- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Послание президента США Д.Трампа о положении дел в стране: ближневосточная политика и борьба с антисемитизмом

5 февраля президент США Д.Трамп выступил с традиционным посланием «О положении дел в стране». Важно, что обращаясь к конгрессменам в таком формате во второй раз, он впервые говорил в условиях демократического большинства в Палате представителей. При этом именно из-за конфликта с демократами выступление американского лидера, запланированное на конец прошлого месяца, было озвучено именно теперь. Несмотря на название, отсылающее нас к оценке внутриполитической ситуации в Соединенных Штатах, которой, разумеется, Д.Трампом была дана развернутая характеристика, много внимания он уделил и международной повестке дня. При этом любопытно то, что в различных элементах речи президента присутствует ярко выраженная израильская или еврейская проблематика.

Начать следует со специальных гостей, которых помимо конгрессменов приглашает для заслушивания обращения президент и первая леди. Среди них наряду с мальчиком по фамилии Трамп, которого бьют в школе как раз из-за фамилии, астронавт Б.Олдрин, вторым высадившийся на Луну, сразу несколько свидетелей трагедии в Питтсбурге, где 27 октября прошлого года произошел массовый расстрел в синагоге «Древо жизни». Первый из них Т.Мэйсон – участник команды спецназа, получивший ранения во время спасения людей в синагоге. Второй – Дж.Сэмет. Его биография особенно интересна, поскольку он не только чудом спасся от расстрела и пережил Холокост, но и успел прожить продолжительное время в Израиле. Более того, даже присутствовал на церемонии провозглашения государства.

Данный факт имеет большое значение для отношений президента с еврейской общиной, которые складываются не самым лучшим образом. Помимо того, что американские евреи, судя по статистике, не одобряют его шаги в отношении Израиля, такие как перенос посольства в Иерусалим, считая, что это на пользу лишь правому израильскому правительству, многие из них не согласны и с национальной политикой. Особенно ярко это проявилось именно после расстрела в Питтсбурге. Тогда часть членов местной общины заявила, что не желает присутствия Д.Трампа в городе, а некий Б.Вебер, также спасшийся от расстрела, отметил, что его критика лидера США связана с националистическими взглядами президента, поскольку для него самого нацисты и националисты это одно и тоже.

Упомянутый выше Дж.Сэмет тогда был на другой стороне, заявив в интервью, что разделяет идею президента о том, что Америка должна быть главным приоритетом в любых действиях. Отдельно он добавил: «Израиль важен, но поскольку я живу здесь все это время, я очень патриотичен». Несмотря на то, что тогда акцент в СМИ был сделан именно на последней фразе, важность Израиля в глазах представителя американской еврейской общины также играет важную роль, поскольку те, кто следит за судьбой ближневосточной страны, явно представляют для Д.Трампа потенциально значимую аудиторию или электорат среди американской еврейской общины в целом, где многие, мысля в духе европейской интеллигенции, склонны осуждать жесткую миграционную политику и уступки в мирном процессе на пользу Израилю.

Еще одну группу гостей составляли участники Второй мировой войны, высадившиеся в Нормандии и помогавшие освобождать Восточную Европу. Среди них был и бывший узник концентрационного лагеря Дахау Дж.Кауфман. Спасенный американскими солдатами, он, как и Дж.Сэмет, уехал из Европы в Израиль, а лишь затем оказался в США. Данный факт не только был призван акцентировать роль США во Второй мировой войне, но и серьезное внимание к борьбе с антисемитизмом, в чем заметна попытка показать контраст с Европой.

Теперь обратимся к тексту послания, в котором Ближнему Востоку, фигурирующему в финальной части, отведена роль «одной из самых сложных задач» для Америки. Говоря об основаниях действий США, президент отметил, что подход Вашингтона основан на «принципиальном реализме, а не дискредитированных теориях». При этом в качестве примера он привел перенос посольства в Иерусалим. Таким образом Д.Трамп показал преемственность взглядов, т.к. еще на стадии принятия решения утверждал, что оно несет в себе цель закрепить существующую практику.

