахмед Хашим 3 февраля заявил представителям местных СМИ, что «провинция Анбар во время контроля террористами над ее городами, а также из-за военных действий ежегодно теряла около 380 миллиардов динаров в результате приостановления работы пограничного перехода в Тербиле». По всей видимости, подобный демарш призван выступить в качестве основания потребовать увеличения отчислений от сбора пошлин в местный бюджет. Привлек «Тербильский пирог» и интересы ряда политиков в федеральном центре.

Член парламентского Юридического комитета Салим Хамза 2 февраля, обвинил некоторые политические силы правительства в нарушении законов из-за подписания торгового соглашения с Иорданией «без приемлемого и законного анализа и оценки его характера, что указывает на то, что нет юридического текста, который позволял бы парламенту знать подробности соглашения до их подписания».

«Иракское правительство открыто для заключения соглашений с соседними странами и в рамках конституционных и правовых рамок, служащих общим интересам и понимания того, что такие соглашения соответствуют иракской конституции и являются большим достижением, поскольку открывают горизонты Ирака для соседних государств», — заявил С.Хамза в интервью порталу «Аль-Иттиджах». Однако, «Палата представителей имеет полномочия не только следовать соглашениям, но одна из обязанностей Палаты представителей заключается в том, чтобы следить за делами правительства и изданием законов, а также за заключением коммерческих соглашений на межправительственном уровне».

Член Юридического комитета пояснил: «В регламенте Палаты представителей нет конституционного определения или правил процедуры, позволяющих парламенту пересматривать такие соглашения до их подписания, но, когда иракское правительство заключает соглашение, оно должно информировать Палату представителей об их принципах до этого».

Депутат Хасан Салем 30 января также обрушился с критикой на экономическое соглашение между Ираком и Иорданией, в соответствии с которым Ирак экспортирует нефть «в соответствии с уравнением, связанным с ценой на нефть марки Brent, за вычетом транспортных расходов и различных спецификаций».

«Правительство несет ответственность за это соглашение, которое возрождает иорданскую экономику, при этом наносит ущерб экономике нашей страны, разрушает частный сектор, который истребляется, а также увеличивает безработицу иракского народа», — сказал Х.Салем в заявлении для иракской прессы.

Х.Салем призвал правительство пересмотреть это соглашение и «не выступать против мнения парламента».

Впрочем, не все так критично относятся к развитию иракско-иорданского сотрудничества.

Экономический эксперт, Хусейн аль-Хенин заявил 3 февраля, что «Ирак является крупнейшим победителем от экономического соглашения с Иорданией, а Министерство торговли подтвердило, что повышение таможенного тарифа не распространяется на все товары, полученные в стране.

«Иракско-иорданское экономическое соглашение, подписанное вчера, является крупнейшим достижением Ирака». Эксперт также отметил, что «стоимость снижения тарифов на иорданские товары не превышает 20 миллионов долларов в год, тогда как Ирак будет зарабатывать 3 миллиарда долларов ежегодно, поскольку только транспортное соглашение первоначально привлечет 3000 рабочих мест, за которыми последуют другие области, где занятость рабочей силы в будущем достигнет более 100 000 рабочих мест».

В свою очередь, Министерство торговли раскрыло преимущества подписанного между Ираком и Иорданией соглашения о развитии торгово-экономического сотрудничества между двумя странами, отметив, что «соглашение не предусматривает повышение таможенных тарифов на все товары, ввозимые в Ирак».

Министерство заявило в пресс-релизе, полученном иракскими СМИ, что освобождение от таможенного тарифа не распространяется на все товары, полученные в Ираке и в списке исключены товары, которые не наносят ущерба местным промышленности и сельскому хозяйству. Список будет пересматриваться каждые шесть месяцев на основе исследований, представленных компетентными властями в Ираке о потребности страны в этих товарах или отсутствии таковой.

Иорданская сторона в свою очередь согласилась отдать предпочтение иракским сельскохозяйственным товарам для их ввоза в Иорданию в те сезоны, когда производство этих товаров в самой Иордании ограничено. Это дает хорошую возможность для иракских фермеров увеличить продажу излишков производства и экспортировать их в Иорданию.

Министерство заявило, что соглашение предусматривает создание свободной промышленной зоны между двумя странами, и в этом случае Ирак получит выгоду от получения таможенных льгот для товаров и товаров, которые он производит, а также от соглашений о свободной торговле, подписанных Иорданским Хашимитским Королевством с другими странами мира, что будет эффективно способствовать сокращению безработицы в Ираке, а также «положительно скажется на быстром ввозе товаров и товаров между двумя странами, что заставляет сосредоточится на эффективности и скорости работы, а не на рутинных процедурах, которые снижали качество товаров, в результате простоя грузовиков, которые ранее проводили недели на таможенных пунктах».