Далее после обращения к Сирии и Афганистану, касаясь которых, президент подчеркнул следование курсу на вывод американских сил, он перешел к Ирану. При этом именно в данной части послания идея противодействия антисемитизму приобрела вполне реальное очертание, будучи сведенной к иранской угрозе. В частности, Д.Трамп сообщил: «Мы не будем отводить глаза от режима, который скандирует “Смерть Америке” и угрожает геноцидом против еврейского народа. Мы никогда не должны игнорировать мерзкий яд антисемитизма или тех, кто распространяет его ядовитое кредо». При этом от данных слов создается впечатление, что обращены они преимущественно не Ирану, где упомянутые идеи по-прежнему в ходу, но не так популярны, как при М.Ахмадинежаде – наиболее «удобном» иранском президенте с точки зрения обвинений в отрицании Холокоста. Потенциально услышанными замечания об иранской опасности должны быть в Европе, где живо развивается дискуссия о том, можно ли приравнивать критику Израиля к антисемитизму. Интересны данные рассуждения должны быть и многим израильским политическим деятелям. Так, близки по духу к словам Д.Трампа размышления лидера НДИ А.Либермана в фейсбуке, опубликованные в Международный день памяти жертв Холокоста. Там он отметил, что рискованы не только демонстрации «местного мусульманского населения и левых маргиналов», но и то, что сами европейские лидеры, такие как глава лейбористов в Великобритании «перестают скрывать свое юдофобство».

В целом, как кажется, ничего радикально нового в отношении политики США  в регионе из уст президента не прозвучало. Важен, скорее, подход, где единства страны, поддержки миграционного курса и борьбы с Ираном Д.Трамп пытался добиться путем обращения к теме Холокоста и борьбы с антисемитизмом. Такой подход ожидаемо не пришелся по душе части американских еврейских организаций. К примеру, Д.Гринн из движения американских евреев-реформистов Bend the Arc: Jewish Action отметила, что он «использует антисемитские тропы…для продвижения белого национализма, который ставит евреев и многих других американцев в опасность». Со стороны представителя Еврейского демократического совета Америки последовало обвинение в том, американские военные используются в политических целях. Лишь их оппоненты из противоположного лагеря в лице Республиканской еврейской коалиции одобрили выбор гостей, сочтя, что Д.Трамп «уважает американцев, проявивших стойкость и мужество».

Таким образом, во внутриполитическом смысле обращение Д.Трампа к Конгрессу показало, что его попытка добиться если не единства, то межпартийного консенсуса потерпела неудачу, что было заметно даже на примере реакции еврейских лоббистских организаций, поддерживающих республиканцев и демократов. Вместе с тем стоит оценить намерение президента расширить свой электорат в еврейской среде за счет выходцев из Израиля в США, которые должны демонстрировать большую лояльность к его ближневосточной политике. В том, что касается стратегии действий в самом регионе, следует подчеркнуть несколько важных деталей. С одной стороны, США по-прежнему хотят добиться сближения с Европой по иранской проблеме для обеспечения большей международной изоляции Тегерана, при этом в ход идут уже не только экономические и политические инструменты, но и попытка найти понимание на максимально широком политическом уровне и среди общественности, для чего в обращении фигурировала тема антисемитизма. На роль таких союзников Д.Трампу вполне подойдут европейские правые партии, которые, кстати сказать, будут разделять и его взгляды на миграцию. Вот только излишнее внимание к теме Холокоста может показаться не всем из них приемлемым, к примеру, германской АдГ.

С другой стороны, все сказанное американским лидером касается в первую очередь не практических действий, а оценки уже совершенных шагов с целью подтверждения правильности американской стратегии. Этот факт для Иерусалима должен показаться настораживающим. Так, если год назад упоминание о переносе посольства США в израильскую столицу действительно производило эффект, то теперь ближневосточный партнер ждет продолжения в виде признания суверенитета над Голанами, а в ответ получает лишь новое обещание вывести войска из САР, заставив Израиль сражаться с ИРИ самостоятельно. Стоит однако подчеркнуть, что инициирование частичного международного признания статуса Голан как неотъемлемой части израильской территории в гораздо большей степени может служить основой для двухпартийного консенсуса, что подтверждается поддержкой лидером демократического большинства в Палате представителей С.Хойер усилий республиканцев на этом направлении.